Тема культура. Культурология |
Страница 7 из 8 Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела . И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении мозга, органов пищеварения и челюстей . Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде . И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один -два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических умений , приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки . Недаром многие антропологи определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова . § 1. Социализация и воспитание 1.1. Составные части и разновидности социализации Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью. От социализации надо отличать адоптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте). Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки , позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания — нравственное совершенствование человека , приращение в культурном и социальном плане. Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители , должны стать внутренними принципами его мировоззрения. О результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности , уровень интеллигентности, наличие самоконтроля. Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм. Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание родителям. К субъектам воспитания относятся лица , оказывающие целенаправленное или стихийное влияние на формирование ребенка: родители ; родственники; друзья; знакомые; значимые другие — реальные (настоящие) герои ; воображаемые (литературные) герои ; учителя; другие лица. С социализацией тесно связана инкультурация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций , обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией. Таким образом, социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество , элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление , адаптация и возмужание , а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. 1.2. Процесс социализации Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации , можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни , существует раннее прекращение детства . Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке . Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени . Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода . Однако школьное , университетское, производственное или какое -либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации . Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение , практика принятия управленческих решений , которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями . И все это надо осваи - вать . Вот почему к социализации применимо не слово «обучение », а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь . До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки , вкусы, правила поведения, роли и т . п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда , знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление , особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение , но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему? Социализация должна начинаться в детстве , когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап . Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает , преодолевая трудности , они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани. 1.3. Агенты и институты социализации Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей -то посторонней помощи . Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами социализации (учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его). Так как социализация подразделяется на два вида первичную и вторичную, агенты и — институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека : родители , братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи , сверстники , учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Первичная среда Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости . Агенты вторичной социализации Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета , предприятия, армии, полиции, церкви , государства, сотрудники телевидения, радио, печати , партий , суда и т. д. Первичная и вторичная социализация Первичная социализация межличностных отношений, вторичная — сфера — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации . Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации . Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун , администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении , они выполняют одну-две функции . Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т . п. 1.4. Первичная социализация Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье , осуществляемый теми агентами социализации , которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве . Прежде всего это родители, ближайшие родственники, ровесники , а также кормилицы и няни . Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям , которая проявляется в доверии , послушании, желании делать им приятное и доброе. Эффективным приемом (педагогической практикой ) первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди — рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта . В других культурах их отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком . Контроль за естественными отправлениями , защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости ) и т. п. составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени , крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социа- лизации. Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной социализации — к женскому или мужскому. Женщина чаще стремится приласкать ребенка , оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам . Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, дей - ствует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка . Первичная социализация закладывает основы половой идентификации. Мальчики играют в военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат быть смелыми , сильными , деловыми , девочек — мягкими , хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. 1.5. Функции родительства Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с рождением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически . Однако для человеческих существ это справедливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом ) и детьми , являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжаются всю жизнь и , следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями , которые только могут существовать в человеческом обществе. В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы ценностей, традиций , норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства , почитание старших, лишение родительских прав). У высших животных формируется особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней . Это социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт. Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян . Забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и «приручение» огня. Вынашивание ребенка — самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода . В конечном итоге уход за детьми , постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере , чем самим детям . Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие. По мере увеличения мозга у человека сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучают потомство основам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице , тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось. В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства . Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения. Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка — вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: нужно было добывать пищу , охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний . Подростковый период и юность представляют собой такой возраст , когда агенты первичной социализации (за исключением группы сверстников) начинают играть меньшую роль, а агенты вторичной социализации — большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации . Юность завершает активный период социализации . К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Не все агенты первичной социализации играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители : ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм , бесцеремонность и т. д. В каком -то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. 1.6. Культурные различия в воспитании детей Как обучают культурно приемлемому поведению? Уже в колыбели человек становится центром притяжения внимания родителей и семьи, хотя с годами, по мере взросления, он перемещается на периферию. Он учится различать вначале по тону голоса родителей, какие действия нельзя совершать, а что приятно им . Родители постоянно повторяют слова типа «мама» или «баба», и ребенок узнает, что, произнося подобные слова , он получает вознаграждение: поцелуй , сладкое питье или нежность. По прошествии времени ребенок узнает еще больше слов и правил поведения. Маленькая девочка учится должному поведению, которое вначале не зависит от специфики пола и больше основывается на общекультурных универсалиях. По мере того как она подрастает, через игры с друзьями , поведение родителей, а позже через официальное обучение в школе , девочка узнает обо всех тонкостях поведения, которое ожидается от девушки или женщины в цивилизованном обществе . Продолжительность, функции и способы воспитания были различными у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительным , чем в рабочем классе . У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спеленутыми, а с теплым — носить в платке или на перевязи за спиной. Этнографы и социологи сравнили национальные стили воспитания детей по степени их строгости, соотношению наказаний и поощрений и выделили два противоположных — японский и английский. В Японии учитель чаще обращается к поощрениям , нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а , предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление , направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают , лишая тем самым поводов заплакать . Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей , словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье . По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает. В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам . Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей в Британии — это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей — значит портить их. С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки. Они как бы рождаются взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни . Уже в 16— 17 лет , получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо. 1.7. Институт воспитательства Главными агентами социализации по праву считают родителей . Но так было не всегда. При родовом строе и в феодальной Европе приобрел популярность особый институт , защищающий родительство. Речь идет о практике обязательного воспитания детей на стороне . Одним из примеров служит кавказское аталычество. Аталыком называли приемного отца , обычно родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей , с которыми у него устанавливалась близость, равная кровному родству. Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии , где ребенка отдавали на сторону в 10- летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах с 7—10 лет . Средневековые ремесленные цехи и ученичество в подмастерьях — также разновидность института воспитательства . 1.8. Институты вторичной социализации: школа Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое , с чем сталкивается ребенок при рождении , и основное место, где формируются доверительные личные отношения. Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систем атическое образование , подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Городская школа остается средоточием всей культурной жизни старшеклассников и представляет собой некоторую микромодель большой культуры. Хорошо оснащенные школы имеют в своем распоряжении школьные театры, клубы, спортивные общества , кружки по интересам . Школа продолжает процесс социализации , начавшийся в семье. Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение , тем больше областей специальных знаний появлялось и тем настойчивее заявляла о себе потребность в формальной школе. Школы зародились только тогда, когда человечество изобрело письменность. Самые ранние школы возникли в Древнем Египте, Китае, Греции , Иудее. Они были специализи - рованными : египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы священников. В Греции слово «школа» («сколе») имело несколько значений: досуг, праздность, ученая беседа. Связь двух понятий — праздности и обучения — сегодня кажется странной. Однако в доиндустриальном обществе, т. е. еще 200—300 лет назад, обучение теоретическим знаниям не давало практических преимуществ, не увеличивало личной продуктивности . Орудия труда и технология производства были крайне примитивными, а квалификация работников — невысокой . В школе обучались лишь те , кто имел свободное время (досуг) и средства, чтобы заниматься тренировкой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном обществе обслуживала только элиту. Индустриальная революция кардинально изменила ситуацию. Появились тысячи новых профессий и экономических ролей, к которым надо было специально готовить. В современном обществе школа составляет начальное звено разветвленной системы образования. Школа Школа — это учебно-воспитательное учреждение , осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения — дать подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности : физики, математике , литературе , языку, истории и т. п . Образование — систематический и формализованный способ передачи знаний , навыков, ценностей. Социализирующая функция школы проявляется также и в том , что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять в жизни. Необычность ситуации , в которой оказывается школьник,— отсутствие надзора со стороны родственников и родителей. В школе ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система , основанная на единообразии требований , норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности — любимого сына, единственного ребенка и т. п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным , каким он был в семье. Он — один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все другие . Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме , стандартному набору учебников и письменных принадлежностей , постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников. Успехи детей также оцениваются стандартно — при помощи школьных оценок. Школа и система образования в целом — эффективный инструмент социальных перемещений . Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования, тем ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Напротив, высокий уровень образования — способ сделать профессиональную карьеру. § 2. Адаптация Адаптация — процесс физического , психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об адаптации, а о социализации (как макропроцессе). Адаптация предполагает, что существуют какие -то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение , превращение таких норм в свои собственные принципы — это скорее социализация, нежели адаптация. Когда мы переезжаем в другую страну, нам приходится приспосабливаться к изменившемуся климату, поступая работать на предприятие, мы приспосабливаемся к нормам и требованиям , которые сложились в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и требования, надо пообщаться с людьми , узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать в общих мероприятиях. Поэтому в медицине адаптация означает привыкание, а в социологии — взаимодействие и через него усвоение социальных норм и ценностей. Адаптация представляет элемент , составную часть социализации. Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к непривычным традициям, нормам , языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптировать- ся. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли , усваивает новые культурные нормы, приобретает новые статусы. Способность к адаптации с возрастом угасает . Английский профессор, прожив 7—10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — социализация. Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия. 1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует базовые ценности . 2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритиче - ски . 3. Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым , а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях. Взрослые выполняют множество социальных ролей (отец , работник и т . п.), а дети — нет. 4. Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни , правилам вежливости, моральным ценностям . § 3. Инкультурация Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать. Социализация Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества , распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т . п. Инкультурация (enculturation) Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре . Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант , выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности , соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре , почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы. Таким образом , адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее , чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям . Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная. Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я — профессор, ученый , инженер, глава семьи ». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я — русский». На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками , друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реаги - ровать на те или иные знаки внимания и сигналы. Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда , когда ему говорят о том , как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется. Даже самая простейшая процедура , которую мы многократно проделываем каждый день , а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое — поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас , что, когда и как следует есть. В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. Они едят на завтрак рыбу, а американцы предпочитают кекс и особую кашу для завтрака . Бразильцы добавляют в крепкий кофе горячее молоко, а американцы смешивают молоко с пивом. У англичан обед бывает в 5—6 часов, а у испанцев — в 10. Евро- пейцы едят с вилкой в левой руке и ножом в правой . Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой , которую американцы предварительно перекладывают в правую руку. Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации — личность. Инкультурация — срастание с родной культурой , становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент. Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» — образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности , люди , умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации . Однако в большинстве своем «новые русские » — совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т . п. В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту , так как ему сложнее всех освободиться от груза прежних культурных привычек. А что происходит с социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как? Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает . Старикам все сложнее приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям. Таким образом , мы можем считать два процесса — инкультурацию и социализацию — развивающимися по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Нормы социализма и капитализма могут оставаться социальными , т. е . правилами , помогающими лавировать во внешней среде, но необязательно проникать в душу. Многие из сочувствующих большевикам до революции были купцами и зажиточными людьми , а это свидетельствует о том , что в капитализме как системе только лишь социальных норм они разбирались неплохо. Сам факт сочувствия большевикам говорит о другом: в их мировоззрение капиталистические нормы не проникли, не стали главными ценностями жизни . Иными словами , капитализм как система культурных норм остался им чужд. Прошло 80 лет, и в конце 80-х годов значительная часть советской интеллигенции по своим культурным нормам ориентировалась на западную культуру, хотя Рис. 9. Континуум «социализация — инкультурация». Среднее значение на континууме имеют интернатские дети. в своем социалистическом обществе занимали высокие посты и хорошие должности. Когда наступила пора радикальных изменений , она выступила в авангарде перестройки . Но так же хорошо устроиться в новом капиталистическом обществе , к которому они призывали , большинство наших интеллигентов не смогли . Что им мешало? Нравственные принципы? Накопленные культурные нормы? Или пассивная социализация, пик которой пришелся бы на возраст 40—60 лет? Иначе говоря, идейно революцию готовили зрелые, а плодами ее воспользовались молодые. Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Это два расходящихся потока жизни . Когда оба процесса совпадают , т. е . идут в одном направлении , мы можем построить единый континуум «социализация — инкультурация». Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Феральные люди — это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе . Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей . Элита общества , как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди. Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума . Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка , черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками , формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобретение широкой гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение , ведь при - обретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации. § 4. Десоциализация и ресоциализация Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей , приобретением нового статуса , отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни . Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс , распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей , норм , ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе , как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит , исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний , ценностей , норм. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ лично- сти. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей . Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии . Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский , эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом . Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае . § 5. Аккультурация К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей . Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает . Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации . В XIX веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее . Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений. В 1968 году американская армия, более 10 лет воевавшая во Вьетнаме , покинула юго- восточную страну. Некоторые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США им пришлось заново проходить процесс социализации, т. е. обучения новым нормам и ценностям . То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а увозили их в свою страну. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и вынуждает женщину адаптироваться к нормам родной для него культуры. Такое приспособление и одновременно переобучение называют еще ресоциализацией. С этим понятием вы уже сталкивались . Ресоциализация — сущность процесса аккультурации, ибо она может происходить только со взрослым человеком . Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры. Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они , намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга . Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием , позволяет найти эффективную технологию общения людей . Во второй половине XX века в ряде западных стран наблюдается совершенно необычный процесс — аккультурация религии . Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей религии телезрителям. Нас поражает в них умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке . Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне конкретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седовласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди молодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм , независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба. Аккультурацию религии можно рассматривать как проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, обла- чение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневековье этого делать, кстати сказать, не приходилось, потому что сакральное и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала специальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик. § 6. Ассимиляция Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса — аккультурацию и ассимиляцию . В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия. В конце XIX века она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья. Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской , африканской и латиноамериканской (индейской) культур . Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени , чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т . е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством . На протяжении 200 лет , еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности , а может оставаться частичной . Государство может поощрять терпимость к иной культуре и возвести ее в основной принцип взаимоотношения между народами , а может придерживаться политики этноцентризма — силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры. Подобная форма культурной политики присуща самым разным государствам, даже таким , которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности . Резервации индейцев и негритянские гетто в США — это пример культурной дискриминации , политики, которая отрицает равные права и возможности за разными группами населения. Она может включать долговременные акции, например, вытеснение этнических групп в неудобные климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются. Частью культурной политики может стать насильственная ассимиляция. В Болгарии , начиная с 1984 года , туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за решетку лидеров. Это политика насильственной ассимиляции. Политика этнического изгнания ставит своей целью выселение этнических групп, которые отличаются от доминирующей культуры. В 1972 году из Уганды были выселены 74 тыс азиатов. Неонацистские партии в Европе выступают за выселение турок из Германии, индусов из Англии , алжирцев из Франции. Для тех, кого насильно выселяют или кто добровольно покидает страну по тем или иным причинам, в других странах создают лагеря для беженцев. Известны лагеря палестинцев в Египте и Иордании, созданные после арабо-израильской войны 1948 и 1967 гг. Колониализм, еще одна форма притеснения, представляет собой политическое , социальное , экономическое и культурное господство над территорией и населяющими ее людьми со стороны иностранной державы на неопределенное время. Французская и британская колониальные империи — исторически наиболее известные примеры колониализма. В расширительном смысле этот термин применяется и к бывшей Советской империи. § 7. Культурное обновление Культурное обновление называют также полной ре -социализацией. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций , то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит окончательное вы- теснение старых обычаев и ценностей новыми . Пример культурного обновления личности — тюремное заключение , где происходит почти полный отказ от ценностей «гражданской» культуры и перенятие норм криминального мира. Культурное обновление наблюдается и при эмиграции . Эмигрант может пройти либо аккультурацию и частично сохранить старые ценности , либо культурное обновление и полностью отказаться от них. Отличить два явления можно по результатам . Американский писатель русского происхождения Владимир Набоков, в детстве увезенный родителями из России, постепенно стал писать и мыслить по-английски. Советский философ Александр Зиновьев, покинувший страну в зрелом возрасте, пишет и думает по-русски. Более того, его мировоззрение и идеи не изменились с момента эмиграции. Он аккультурировался, но культурно не изменился. Он не принял западного образа жизни и ценностей западной культуры, хотя живет и публикуется в Западной Европе. NB ¦ Потребность в культуре — результат эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению , освободивший руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу , а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. ¦ Человек мог жить везде. И все это благодаря тому , что жесткую программу инстинктов , задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Антропологи определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений. ¦ Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью. ¦ Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. ¦ Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека . Это детство, юность, зрелость и старость. ¦ Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое , с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные отношения. ¦ Школа является главным агентом (институтом) вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. ¦ Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо . В социологии адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например , профессиональной). ¦ Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. o Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. o Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. o Социализация — врастание в общество, становление человека социального . Конечный процесс социализации — личность. o Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного . Конечный результат инкультурации — интеллигент. ¦ Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. ¦ К аккультурации относят контакты представителей разных культур . Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство . Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию), или усвоение необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры. ¦ Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса — аккультурацию и ассимиляцию . Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства , которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. ¦ Полную ресоциализацию называют также культурным обновлением. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурное обновление ведет к полному освобождению от них. Результатом ресоциализации служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми. |
« Пред. |
---|