Творческая культура. Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры


Введение

В последние годы в нашей стране обострилось внимание к проблемам теории и практики формирования эмоционально – чувственной и творческой культуры школьника.
Данная проблема связана непосредственно с этическим развитием ребенка которое начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Поскольку, эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержания должно охватывать изучение приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, хореографии…Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. [ ] «Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашем понятиям. Прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» это слова Чернышевского . М. Горький же говорил о другой стороне красоты. «Под красотой, мы понимаем такое сочетание материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеку - мастером форму действующую на разум и чувства, как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству».[ ]
Современная школа должна учесть необходимость формирования у учащихся эстетических потребности, в области искусства, в постижении художественных ценностей общества, развивать у учащихся художественное восприятие, давать знания, связанные с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности.
Большое место в эстетическом воспитании должно занимать формирование художественного вкуса, умения отличать подлинные высоко художественные произведения от примитивного ремесленничества, художественных подделок, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения. «С самого начала, как только человек соприкасается с азами творческого процесса, рядом с ним должен властно звучать голос: смотри на то, что вокруг тебя! Прекраснее правды, прекраснее действительности нет нечего! Уметь увидеть! Искусство видеть спасает от общих неконкретных представлений, от «вокруг да около», от мыслей «вообще» [ ]
Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которое необходимо развивать и использовать в целях воспитания. [ ]
«Задача современной школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, в вести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительностью, развития мышления и нравственного совершенства». [ ]
Рассмотрением и разработкой новых методов развития эмоционально - творческого мира занимались в разное время психологи и педагоги: Л.С. Выготский, А. Валлон, Т.П. Гаврилова, Д.Б. Кабалевский, К.Д. Ушинский. Они считали, что искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности человека в целом. Многие деятели образования и культуры: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский отмечали, что особенно важно в наиболее благоприятном для младшего школьного возраста, когда чувство красоты природы, окружающих людей вещей, создает в ребенке особые психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет их любознательность, развивает мышление, память, воображение, волю и другие психические процессы.
Из всего выше сказанного, предполагаем, что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, который нашел свое отражение во всех видах искусства и в самых разных формах и методах преподавания, педагог развивает и формирует эмоционально – чувственную культуру младшего школьника, способствуя тем самым воспитанию творческой личности.
Данное предположение определяет тему выпускной квалификационной работы: «Психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младшего школьника».
Цель: исследовать психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого– педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.
Задачи: 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой сторон личности младшего школьника;
2. Проанализировать литературу по проблеме создания необходимых условий для совершенствования эмоционально–творческой культуры младшего школьника;
3. Провести опытно – экспериментальные исследования по проблеме влияния разработанной системы занятий на эмоционально–чувственный мир и творческий потенциал младшего школьника;
4. Разработать методические советы и рекомендации по данной теме.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы;
2. Традиционно – эмпирические методы;
3. Методы стратегических процедур.
База исследовательской деятельности: Глуховская средняя школа Алексеевского района; класс
Структура данной работы такова: выпускная квалификационная работа имеет введение, две главы – теоретическое и практическое исследование темы, материалы приложения, библиографические сведения по рассматриваемой теме.
Глава I Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

§1 Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека

В данном параграфе мы рассмотрим, что понимается под эмоционально-чувственным миром человека.
Так, рассмотрим понятия «эмоции» и «чувства» в психолого-педагогической литературе.
Проблемой исследования эмоционально-чувственного мира человека занимались как западные исследователи З. Фрейд, У. Джемс, У. Кеннон, И. Ф. Гербарт, американский психолог Л. Фестингер, так и отечественные научные деятели: психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Р.С.Немов, А.В.Петровский, П.В.Симонов. Исследователи пытались дать объяснение, раскрыть специфику и особенности эмоционально-чувственного мира человека.
Концептуальным в нашей работе является вопрос влияния эмоций на психику и поведение человека. Учение об эмоциях и чувствах представляет собой одну из неразработанных глав в советской психологии. В современной психологической науке данная проблема является достаточно разработанной, обоснованной с опорой на учения как отечественных, так и западных исследователей.
Рассмотрим понятие «чувство» в психолого-педагогической литературе.
Нередко понятия «эмоция» и «чувство» рассматриваются как синонимы, отождествляются в исследованиях А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, В.Г.Казанова и других указывают на ошибочность этой точки зрения.
Отечественные психологи А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский понимают «чувства» как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Психологи В.Г.Казаков и Л.Л.Кондратьева отмечают, что «чувство более сложное устоявшееся эмоциональное отношение человека к миру, к поступкам и поведению людей, к коллективу и к самому себе (к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности) и так далее.
Отечественные психологи В.А.Петровский, М.Г.Ярошевский и другие отмечают, что эмоции отражают субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют и стабильную значимость.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального познания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов.
Рассмотрим следующие функции чувств, которые выделяют в психолого-педагогической литературе. 1.Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий формируется не только на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникших в общении с другими людьми, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и так далее
1.Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий формируется не только на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникших в общении с другими людьми, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и так далее.
Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи.
Обозначенная выше оценочная или отражательная функция чувств непосредственно связана с
2. побудительной или стимулирующей функцией. С.Л. Рубинштейн указывал, что «... эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют
3. подкрепляющую функцию чувств. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха - неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить её.
4. Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.
5. Приспособительная функция чувств. По утверждению Чарльза Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
6. Коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Учение об эмоциях или чувствах представляет собой самую неразработанную главу в прежней, советской психологии. Эту сторону поведения человека оказалось труднее описать, классифицировать и связать какими-нибудь законами, чем все остальные.
Эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.
В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:
1.    Предметные.
2.    Моральные.
3.    Интеллектуальные.
4.    Эстетические.
1. Моральные или нравственные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанность и отчуждённость, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением - системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.
2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.
3. Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.
4. Над предметными чувствами поднимаются более обобщённые чувства (аналогичные по уровню обобщённости отвлечённому мышлению), как: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и тому подобное. Эти чувства выражают более или менее устойчивые установки личности». С.Л. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.
Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается.
Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что направляется.
Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал - действительности, возвышенное - смешному, бесконечное - конечному. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует своё превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение.
Трагическое чувство, также как и чувство юмористическое, исходит из их реального единства. Высший трагизм заключается в осознании того, что в сложном ходе жизни добро и зло переплетаются, так что путь к добру слишком часто неизбежно проходит через зло и осуществление благой цели в силу вешней логики событий влечёт за собой прискорбные последствия.
Рассматривая вопрос об особенностях эмоционально-чувственного мира человека, следует выделить некоторые формы переживаний.
Каковы же формы переживания чувств?
Аффекты. Аффект (в переводе с латинского языка - душевное волнение, возбуждение) - стремительный и бурно протекающий эмоциональный процесс, взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю развязку действий. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизирующая роль аффекта может отразиться на моторике. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние).
Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта суживается объём сознания; оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.
Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Напряженность, или стресс - это психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями и проявляющееся в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью.
Стресс также как и аффект, дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на его физическое здоровье. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострены таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно–кишечного тракта.
С аффектами в психологической литературе часто сближаются страсти. Страсть - это сильное, стойкое длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им.
Следует различать также страсти и увлечения. «Страсть, - писал Карл Маркс, - это есть энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека». Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определённые вещи, человек другого пола. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком.
Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям импульсивным, способным быстро загораться и также быстро гаснуть. Увлечение может перерасти в страсть и может существовать рядом с имеющейся у человека
страстью, временно даже конкурировать с ней.
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний следует выделить настроение.
Настроение - это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. Настроение может быть стеническим или астеническим - радостным, печальным, сердитым, добродушным.
Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе их общения.
Настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям.
Рассмотрим теперь понятие «эмоция».
Традиционно термин «эмоция» в психологической литературе понимается как:
·    Эмоция (от латинского – emovere– потрясаю, волную) – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. [1; 436].
·    Эмоция– психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств с потребностями субъекта. [2; 407].
Таким образом, эмоция – это непосредственное, временное переживание какого-либо постоянного чувства.
П. Бард, Д. Кобб и другие выделяют следующие виды эмоций: эмоции делят на 1) положительные (радость, восторг и тому подобное) и отрицательные (гнев, горе, страх и другие), то есть приятные и неприятные.
Следовательно, эмоциональный тон ощущений и впечатлений является основной частью эмоций; выделяют и 2) смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки [ ; с. 71].
Эмоции различаются по 3) интенсивности и длительности, а также по 4) степени осознанности причины их появления.
В психологической литературе эмоции делят на стенические (от греческого – stena - сила), повышающие жизнерадостность организма и астенические – ослабляющие его; по модальности: при опасности возникает страх, при смерти любимого человека – горе, при достижении желаемого – радость.
Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекты к их сохранению или устранению.
Отечественные и западные исследователи указывают на то, что эмоциональное состояние имеет внешнее выражение, проявляющееся в мимике (выразительные движения мышц лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» - динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, выбрать голоса). В процессе общения людей выразительные движения обогащаются, дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков эмоций и чувств человека.
Таким образом, в нашей работе мы будем различать понятия «чувство» и «эмоция», где «чувства» - это одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, «эмоция» - это непосредственное временное переживание какого-либо постоянного чувства. Однако, рассматривая личность, будем выделять и ссылаться на эмоционально – чувственный мир человека, как общей характеристики.
Формирование эмоционально – чувственного мира человека является необходимым условием развития его как личности. Предметами эмоционально – чувственного мира человека становятся, прежде всего, те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности. Сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы. Говоря о формировании эмоций и чувств, о переживаниях младшего школьника, а также об индивидуальном своеобразии эмоционально чувственного мира и творческой активности детей данного возраста, нельзя не затронуть проблему понятий личности и индивидуальности человека в целом.
Что же такое личность и в каком соотношении оно находится с понятием творческая активность человека?
В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Они хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается человек, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением им значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. В дальнейшем человек обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учатся следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы, вырабатывает и развивает в себе множество свойств и качеств, характеризующих его собственную сущность. Таким образом, человек в процессе общественного развития из отдельного индивида становится личностью.


 

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru