Тема культура. Культурология

Оглавление
Тема культура. Культурология
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8


Глава 4. ФОРМЫ  И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ
Потребность в культуре  — результат двух- или  трехмиллионнолетней  эволюции  человеческого
рода, в течение  которой произошли  очень важные изменения в строении  тела . И первым  среди них
был  переход к  прямохождению, освободивший  руки  для  употребления орудий  труда. Последние
разнообразили   употребляемую  пищу,  а  та  в  свою  очередь  вызвала  серьезные   изменения  в
строении мозга, органов пищеварения и  челюстей . Прямая походка изменила  структуру гортани и
открыла  возможности возникновения речи.
Слабость  человеческих  детенышей  компенсировалась  удивительной  гибкостью  и
адаптивностью.  Волк,  носорог  или  слон   способны  существовать  только  в  том   климатическом
поясе, в каком  они  были  рождены. Человек мог жить везде . И все  это благодаря тому, что жесткую
программу  инстинктов,  задающих  один -два  варианта  действий,  заменила  совокупность  навыков
—  система  обученных  практических  умений ,  приобретенных  путем   передачи  знаний   и  их
практической  тренировки .  Недаром  многие  антропологи  определяют культуру как
совокупность
социальных навыков  и умений.
Родившись  без запрограммированного поведения,  люди  должны всякий  раз  заново
обучаться
тому,  как  интерпретировать  окружающий  мир  и  реагировать  на   него.  Ничего  такого  животным
делать не надо. Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на  который отныне  обречено было все
человечество.  Ведь  с   каждым  новым  поколением  обученное  исчезало  и  процесс  приходилось
повторять сызнова .
§ 1. Социализация и воспитание
1.1. Составные части и разновидности социализации
Социализация  представляет  собой
процесс  усвоения   культурных  норм  и  освоения
социальных  ролей.
Он  означает   превращение   человека  в  социального  индивида,  зрелую
разновидность которого  именуют
личностью.
От  социализации  надо отличать
адоптацию
(ограниченный  во времени  процесс  привыкания  к
новым   условиям),
обучение
(приобретение   новых  знаний),
воспитание
(целенаправленное
воздействие   агентов  социализации   на  духовную  сферу  и   поведение   индивида),
взросление
(социопсихологическое  становление   человека  в  узком  возрастном  диапазоне  от 10 до 20 лет),
возмужание
(физико-физиологический процесс  укрепления организма человека в подростковом и
юношеском возрасте).
Воспитание
является  составной  частью  процесса   социализации   и   представляет  собой
целенаправленную передачу  этических норм  и правил достойного  поведения старшим поколением
младшему.  Оно  включает   систему  педагогических  практик.  Общество  изобрело  множество
педагогических  практик
(приемов,  методов,  техник) — способов  социальной  тренировки ,
позволяющих  человеку  накрепко  усвоить  правила  поведения.  Сущность  воспитания —
нравственное совершенствование человека , приращение  в культурном и  социальном плане.
Результаты воспитания проявляются в степени  усвоения ранее  заданных черт, норм  поведения.
Внешние  нормы  поведения,  соблюдение   которых  пытаются  добиться  от  ребенка  родители ,
должны стать внутренними принципами  его мировоззрения.
О  результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности ,
уровень интеллигентности, наличие самоконтроля.
Воспитание  — это  не  только  целенаправленное  прививание   наперед  заданных  свойств,  но  и
стихийное  усвоение культурных норм.
Стихийное  усвоение  происходит из ближайшей и  дальней социальной  среды. Оно происходит
неосознанно. В семье  оно идет через
подражание родителям.
К  субъектам   воспитания  относятся  лица ,  оказывающие  целенаправленное  или  стихийное
влияние на  формирование  ребенка:  родители ; родственники; друзья; знакомые;  значимые  другие
— реальные (настоящие) герои ; воображаемые (литературные) герои ; учителя; другие лица.
С  социализацией   тесно  связана
инкультурация
—  продолжающийся  всю  жизнь   процесс
усвоения  традиций ,  обычаев,  ценностей  и  норм   родной   культуры.  В  отличие  от  него,
аккультурация
означает   частичное   усвоение  традиций   и  ценностей   чужой  культуры.  Полное
погружение   в  чужую  культуру,  означающее,  что  индивид  забыл  традиции  и   ценности  родной
культуры, называется
ассимиляцией.

Таким   образом,  социализация  выступает  базовым  процессом   включения  человека   в  данное
общество ,  элементами  или  частями   которого  могут  быть  воспитание,  обучение,  взросление ,
адаптация  и   возмужание ,  а   разновидностями   социализации  применительно  к  культуре  являются
инкультурация, аккультурация и  ассимиляция.

1.2. Процесс социализации
Процесс  социализации  проходит   фазы,  которые   называют   еще  стадиями  жизненного  цикла
человека.  Это
детство,  юность,  зрелость
и
старость.
По  степени  достижения  результата  или
завершенности  процесса социализации , можно выделить
начальную,
или раннюю социализацию,
охватывающую  периоды  детства   и  юности,  и
продолженную,
или   зрелую  социализацию,
охватывающую два  других периода.
Прежде  подготовка  к  взрослой  жизни  была  непродолжительной:  в 14—15 лет   юноша
переходил  в  разряд  взрослых,  а   девушки   в 13 лет  выходили   замуж   и   образовывали
самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что
сохранили  традиционный  уклад  жизни ,  существует   раннее  прекращение  детства .  Детство
получило  признание  в Европе в средние  века, а отрочество — только в XX веке . Совсем  недавно,
да и  то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной  стадией
жизненного  цикла  была  признана  юность (молодость).  В  индустриальном   и
постиндустриальном обществе человек продолжает  учебу иногда  до 25 лет. В сравнении с  нашими
обезьяноподобными  предками период подготовки  к жизни увеличился минимум  в 5 раз.
Подготовка  к самостоятельной  жизни  стала не только более продолжительной, но также  более
сложной  и   дорогостоящей.  Дать  полноценное  образование  всем  желающим  из  любого
социального  слоя  человеческое  общество  смогло  только  в XX веке.  Десятки  тысяч  лет  оно
накапливало для этого ресурсы. Всеобщее  среднее  образование  — серьезное достижение  нашего
времени . Если  учитывать все  расходы, то государство  в развитых странах тратит на  образование
до 30% национального дохода .
Однако школьное , университетское, производственное или  какое -либо иное
обучение
— всего
лишь техническое мероприятие, организованное  для приобретения новых знаний. Это только один
из этапов социализации . Обучение предмету и  обучение жизни — вещи совершенно разные.
Невозможно  обучиться  социальной   роли  по  книжкам  или  методом   деловой  игры,  хотя
усовершенствовать себя в ней  таким  образом  можно. Наследник трона готовится к роли  монарха
многие  годы; его воспитывает окружение ,  практика  принятия  управленческих  решений ,  которую
приходится  осваивать,  реально  став  королем   или   вождем.  Каждая  социальная  роль  включает
множество культурных норм, правил и  стереотипов поведения, незримыми  социальными нитями
— правами, обязанностями, отношениями  — она связана с другими ролями . И все это  надо осваи -
вать . Вот почему к социализации применимо не слово «обучение », а слово
«освоение».
Оно шире
по содержанию и включает в себя обучение  как одну из частей.
Поскольку  на  протяжении   жизни  нам  приходится  осваивать  не   одну,  а  целое  множество
социальных  ролей,  продвигаясь  по  возрастной   и  служебной   лесенке,  процесс  социализации
продолжается  всю  жизнь .  До  глубокой  старости  человек  меняет   взгляды  на  жизнь,  привычки ,
вкусы, правила поведения, роли  и т . п. Понятие  «социализация» объясняет то, каким образом
человек из существа биологического превращается в существо  социальное.
Социализация — такой   процесс,  который  не  поддается  искусственному   управлению  либо
манипулированию.
К 14 годам  из талантливого ребенка  можно сделать  вундеркинда , знающего в совершенстве тот
или  иной  предмет.  Примеров  ускоренного
обучения
множество,  но  не   существует  примеров
ускоренной
социализации.
Разумеется,  возможно  раннее   взросление ,  особенно  если  жизнь   была   трудной:  в  детстве
человек  лишился  родителей,  рано  пошел  трудиться,  познал  все  невзгоды.  Но  это  еще   не
социализация. Можно сократить отдельные  ее  этапы, ускорить их прохождение , но удлинить или
сократить процесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?
Социализация должна  начинаться в детстве , когда примерно на  70% формируется человеческая
личность.  Стоит  запоздать,  как  начнутся  необратимые   процессы.  В  детстве  закладывается
фундамент социализации, и  в то же время это самый  незащищенный ее  этап .
Дети, изолированные  от общества, в социальном  плане погибают, хотя многие взрослые иногда
сознательно  ищут  уединения  и   самоизоляции   на   некоторое  время,  предаются  углубленным
размышлениям и созерцанию.

Даже  в тех случаях, когда взрослые  попадают  в изоляцию помимо своей  воли и на длительный
срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А  бывает , преодолевая трудности ,
они даже  и развивают свою личность, открывают в себе новые  грани.
1.3. Агенты  и институты  социализации
Беспомощность  ребенка,  его  зависимость  от   окружения  заставляют   думать,  что  процесс
социализации  проходит  при  чьей -то   посторонней   помощи .  Так  оно  и  есть.  Помощники  — это
люди   и  учреждения.  Их  называют  агентами  социализации (конкретные   люди,  ответственные   за
обучение  культурным   нормам   и   освоение  социальных  ролей)  и   институтами  социализации
(учреждения, влияющие на  процесс социализации и  направляющие  его).
Так  как
социализация
подразделяется  на
два  вида
первичную
и
вторичную,
агенты  и

институты социализации  делятся на  первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации
Агенты  первичной  социализации
—  ближайшее  окружение   человека :  родители ,  братья,
сестры,  бабушки,  дедушки,  близкие  и  дальние  родственники,  приходящие  няни,  друзья  семьи ,
сверстники , учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Первичная среда
Первичная  среда
— не  только ближайшая к человеку, но и  важнейшая для его формирования,
т. е. стоящая на  первом месте по степени значимости .
Агенты вторичной  социализации
Агенты  вторичной  социализации
—  представители  администрации   школы,  университета ,
предприятия,  армии,  полиции,  церкви ,  государства,  сотрудники  телевидения,  радио,  печати ,
партий , суда и  т. д.
Первичная и  вторичная социализация
Первичная   социализация
межличностных  отношений,
вторичная
—  сфера
—  сфера
социальных отношений.
Одно и  то же  лицо может  быть агентом как  первичной, так и вторичной
социализации.
Учитель,  если  между   ним  и   учеником  доверительные  отношения,  окажется  среди  агентов
первичной  социализации . Но если  он  всего лишь выполняет свою формальную роль,  то  он  будет
агентом вторичной  социализации .
Каждый   агент  первичной  социализации  выполняет  множество  функций (отец — опекун ,
администратор,  воспитатель,  учитель,  друг).  Агенты  вторичной  социализации   влияют  в  узком
направлении ,  они  выполняют  одну-две  функции .  Школа  дает   знания,  предприятие — средства
существования, церковь — духовное  общение и т . п.

1.4. Первичная социализация
Первичная   социализация
представляет  собой   процесс   ухода,  воспитания  и  обучения  детей
прежде  всего  в  семье ,  осуществляемый  теми   агентами  социализации ,  которые  находятся  в
непосредственном  и  регулярном контакте  с ребенком  в  раннем  и позднем  детстве .  Прежде  всего
это родители, ближайшие родственники, ровесники , а также кормилицы и няни .
Целью  первичной  социализации  выступает  формирование   у
ребенка  мотивации  на
привязанность к
другим   людям ,  которая  проявляется  в  доверии ,  послушании,  желании  делать  им   приятное  и
доброе.
Эффективным   приемом (педагогической  практикой )  первичной  социализации  является
поведение  родителей,  которое   выступает  наглядным   примером  того,  как  надо   вести   себя  в
различных ситуациях.
К социализации в раннем  детстве можно отнести то, как и  когда происходит отлучение  ребенка
от  груди — рано  или  поздно,  постепенно  или  сразу.  В некоторых  культурах  детей  до  позднего
возраста  кормят грудью, увеличивая период телесного контакта . В других культурах их отлучают
рано,  передают  кормилице  либо  кормят  искусственным   молоком .  Контроль  за   естественными
отправлениями ,  защита  от воздействий окружающей  среды (холода,  сырости ) и  т.  п. составляют
основу  физического  ухода  за  ребенком.  Напротив,  церемонии  инициации,  наречение   имени ,
крещение,  обучение   языку,  речевому  этикету,  телесные   наказания,  словесный  инструктаж,
проповеди,  поучения  и   выговоры,  предостережения,  система  вознаграждения (одобрение  или
осуждение  соответствующего   поведения)  относятся  к  социокультурным  процедурам  социа-
лизации.
Способы  социализации   зависят  от  того,  к  какому  полу  относится  агент  первичной
социализации — к  женскому   или  мужскому.  Женщина  чаще  стремится  приласкать  ребенка ,
оградить от  холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам . Мужчина испытывает
эмоциональный   дискомфорт   при   тесном  контакте   с  ребенком,  чаще  отстраняется  от  него,  дей -
ствует  угрозой  наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за
ребенком  развивают в  нем эмоциональную зависимость  от  взрослых, несамостоятельность. Отец
поощряет  силовые  и  военные  игры,  развивающие   самостоятельность  и  собственную  активность
ребенка .
Первичная  социализация  закладывает  основы  половой  идентификации.  Мальчики  играют  в
военные
игры,
а  девочки  — в  куклы.  Мальчиков  учат  быть   смелыми ,  сильными ,  деловыми ,
девочек — мягкими ,  хозяйственными,  заботливыми.  Таков  отработанный   тысячелетиями
нормальный путь социализации.

1.5. Функции родительства
Многие  убеждены,  что  родительские  чувства  передаются  биологически  и  пробуждаются  с
рождением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц  до млекопитающих
—  родительская  забота  запрограммирована  генетически .  Однако  для  человеческих  существ  это
справедливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое  отношение.
Взаимоотношения, складывающиеся между  родителями (матерью и  отцом ) и детьми , являются
решающим моментом  социализации. Они  обнаруживают себя  в  самый ответственный момент  —
когда   человек  наиболее  восприимчив  к  добру  и   злу,  когда  он   наиболее   доверителен  и  открыт
всему  новому, а   именно  в  период  младенчества.  Вторая  характерная черта — взаимоотношения
продолжаются всю жизнь и ,  следовательно, оказывают  наиболее длительное воздействие. Третья
черта — родительско-детские   отношения  являются  самыми  тесными  и   близкими  отношениями ,
которые  только могут существовать  в человеческом обществе.
В ходе многовекового развития человеческое  общество  создало вокруг и  по поводу отношений
родительства  сложные  системы  ценностей,  традиций ,  норм   и   правил  поведения,  механизмов
социального  контроля (телесные   наказания,  отлучение  от  наследства ,  почитание   старших,
лишение родительских прав).
У  высших животных формируется особое явление  —
материнство,
которое у людей  получает
наивысшее  развитие.  Из  инстинктивного  оно  становится  сознательным.  На  базе   материнства
позднее   возникает   новый  феномен  —
отцовство.
У   него  нет   биологических  корней .  Это
социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление  —
родительство,
которое   по  мере  развития  общества  превращается  в  специальный  социальный
институт.
Появление  техники ухода за  детьми радикально повлияло на  эволюцию обезьян . Забота и уход
за потомством не в меньшей  степени повлияли  на  процесс превращения обезьяны в человека, чем
возникновение орудий  труда и  «приручение» огня.  Вынашивание ребенка  — самый  ранний  этап
социализации, который
предопределил дальнейший  ход истории  человеческого рода . В конечном итоге уход  за  детьми ,
постепенно переросший в сложнейшую  процедуру  воспитания, необходим  был  взрослым  даже  в
большей  мере ,  чем  самим  детям . Он  существенно повлиял на  их интеллектуальное и  социальное
развитие.
По мере увеличения мозга  у человека  сокращалось количество инстинктов и их место занимали
социально приобретенные навыки. Природное  начало сужалось, социальное — расширялось. Оно
потребовало  особого  периода  —
детства,
когда  родители  обучают   потомство  основам
выживания.  Чем  выше  взбиралось  человечество  по  эволюционной  лестнице ,  тем  большему
количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось.
В  пределах  человеческой   истории  на  удлинение   детства   серьезно  влиял  переход  от   одного
хозяйственного  уклада   к  другому.  Собирательство  требует  наименьшего  времени   обучения.
Переход  от  потребления  пищи  к  ее  хранению  увеличил  сроки   обучения.  Переход  от
собирательства  к охоте  потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и
защиту потомства . Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Другой  фактор  удлинения  детства —
возникновение  семьи.
Появление
моногамии

устойчивого  брачного  союза  самца  и  самки  на  период выращивания хотя бы одного  выводка —
вызвано  было  тем,  что  самка   в  одиночку  не   могла  сохранить потомство:  нужно  было  добывать
пищу ,  охранять  территорию  от   врагов,  передавать  знания.  Отсюда   произрастает  институт
отцовства  и  начинается  история  социализации   в  полном  смысле  слова.  Ее  нижняя  граница —
возникновение института отцовства и на  его основе  — формирование института родительства.
Отсюда  берет  свое начало и
общественное  разделение  труда,
так  как исторически  первая его
форма   относится  не  к  сфере  производства,  как  мы  привыкли  думать,  а  к
сфере  воспитания
потомства.
Женщина   обеспечивает  вынашивание  плода,  выкармливание  младенца  грудью  и
психофизиологический   уход  за   ребенком.  Отец  подключается  к  воспитанию  позже,  но  обучает
детей  всей сумме необходимых для жизни  в обществе знаний .

Подростковый  период  и  юность  представляют  собой  такой  возраст ,  когда   агенты  первичной
социализации (за  исключением   группы  сверстников)  начинают  играть  меньшую  роль,  а  агенты
вторичной социализации  — большую. В зрелом  возрасте  агенты вторичной социализации  выходят
на  первый   план  либо  уравниваются  по  степени   влияния  с  агентами  вторичной  социализации .
Юность  завершает   активный   период  социализации .  К  юношам  обычно  относят  подростков  и
молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет.
Не   все  агенты  первичной  социализации  играют  одинаковую   роль  и  обладают  равным
статусом.
По  отношению  к  ребенку,  проходящему  социализацию,  родители  находятся  в
превосходящей  позиции. Напротив, ровесники  равны  ему. Они  прощают  ему  многое  из того, что
не  прощают  родители : ошибочные  решения,  нарушение  нравственных  принципов  и  социальных
норм , бесцеремонность и  т. д. В каком -то смысле ровесники  и родители  воздействуют на ребенка  в
противоположных направлениях и первые сводят на  нет усилия вторых.
1.6. Культурные различия в воспитании детей
Как  обучают  культурно  приемлемому  поведению?  Уже   в  колыбели  человек  становится
центром  притяжения  внимания  родителей  и  семьи,  хотя  с  годами,  по  мере   взросления,  он
перемещается  на  периферию.  Он  учится  различать  вначале   по  тону  голоса  родителей,  какие
действия нельзя совершать, а что приятно  им . Родители постоянно повторяют слова типа «мама»
или «баба»,  и  ребенок  узнает,  что,  произнося  подобные   слова ,  он   получает  вознаграждение:
поцелуй , сладкое питье  или нежность. По прошествии времени  ребенок узнает  еще больше слов и
правил  поведения.  Маленькая  девочка  учится  должному  поведению,  которое  вначале  не  зависит
от  специфики  пола  и  больше  основывается на  общекультурных  универсалиях. По  мере  того как
она подрастает, через игры с друзьями , поведение  родителей, а позже через официальное обучение
в  школе ,  девочка  узнает   обо  всех  тонкостях  поведения,  которое  ожидается  от  девушки  или
женщины в цивилизованном  обществе .

Продолжительность,  функции  и  способы  воспитания  были   различными  у   разных  народов,
разных классов и  в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем  и среднем  классе было
более  продолжительным ,  чем  в  рабочем  классе .  У   обеспеченных  слоев  детство  считалось
периодом относительной  беззаботности и  неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и
класса  были   свои   методы  ухода  за   детьми.  В  странах  с  холодным   климатом  младенцев  днем  и
ночью  предпочитают   держать  в  люльке  спеленутыми,  а  с  теплым — носить  в  платке  или  на
перевязи за спиной.
Этнографы  и  социологи  сравнили   национальные  стили   воспитания  детей  по  степени  их
строгости, соотношению наказаний  и поощрений и выделили  два противоположных — японский  и
английский.
В  Японии  учитель  чаще  обращается  к  поощрениям ,  нежели  к  наказаниям.  Воспитывать
означает  не  ругать  за  то,  что  уже  сделано  плохо,  а ,  предвидя  плохое,  обучать  правильному
поведению.  Даже   при  явном  нарушении   правил  приличия  воспитатель  избегает  прямого
осуждения,  чтобы  не  поставить  ребенка  в  унизительное   положение.  Вместо  порицания  детей
обучают   конкретным  навыкам  поведения,  всячески   внушая  им  уверенность,  что  они  способны
научиться  управлять  собой,  если  приложат   усилия.  Японцы  считают,  что  чрезмерное   давление ,
направленное  на  достижение  сиюминутного  послушания,  в  будущем   может   дать  обратный
результат.
С  европейской  точки  зрения,  детей  в  Японии  неимоверно  балуют.  Им   ничего  не  запрещают ,
лишая  тем   самым  поводов  заплакать .  Взрослые  совершенно   не   реагируют  на  плохое  поведение
детей , словно не замечая его. Первые  ограничения начинаются в школьные годы, но  вводятся они
постепенно.  Ребенок  начинает  подавлять  в  себе   порывы,  которые  в  раннем   детстве  никто  не
ограничивал.  Он  учится  вести  себя  подобающим  образом,  уважать  старших,  чтить  долг  и  быть
преданным  семье . По мере  взросления жесткость регламентации  поведения сильно возрастает.
В  Англии  придерживаются  иных  методов.  Англичане   считают,  что  неумеренное   проявление
родительской любви и  нежности  приносит  вред детскому
характеру.  В  их  традициях  относиться  к  детям  сдержанно,  даже   прохладно.  Мягкость  и
нежность  они  проявляют  скорее  к  собакам  и  кошкам . Дисциплинирующее  воздействие  на  детей
оказывается с  самого раннего возраста. Если  ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего
или наносит  ущерб  чужому  имуществу, его ждет  суровое,  даже жестокое  наказание. Наказывать
детей  в Британии  — это  не  только  право, но и  обязанность родителей. Баловать детей  — значит
портить их.
С  детства  англичане  приучаются  к  самостоятельности  и  к  ответственности   за  свои  поступки.
Они как бы рождаются взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить.
Сознательно отстраняясь от детей, родители  готовят их к трудностям  взрослой жизни . Уже в 16—
17 лет , получив права и  аттестат, дети уезжают из родительского дома  и живут независимо.
1.7. Институт воспитательства
Главными  агентами  социализации   по  праву  считают   родителей .  Но  так  было  не  всегда.  При
родовом  строе   и  в  феодальной   Европе  приобрел  популярность  особый  институт ,  защищающий
родительство. Речь идет  о практике обязательного воспитания детей на  стороне .
Одним  из  примеров  служит   кавказское  аталычество.  Аталыком  называли  приемного  отца ,
обычно родственника, в  семью которого  родители  отдавали  своего ребенка. Получали  назад  они
его  только  после  совершеннолетия.  Приемного  сына  воспитывали   с  не  меньшей  заботой  и
нежностью,  чем  родных  детей ,  с  которыми  у  него  устанавливалась  близость,  равная  кровному
родству.
Воспитание  в  чужой  семье  практиковалось в  Японии ,  где  ребенка   отдавали  на  сторону  в 10-
летнем   возрасте,  и  в  средневековой  Европе,  где  многие  дети  воспитывались  в  монастырях,
закрытых школах и университетах с  7—10 лет . Средневековые  ремесленные цехи  и  ученичество в
подмастерьях — также разновидность института воспитательства .

1.8. Институты  вторичной социализации: школа
Семью  называют  институтом   первичной  социализации,  так  как  она  — первое ,  с  чем
сталкивается ребенок при рождении ,  и основное место, где  формируются доверительные  личные
отношения.
Школа  является  главным  агентом   или  институтом  вторичной  социализации,  дающим  детям
систем атическое  образование , подготовку к трудовой жизни и  участию в политических процессах.
Городская школа остается средоточием  всей культурной жизни старшеклассников и представляет
собой  некоторую  микромодель   большой  культуры.  Хорошо  оснащенные   школы  имеют   в  своем
распоряжении школьные  театры, клубы, спортивные  общества , кружки  по интересам .
Школа продолжает  процесс  социализации , начавшийся в семье.
Чем  сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение , тем больше областей
специальных  знаний   появлялось  и  тем   настойчивее   заявляла   о  себе  потребность  в  формальной
школе.  Школы  зародились  только  тогда,  когда  человечество  изобрело  письменность.  Самые
ранние   школы  возникли  в  Древнем  Египте,  Китае,  Греции ,  Иудее.  Они   были  специализи -
рованными :  египетские  школы  писцов,  греческие   школы  философов,  иудейские   школы
священников.
В  Греции   слово «школа» («сколе»)  имело  несколько  значений:  досуг,  праздность,  ученая
беседа.  Связь  двух  понятий — праздности   и  обучения — сегодня  кажется  странной.  Однако  в
доиндустриальном  обществе,  т.  е.  еще 200—300 лет  назад,  обучение  теоретическим  знаниям  не
давало  практических  преимуществ,  не  увеличивало  личной  продуктивности .  Орудия  труда   и
технология производства были  крайне  примитивными, а квалификация работников — невысокой .
В  школе   обучались  лишь  те ,  кто  имел  свободное  время (досуг)  и   средства,  чтобы  заниматься
тренировкой   мышления  для  собственного  удовольствия.  Школа  в  традиционном  обществе
обслуживала  только элиту.
Индустриальная  революция  кардинально  изменила   ситуацию.  Появились  тысячи   новых
профессий и  экономических ролей, к которым надо было специально готовить.
В  современном  обществе  школа   составляет   начальное  звено  разветвленной  системы
образования.

Школа
Школа
—  это  учебно-воспитательное  учреждение ,  осуществляющее   обучение  лиц
определенных  возрастов  в  специально  оборудованных  помещениях  и  под  руководством
профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения — дать подросткам систематические
знания в основных  областях человеческой деятельности : физики, математике , литературе ,  языку,
истории  и   т.  п .  Образование  — систематический   и  формализованный  способ   передачи  знаний ,
навыков, ценностей.
Социализирующая  функция  школы  проявляется  также   и  в  том ,  что  дети  учатся  социальным
нормам и ролям, которые  им придется исполнять в жизни.
Необычность  ситуации ,  в  которой   оказывается  школьник,—  отсутствие  надзора   со  стороны
родственников и родителей. В школе  ребенок учится подчиняться незнакомым людям  не потому,
что  испытывает  к  ним  особую  привязанность  и  любовь,  а  потому,  что  так  требует  социальная
система ,  основанная  на   единообразии   требований ,  норм,  правил  и  социальных  ролей.  Ни   один
школьник не  рассматривается в качестве уникальной личности — любимого сына, единственного
ребенка   и  т.  п.  Школа  стандартизирует  людей,  индивидуальные   качества  ребенка  не   являются
здесь  предметом   специального  внимания.  Став  школьником,  ребенок  перестает  быть
незаменимым  и уникальным , каким  он  был в семье. Он  — один  из многих и  подчиняется тем же
правилам,  каким  подчиняются  все  другие .  Стандартизация  мыслей   и  поведения  достигается
благодаря  школьной  форме ,  стандартному  набору  учебников  и  письменных  принадлежностей ,
постоянному  режиму  дня,  четко  установленной  очередности  предметов (расписанию  уроков),
стабильности преподавательского контингента и  учеников.
Успехи  детей  также  оцениваются стандартно — при  помощи  школьных оценок.
Школа и система  образования в целом  — эффективный  инструмент социальных перемещений .
Во всех  странах наблюдается одна  и  та  же  закономерность:  чем  ниже  уровень образования, тем
ниже квалификация,  достигнутый статус  и  зарплата. Напротив,  высокий  уровень  образования —
способ сделать профессиональную карьеру.

§ 2. Адаптация
Адаптация
—  процесс  физического , психофизиологического и  социального приспособления  к
среде.  В  биологии  это  совокупность  поведенческих  механизмов,  обеспечивающий  живым
существам  возможность  сохранить  специфический  образ  жизни   в  определенных  условиях.  В
медицине  адаптацией  называют  привыкание  к  чему-либо.  В  социологии  адаптация — особый
процесс  взаимодействия  личности   или  группы  с  социальной  средой,  когда   индивид  усваивает
социальные  нормы  и  традиции   субкультурных  ценностей  определенной   группы (например,
профессиональной). Если  речь идет  об усвоении  индивидом  не  частных (субкультурных), а  общих
(культурных)  ценностей   и   традиций,  характеризующих  общество  в  целом,  то  говорят  не  об
адаптации, а  о социализации (как макропроцессе).
Адаптация  предполагает,  что  существуют  какие -то  новые  или  неожиданные   условия,  к
которым  индивид должен  со временем привыкнуть, приспособиться. При этом  он  не обязательно
должен  их глубоко усвоить, например, ценности  и  нормы группового поведения, которое человек
не  приемлет  по  нравственным  соображениям.  Усвоение ,  превращение   таких  норм   в  свои
собственные принципы — это скорее  социализация, нежели адаптация.
Когда  мы  переезжаем  в другую страну,  нам  приходится  приспосабливаться  к изменившемуся
климату,  поступая  работать  на  предприятие,  мы  приспосабливаемся  к  нормам  и  требованиям ,
которые  сложились  в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и  требования, надо пообщаться с
людьми ,  узнать  их  проблемы,  привыкнуть  к  их  характеру,  участвовать  в  общих  мероприятиях.
Поэтому в медицине  адаптация означает  привыкание, а  в социологии — взаимодействие  и  через
него усвоение  социальных норм  и ценностей.
Адаптация представляет элемент , составную часть  социализации.
Когда  взрослый  человек приезжает  на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к
непривычным традициям, нормам , языку. Когда  же он переезжает  постоянно в другую страну, ему
приходится социализироваться, а  не просто адаптировать-
ся. Получив гражданство и  работу в новой  стране, человек осваивает новые  социальные  роли ,
усваивает новые культурные нормы, приобретает новые  статусы.
Способность  к  адаптации   с   возрастом  угасает .  Английский  профессор,  прожив 7—10 лет  в
США, так и  не станет заправским американцем, хотя он говорит на  том  же языке и обладает  очень
схожей  культурой.  А  полуграмотный  сын  итальянских  эмигрантов  к 10-ти   годам   ничем  не
отличается  от   сверстников-американцев.  В  одном  случае  происходит  только  адаптация,  а   во
втором — социализация.
Причины того,  почему  социализация взрослых и  социализация  детей  происходит  по-разному,
изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он  обнаружил следующие  различия.
1.   У   взрослых  социализация  видоизменяет  внешнее  поведение,  а   у  детей  трансформирует
базовые ценности .
2.   Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а  дети усваивают  все некритиче -
ски .
3.   Социализация  в  зрелом   виде   вносит  дополнительные   оттенки  между  черным   и  белым ,  а
дети  учатся различать только контрастные  цвета в оценках и  суждениях о других людях. Взрослые
выполняют множество социальных ролей (отец , работник и т . п.), а дети  — нет.
4.   Социализация взрослых идет  по линии профессиональной специализации, а дети  обучаются
общим принципам жизни , правилам вежливости, моральным ценностям .
§ 3. Инкультурация
Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их
лучше  не смешивать.
Социализация
Социализация
обозначает  обучение  человека   жизни   в  современном   обществе.  В  какую  бы
страну  он   ни  выехал  на  время  или  ни   переехал  навсегда,  он   обязан   иметь  элементарные
представления о социальной структуре  и стратификации  общества , распределении
людей  по  классам,  способах  зарабатывания  денег  и  распределении   ролей  в  семье,  основах
рыночной  экономики  и политического устройства государства, гражданских правах  и т . п.
Инкультурация (enculturation)
Инкультурация
(enculturation) обозначает  обучение человека  традициям  и  нормам поведения в
конкретной культуре . Культура  в разных странах более специфична, чем социальная структура. К
ней  труднее  адаптироваться,  полноценно  включиться  и  привыкнуть.  Взрослый  эмигрант ,
выехавший  из  России   в  Америку,  достаточно  быстро  усваивает  социальные  законы  жизни,  но
гораздо труднее у  него происходит  усвоение  чужих  культурных норм  и обычаев.  Русский  физик,
программист  или   инженер,  имея  высокую  квалификацию,  признанную  за  рубежом,  за   короткое
время усваивает права  и  обязанности , соответствующие его новой должности. Через месяц-другой
он  справляется  с   профессиональными  обязанностями   не   хуже  коренного  американца.  Но
привыкнуть к чужой культуре , почувствовать ее  своей  ему не удается порой  и через многие  годы.
Таким  образом , адаптация  к социальному порядку жизни в чужой  стране  происходит быстрее ,
чем инкультурация — приспособление  к чужим  ценностям, традициям и обычаям .
Адаптация происходит  и  при  социализации,  и  при  инкультурации.  В первом   случае  индивид
адаптируется  к  социальным  условиям  жизни,  во  втором — к  культурным.  При   социализации
адаптация легкая и быстрая, при  инкультурации  — тяжелая и  медленная.
Когда  человека спрашивают: «Кто  ты?»,  то  с точки  зрения социализации он  должен  ответить:
«Я — профессор,  ученый ,  инженер,  глава   семьи ».  Но  с  точки   зрения  инкультурации  он   обязан
назвать свою национальность: «Я — русский».
На   индивидуальном  уровне   процесс  инкультурации  выражается  в  повседневном  общении  с
себе  подобными — родственниками ,  друзьями,  знакомыми  или   незнакомыми   представителями
одной культуры, у  которых сознательно и  бессознательно ребенок учится тому, как следует  вести
себя  в  разнообразных  жизненных  ситуациях,  как  оценивать  события,  встречать  гостей,  реаги -
ровать на те  или иные знаки внимания и сигналы.
Инкультурация  или  обучение   культуре  происходит   несколькими  путями.  Она  может
происходить  непосредственно,  когда  родители  учат  ребенка  благодарить  за  подарок  или
опосредованно,  когда  тот  же  ребенок  наблюдает,  как  ведут   себя  люди  в  подобных  ситуациях.
Таким  образом,  прямое  высказывание  и  косвенное   наблюдение («приглядывание»)  являются
двумя  важными  способами  инкультурации.  Человек  изменяет  свое  поведение  и  тогда ,  когда  ему
говорят  о  том , как  следует  поступать, и  тогда, когда  он  подсматривает, как другие  ведут себя  в
аналогичных  ситуациях.  Часто  люди  говорят  одно, а   делают  другое.  В  этих  ситуациях  индивид
теряет  ориентацию и процесс инкультурации  затрудняется.
Даже   самая  простейшая  процедура ,  которую  мы  многократно  проделываем  каждый  день ,  а
именно прием пищи, с точки  зрения культурологии  представляет  совокупность определенных поз
и  жестов, наделенных разным  смыслом  и значением в различных культурах. Одно дело поведение
за едой дикаря, совсем  другое — поведение  культурного человека. Последнего учат всему, в том
числе  и   языку  жестов.  Цивилизованного  человека   обучают  тому,  как  удовлетворять  свои
естественные  потребности  в  соответствии  с   нормами  той  или  иной  культуры.  Иначе   говоря,
культура  учит нас , что, когда и  как следует есть.
В  большинстве  культур основной  прием  пищи  происходит в полдень, а  англичане делают  это
во  второй половине  дня. Они  едят на  завтрак рыбу, а  американцы  предпочитают  кекс  и  особую
кашу  для  завтрака .  Бразильцы  добавляют  в  крепкий  кофе  горячее   молоко,  а   американцы
смешивают  молоко  с  пивом. У  англичан   обед  бывает  в 5—6 часов,  а  у испанцев — в 10. Евро-
пейцы  едят  с  вилкой  в  левой   руке  и  ножом  в  правой .  Нарезанное  ножом  мясо  они  сразу  же
отправляют в рот  вилкой , которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.
Социализация
—  врастание  в  общество,  становление  человека  социального.  Конечный
процесс социализации —
личность.

Инкультурация
—  срастание  с  родной   культурой ,  становление  человека  воспитанного.
Конечный результат инкультурации —
интеллигент.
Можно  быть  очень  социализированным   и  совершенно  некультурным. «Новые  русские» —
образец  превосходного  приспособления  к  изменившейся  в 90-е  годы  социальной  реальности ,
люди , умеющие находить выход из любой  ситуации, знающие в этой  жизни все ходы и  выходы.
Это  результат  превосходной  социализации .  Однако  в  большинстве   своем «новые  русские » —
совершенно  неинкультурированные   люди.  Им  наплевать  на  общечеловеческие  ценности   и
христианские заповеди  вплоть до «не убий», на  этикет поведения и т . п.
В  старости  процесс  накопления  культурных  норм   доходит  до  своего  апогея.  Труднее  всего
приспособиться  к  нормам   чужой  культуры  пожилому   эмигранту ,  так  как  ему  сложнее   всех
освободиться от груза  прежних культурных привычек.
А   что  происходит  с  социализацией?  Подчиняется  ли  она   возрастным  изменениям   и  как?
Известно,  что  способность  к  адаптации   с  возрастом  угасает .  Старикам   все  сложнее
приспосабливаться к быстро меняющимся социальным  условиям.
Таким   образом ,  мы  можем   считать  два  процесса —
инкультурацию   и  социализацию

развивающимися  по  разным  законам.  На  один  и  тот  же  возраст   приходится  максимум
социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

Нормы  социализма   и  капитализма  могут   оставаться  социальными ,  т.  е .  правилами ,
помогающими лавировать во внешней  среде, но необязательно проникать в душу.
Многие из сочувствующих большевикам  до революции были  купцами и зажиточными  людьми ,
а  это  свидетельствует  о  том , что в  капитализме  как  системе  только  лишь  социальных  норм  они
разбирались неплохо.  Сам  факт  сочувствия  большевикам  говорит  о  другом:  в  их  мировоззрение
капиталистические  нормы  не  проникли,  не  стали  главными  ценностями  жизни . Иными  словами ,
капитализм как система культурных норм  остался им чужд.
Прошло 80 лет,  и  в  конце 80-х годов  значительная  часть  советской  интеллигенции  по  своим
культурным нормам  ориентировалась на западную культуру, хотя
Рис. 9. Континуум «социализация — инкультурация». Среднее значение на
континууме имеют интернатские дети.
в  своем  социалистическом  обществе   занимали   высокие   посты  и   хорошие  должности.  Когда
наступила   пора  радикальных  изменений ,  она  выступила  в  авангарде   перестройки .  Но  так  же
хорошо  устроиться  в  новом   капиталистическом  обществе ,  к  которому  они   призывали ,
большинство  наших  интеллигентов  не   смогли .  Что  им   мешало?  Нравственные  принципы?
Накопленные   культурные  нормы?  Или  пассивная  социализация,  пик  которой   пришелся  бы  на
возраст  40—60 лет?  Иначе  говоря,  идейно  революцию  готовили   зрелые,  а  плодами  ее
воспользовались молодые.
Итак,  процессы  социализации   и  инкультурации  могут  идти  в  одном   направлении,  а   могут
развиваться  в  противоположных  направлениях. Их  фазы могут совпадать,  но могут существенно
различаться. Это два расходящихся потока  жизни .
Когда  оба  процесса  совпадают ,  т. е .  идут в  одном  направлении ,  мы можем  построить  единый
континуум «социализация — инкультурация».
Континуум  показывает   то,  как  у  разных  типов  людей  увеличивается  или   уменьшается
культурный  и  социальный   потенциал.  Феральные  люди  — это  воспитанные  среди  волков  или
других  животных   человеческие   детеныши.  Вернувшись  в  общество,  они   не  способны  к  нему
приспособиться  и   вскоре  погибают.  У  них  минимальный  потенциал  инкультурации   и
социализации.  Средние  величины  инкультурации  и   социализации  имеют   дети,  воспитанные   в
детских  домах  и  интернатах.  Став  взрослыми  и  покинув  учреждение,  они   оказываются  плохо
приспособленными  для полноценной  жизни  в большом обществе . Они не  имеют  многого  из того,
что  получают  дети  в  обычных  семьях.  Наивысший   потенциал  у  интеллигентных  людей .  Элита
общества , как правило, состоит из них. Это социально активные  и культурно состоявшиеся люди.
Социализация,  по  мнению  петербургского  культуролога  Э.В.  Соколова,  связана   с  усвоением
некоторого обязательного  культурного минимума . Речь  идет   об  усвоении  основных  социальных
ролей,  норм,  языка ,  черт   национального  характера.  Напротив,  термин «инкультурация»
подразумевает более широкое явление, а  именно приобщение  личности ко всему культурному
наследию человечества. А  значит, не  только  к своей  национальной  культуре,  но и  к культуре
других  народов.  Речь  идет  об  овладении  иностранными   языками ,  формировании  широкого
кругозора,  знаний  всемирной  истории.  Итак,  инкультурация  означает  «приобретение   широкой
гуманитарной   культуры».  В  это  понятие  входит  также   профессиональное   обучение ,  ведь  при -
обретение профессиональных знаний  не есть  необходимое требование социализации.
§ 4. Десоциализация и ресоциализация
Жизненные   циклы  в  биографии   человека — это  периоды  жизни,  отделенные  друг  от   друга
важными  вехами:  поступлением   в  вуз (цикл  студенческой  жизни),  женитьбой  (цикл  семейной
жизни) и т. д., связанные  со сменой  социальных ролей , приобретением  нового статуса , отказом от
прежних  привычек,  окружения,  дружеских  контактов,  изменением   привычного   образа  жизни .
Каждый раз,  переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому
переобучаться. Этот процесс , распадающийся на  два этапа, получил особое название.
Отучение от  старых ценностей , норм , ролей  и  правил поведения называется
десоциализацией.
Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям  и  правилам поведения взамен
старых называется
ресоциализацией.
Десоциализация  и   ресоциализация — две  стороны  одного  процесса,  а  именно  взрослой
социализации. В детском  и  подростковом возрасте, пока  индивид воспитывается в семье  и  школе ,
как правило, никаких резких изменений  в его жизни не происходит , исключая развод или смерть
родителей, продолжение  воспитания в интернате или  в детском доме. Его социализация проходит
плавно  и представляет  собой  накопление новых знаний , ценностей , норм.
Иногда  человек  попадает   в  такие   экстремальные  условия,  где   десоциализация  заходит  столь
глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ лично-
сти.
Она не  способна  восстановить все богатство утраченных ценностей, норм  и ролей . Именно
с   такими   условиями   сталкиваются  те,  кто  попадает   в  концентрационные  лагеря,  тюрьмы  и
колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие  службу в армии .
Ресоциализация  может   быть  столь  же  глубокой.  К  примеру,  русский ,  эмигрировавший   в
Америку,  попадает   в  совершенно  новую,  но  не  менее  разностороннюю  и  богатую  культуру.
Отвыкание   от  старых  традиций,  норм,  ценностей  и   ролей  компенсируется  новым  жизненным
опытом .  Уход  в  монастырь  предполагает  не   менее  радикальные  перемены  в  образе   жизни,  но
духовного обнищания не  происходит и в этом  случае .
§ 5. Аккультурация
К  аккультурации  относят   контакты  представителей  разных  культур.  Результатом  таких
контактов становится восприятие культурных норм и ценностей . Обычно их перенимает одиночка
или  группа  людей,  попавшие  в  чужую  страну  и  оставшиеся  там  на  постоянное   жительство.
Обратного  процесса,  когда   все  население  страны  перенимает   культурные  нормы  у  приезжей
группы иностранцев, практически  не бывает .
Можно  привести  бесчисленное  количество  примеров  аккультурации .  В XIX веке  Россия
присоединила   к  своим  границам   много  новых  культурных  регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю
Азию. Переселившиеся туда русские перенимали  местные обычаи и традиции, сохраняя при этом
свои  собственные. Но  и местное  население  теснее  познакомилось с  русской культурой  и  многое
позаимствовало  из  нее .  Это  пример  аккультурации,  явившейся  следствием  территориальных
завоеваний и  присоединений.
В 1968 году  американская  армия,  более 10 лет  воевавшая  во  Вьетнаме ,  покинула   юго-
восточную страну. Некоторые молодые  американцы взяли  в жены вьетнамских  девушек. В США
им  пришлось заново проходить процесс  социализации, т. е. обучения новым  нормам  и  ценностям .
То же самое происходило после Второй  мировой  войны, когда  американские  солдаты женились на
японских  девушках.  В  том   и  другом  случае  мужчины  не  оставались  на  родине  своих  жен,  а
увозили   их  в  свою  страну.  Мужчина  играет  в  данном  случае  активную  культурную  роль   и
вынуждает женщину адаптироваться к нормам родной для него культуры.
Такое  приспособление  и  одновременно переобучение  называют  еще  ресоциализацией.  С  этим
понятием   вы  уже   сталкивались .  Ресоциализация — сущность  процесса  аккультурации,  ибо  она
может происходить только со взрослым  человеком .
Итак,
аккультурация
представляет  собой   процесс  повторной  социализации  взрослого
человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм
и  ценностей  чужой  культуры, которые наслаиваются на традиции  и обычаи  родной культуры.
Аккультурация — необходимый элемент  межкультурного взаимодействия. Когда встречаются
представители  двух  разных  культур,  то  они ,  намереваясь  найти   общий   язык,  пытаются  понять
друг друга .
Таким   образом,  аккультурация  играет   прогрессивную  роль  в  глобальном   обществе.  Она
предполагает  обучение   нормам  другой  культуры,  знакомство  с   ее  историческим   наследием ,
позволяет найти эффективную технологию общения людей .
Во  второй   половине XX века   в  ряде   западных  стран  наблюдается  совершенно  необычный
процесс — аккультурация  религии .  Возможно  ли   такое  и  что  оно  означает?  По  телевидению,
особенно  в  субботнее   утро,  миллионы  россиян  наблюдают   за   тем,  как  западные   проповедники
несут   свет  истины  своей   религии  телезрителям.  Нас  поражает   в  них  умение  разговаривать  с
молодежью  на   доступном   ей  языке .  Примеры  борьбы  сил  добра   и  зла  не   абстрактны,  а  вполне
конкретны,  убедительны,  современны.  Такое   ощущение,  что  седовласые  мудрецы  всю  жизнь
только и делали, что жили среди  молодежи  или  долго ее  исследовали. Тут  самые животрепещущие
для  нее   темы:  наркомания,  секс,  алкоголизм ,  независимость  от  взрослых,  насилие,  романтизм  и
дружба.
Аккультурацию  религии   можно  рассматривать  как  проникновение   религиозного  учения  в
культурную жизнь  нации либо большой  социальной группы, обла-
чение  религиозного  содержания  в  современные  культурные  формы.  В  средневековье  этого
делать,  кстати   сказать,  не   приходилось,  потому  что  сакральное  и  повседневное  были   слиты
воедино. Господство религии  буквально во  всех  сферах жизни  имело и  положительную сторону:
молодежь прекрасно понимала  специальный язык проповедников. Для общения им не нужен  был
переводчик.

§ 6. Ассимиляция
Необходимо  различать  два  на   первый   взгляд  похожих  процесса  —
аккультурацию
и
ассимиляцию .
В результате культурной ассимиляции  возникали целые  страны, в частности Бразилия. В конце
XIX века  она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы,
Японии и  стран  Средиземноморья. Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру,
которая  создавалась  на  пересечении  португальской ,  африканской   и  латиноамериканской
(индейской)  культур .  Бразилия  представляет «плавильный  котел»  даже  в  большей  степени ,  чем
США и  Канада, где этнические  группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.
Ассимиляция
описывает   процесс   усвоения  культурных  черт  группой  меньшинства,  которая
попала  в  культуру  группы  большинства,  т .  е.  ситуацию  усвоения  культуры  через  эмиграцию  в
страну  с  другой   культурой.  Негры  в  США  были   и   остаются  этническим   меньшинством .  На
протяжении  200 лет ,  еще   будучи  рабами,  они  впитывали  черты  доминирующей   национальной
культуры,  приютившей  их.  Ассимиляция  может   продолжаться  до  полного  растворения  в  новой
культуре  и потери  своей  культурной самобытности , а может оставаться частичной .
Государство может  поощрять  терпимость  к  иной  культуре  и  возвести  ее  в  основной  принцип
взаимоотношения между народами , а может  придерживаться политики  этноцентризма — силового
навязывания  национальным   меньшинствам   норм   и   ценностей  господствующей  культуры.
Подобная форма культурной  политики присуща  самым  разным государствам, даже
таким , которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности .
Резервации индейцев и негритянские гетто в США  — это пример культурной дискриминации ,
политики,  которая  отрицает   равные  права   и  возможности   за  разными   группами  населения.  Она
может  включать   долговременные  акции,  например,  вытеснение  этнических  групп  в  неудобные
климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень
жизни и  здоровье этнической группы резко ухудшаются.
Частью культурной политики может стать  насильственная ассимиляция. В Болгарии , начиная с
1984  года ,  туркоговорящее  меньшинство,  составляющее 10% населения  страны,  стало
подвергаться  насильственной  болгаризации:  закрывались  мечети,  официально  запрещалось
говорить на  турецком  языке, носить  традиционную  одежду,  распространять  Коран.  Власти  даже
потребовали   турецкие  имена  и   фамилии   изменить  на  болгарские.  Когда   турецкое   меньшинство
начало  сопротивляться,  правительство  Болгарии  стало  конфисковывать  их  земли  и   сажать  за
решетку лидеров. Это политика насильственной ассимиляции.
Политика   этнического  изгнания  ставит   своей  целью  выселение  этнических  групп,  которые
отличаются от  доминирующей  культуры. В 1972 году из Уганды были  выселены 74 тыс  азиатов.
Неонацистские партии  в Европе выступают за выселение  турок из Германии, индусов из Англии ,
алжирцев из Франции. Для тех, кого насильно выселяют или  кто добровольно покидает страну по
тем  или  иным  причинам,  в  других  странах  создают  лагеря  для  беженцев.  Известны  лагеря
палестинцев в Египте  и Иордании, созданные  после арабо-израильской  войны 1948 и  1967 гг.
Колониализм,  еще  одна   форма   притеснения,  представляет  собой  политическое ,  социальное ,
экономическое  и культурное господство над территорией и  населяющими  ее  людьми со  стороны
иностранной  державы  на   неопределенное  время.  Французская  и   британская  колониальные
империи  — исторически наиболее  известные  примеры  колониализма. В расширительном смысле
этот  термин применяется и к бывшей  Советской  империи.

§ 7. Культурное обновление
Культурное  обновление  называют  также   полной  ре -социализацией.  Если  аккультурация
требует  от  человека  лишь частичного отказа  от  старых норм  и традиций , то процесс  культурного
обновления  ведет  к  полному  освобождению  от  них.  Результатом  служит  окончательное  вы-
теснение  старых обычаев и  ценностей новыми .
Пример  культурного  обновления  личности — тюремное  заключение ,  где   происходит  почти
полный  отказ от ценностей  «гражданской» культуры и перенятие норм  криминального мира.
Культурное  обновление  наблюдается  и  при  эмиграции .  Эмигрант   может   пройти   либо
аккультурацию и частично сохранить старые ценности , либо культурное обновление и полностью
отказаться от  них. Отличить два явления можно по результатам . Американский писатель русского
происхождения  Владимир Набоков,  в  детстве увезенный  родителями из России, постепенно стал
писать  и мыслить  по-английски. Советский  философ  Александр Зиновьев,  покинувший  страну  в
зрелом возрасте, пишет  и  думает по-русски. Более  того, его мировоззрение и идеи не  изменились с
момента  эмиграции. Он  аккультурировался, но культурно не  изменился.  Он не  принял западного
образа жизни  и ценностей  западной культуры, хотя живет и  публикуется в Западной Европе.
NB
¦
Потребность  в  культуре — результат  эволюции  человеческого  рода,  в  течение  которой
произошли  очень  важные  изменения  в  строении  тела.  И   первым  среди  них  был  переход  к
прямохождению ,  освободивший  руки  для  употребления   орудий  труда.  Последние  разнообразили
употребляемую   пищу ,  а  та  в  свою  очередь  вызвала  серьезные  изменения  в  строении  челюстей,
органов пищеварения  и мозга. Прямая  походка изменила структуру гортани и открыла возможности
возникновения речи.
¦
Человек мог жить везде. И  все  это  благодаря  тому ,  что жесткую  программу  инстинктов ,
задающих  один-два  варианта  действий,  заменила  совокупность  навыков — система   практических
умений,  приобретенных  путем  передачи  знаний  и  их   практической  тренировки.  Антропологи
определяют  культуру как совокупность социальных  навыков  и умений.
¦
Социализация  представляет  собой  процесс  усвоения  культурных   норм  и  освоения
социальных   ролей.  Он  означает   превращение  человека  в  социального  индивида,  зрелую
разновидность которого именуют  личностью.
¦
Воспитание  является   составной  частью  процесса   социализации  и  представляет  собой
целенаправленную  передачу  этических   норм и  правил   достойного  поведения  старшим  поколением
младшему.
¦
Процесс  социализации  проходит   фазы,  которые  называют  еще   стадиями  жизненного
цикла человека . Это  детство, юность, зрелость и старость.
¦
Семью  называют  институтом  первичной  социализации,  так  как  она — первое ,  с  чем
сталкивается  ребенок  при  рождении,  и  основное  место,  где  формируются  доверительные   личные
отношения.
¦
Школа  является  главным агентом (институтом) вторичной  социализации,  дающим  детям
систематическое образование, подготовку к  трудовой жизни и участию  в политических  процессах.
¦
Адаптация
— процесс  физического,  психофизиологического   и  социального
приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий
живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в  определенных  условиях.  В
медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо . В социологии адаптация — особый процесс
взаимодействия   личности  или  группы  с  социальной  средой,  когда   индивид  усваивает  социальные
нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например , профессиональной).
¦
Понятия  социализации и инкультурации очень близки по  своему содержанию.
o
Социализация обозначает обучение человека  жизни в современном обществе.
o
Инкультурация
(enculturation) обозначает  обучение  человека   традициям  и  нормам
поведения в конкретной культуре.
o
Социализация
— врастание  в  общество,  становление  человека   социального .  Конечный
процесс социализации — личность.
o
Инкультурация
— срастание  с  родной  культурой,  становление   человека   воспитанного .
Конечный результат инкультурации — интеллигент.
¦
Отучение  от  старых   ценностей,  норм,  ролей  и  правил   поведения  называется
десоциализацией. Следующий за
ним  этап  обучения  новым  ценностям,  нормам,  ролям  и  правилам  поведения   взамен  старых
называется ресоциализацией.
¦
К  аккультурации  относят   контакты  представителей  разных   культур .  Результатом   таких
контактов  становится  восприятие  культурных   норм  и  ценностей.  Обычно   их  перенимает   одиночка
или  группа  людей,  попавшие   в  чужую  страну  и  оставшиеся  там  на   постоянное  жительство .
Аккультурация  представляет  собой  процесс  повторной  социализации  взрослого   человека
(ресоциализацию),  или  усвоение  необходимых   для   жизни  и  позитивно   воспринятых  норм  и
ценностей чужой культуры, которые  наслаиваются  на  традиции и обычаи родной культуры.
¦
Необходимо  различать  два  на  первый  взгляд  похожих  процесса — аккультурацию   и
ассимиляцию .  Ассимиляция   описывает  процесс  усвоения   культурных  черт  группой  меньшинства ,
которая  попала  в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения  культуры через эмиграцию
в страну с другой культурой.
¦
Полную  ресоциализацию  называют  также  культурным обновлением.  Если аккультурация
требует   от  человека   лишь  частичного  отказа  от   старых   норм  и  традиций,  то  процесс  культурное
обновление  ведет  к  полному  освобождению  от  них.  Результатом  ресоциализации  служит
окончательное вытеснение  старых  обычаев  и ценностей новыми.







 
« Пред.

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru