Тема культура. Культурология

Оглавление
Тема культура. Культурология
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Предисловие
Автор  настоящего  учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее  знание обо всех
сторонах  культуры,  т   е  написать  книгу,  которая  была  бы  един  ственным  руководством  по  культурологии
Подобная задача  не  только  невыполнима, но и бесполезна  В школьном курсе  образовательных дисциплин по
каждому предмету  должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя  полагаться
на   одну  книгу   По  любому  предмету   необходимо  предоставить  студенту   и  преподавателю  право  выбора
нескольких   работ,  с  разных  позиций  освещающих  проблему  К  счастью,  у  нас  в  стране   опубликовано
достаточно  много учебников и пособий, освещающих  историю  искусства,  философские  проблемы культуры,
антропологические  аспекты и т д
Свобода  мнений и  широта  дискуссий, обязательные  и  непременные  атрибуты  университетского  знания ,
предполагают,  что  обучающиеся  и  обучающие  станут  пользоваться  многими  пособиями,  высказывая  и
защищая   различные   точки  зрения  Фундаментальная   особенность  изучения   культуры  предполагает
многообразие  видения  мира,  возможность  иначе  и  по -своему  взглянуть   на   знакомый  предмет  Однако
многообразие  подходов  должно  иметь  какую  то  руководя  щую  нить  Иными  словами,  для   того  чтобы  не
запутаться  в  различии  позиций  и  видений,  необходимо  иметь  учебное  пособие,  дающее  систематический
взгляд на вещи.
Автор   поставил  перед  собой  именно   эту,  как  ему   кажется ,  наиболее  актуальную  задачу — попытаться
изложить систему знаний о  культуре, свести к общему знаменателю накопленные сведения , не претендуя на
исчерпывающее изложение каждого отдельного  вопроса.
Согласно  замыслу, целостность  при изложении  культуры  достигается  при двух следующих  условиях  Во -
первых,  культуру  необходимо давать не  только  в статике,  но  и  в динамике, поэтому в  работе можно  найти
освещение тех  и других вопросов   Во вторых  классифицируя культуру на высокую (элитарную), народную и
массовую  (популярную ),  автор  старался   не  выделять  одну   из  них  за  счет  других ,  полагая ,  что  учебное
пособие   не   должно   быть  посвящено  исключительно   истории  мировой  художественной  культуре ,  т .  е .  по
существу сводиться к изложению  высокой культуры. Раздел  по мировой художественной культуре  получился
более обширным только потому , что здесь  наукой накоплено  больше материалов, чем по другим областям. И
тем  не  менее   он  не  охватывает   всех  форм  и  эпох,  в  частности,  в  книге  почти  ничего  не  говорится  о
китайской, латиноамериканской, индийской и североамериканской культурах. Упущение умышленное: автор
стремился  показать,  прежде  всего,  то ,  что  сыграло  определяющую  роль  в  становлении  европейской
культуры,  а  через  нее — в  российской.  На  русскую  культуру,  очевидно,  оказали  большее  влияние
византийская  и  раннехристианская,  нежели  древнекитайская   или  латиноамериканская  культуры.  Культура
Северной  Америки,  несомненно,  повлиявшая  на   развитие  советской  культуры,  отчасти  рассматривается  в
разделе европейской культуры, в  русле которой она, как ее ответвление, формировалась.
Другой  причиной,  продиктовавший  такой методологический выбор ,  служит  понимание культуры, прежде
всего,  как  образа  жизни  людей, который раскрывается  через совокупность традиций,  обычаев,  верований,
ценностей и норм поведения.
Учебник — лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего  их три: Учебное пособие ,
Хрестоматия  и  Словарь.  И  все  они  посвящены  культурологии. Все  они с разных  сторон,  в  разной  форме  и
манере  говорят об одном. Но  при этом никто не  повторяется .
Базовым  выступает  Учебное  пособие,  которое  кратко   и  систематично  излагает  основные  сведения  о
культуре.  Хрестоматия  дает  более  широкий  материал.  В ней вы найдете  статьи  и  главы из  книг серьезных
ученых,  рассуждающих  о   тех   или  иных  сторонах  культуры,  полемизирующих  между  собой,  предлагающих
воззрения,  отличные  от   тех,  которые  можно  встретить  в   Учебном  пособии.  Но  все   это   направлено   на
расширение   кругозора  читателя   и  формирование  вариативного  мышления ,  способного   видеть  предмет   с
разных точек зрения .
Напротив ,  Словарь  никуда   в   сторону   вас  не   уведет .  У   него   очень  прагматическая  функция.  Словарь
послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая  новую главу, забыли термины из старой. Да и
вообще, если забыли...
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для  вузов  — 4-е изд  — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия
«Gaudeamus»)


 
« Пред.

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru