Тема культура. Культурология |
Страница 3 из 8 Предисловие Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторонах культуры, т е написать книгу, которая была бы един ственным руководством по культурологии Подобная задача не только невыполнима, но и бесполезна В школьном курсе образовательных дисциплин по каждому предмету должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться на одну книгу По любому предмету необходимо предоставить студенту и преподавателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему К счастью, у нас в стране опубликовано достаточно много учебников и пособий, освещающих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т д Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания , предполагают, что обучающиеся и обучающие станут пользоваться многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения Фундаментальная особенность изучения культуры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по -своему взглянуть на знакомый предмет Однако многообразие подходов должно иметь какую то руководя щую нить Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи. Автор поставил перед собой именно эту, как ему кажется , наиболее актуальную задачу — попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знаменателю накопленные сведения , не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса. Согласно замыслу, целостность при изложении культуры достигается при двух следующих условиях Во - первых, культуру необходимо давать не только в статике, но и в динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов Во вторых классифицируя культуру на высокую (элитарную), народную и массовую (популярную ), автор старался не выделять одну из них за счет других , полагая , что учебное пособие не должно быть посвящено исключительно истории мировой художественной культуре , т . е . по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раздел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому , что здесь наукой накоплено больше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, индийской и североамериканской культурах. Упущение умышленное: автор стремился показать, прежде всего, то , что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры, а через нее — в российской. На русскую культуру, очевидно, оказали большее влияние византийская и раннехристианская, нежели древнекитайская или латиноамериканская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рассматривается в разделе европейской культуры, в русле которой она, как ее ответвление, формировалась. Другой причиной, продиктовавший такой методологический выбор , служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через совокупность традиций, обычаев, верований, ценностей и норм поведения. Учебник — лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие , Хрестоматия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется . Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы найдете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуждающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирующих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и формирование вариативного мышления , способного видеть предмет с разных точек зрения . Напротив , Словарь никуда в сторону вас не уведет . У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую главу, забыли термины из старой. Да и вообще, если забыли... Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») |
« Пред. |
---|