крест Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности, изображая мир иной, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа — победа добра над злом, жизни над смертью.
Поэтому логика земного мира не применима к иконе, для иконы не подходит и реалистический, вернее — натуралистический способ передачи информации, язык иконы — символы и знаки. Изображения мыслились изначально как символичные: по преданию, первым иконописцем был евангелист и апостол Лука и, согласно тому же преданию, он изображал не то, что видел (Богородицу и Христа тридцати лет), но явление Пресвятой Девы Марии с Богомладенцем.
Пространство и время.
Условные символические образы, начиная с древнейших, помещались в неглубокое (лишенное второго и дальнего плана) условное пространство. Церковь учит — Небо недалеко от нас. Более того, Оно обращено к нам. Поэтому обычно лики на иконе пишутся фронтально, и даже при изображении обращенных друг к другу святых мы видим их не в профиль, а обращенными и к нам в трехчетвертном повороте.
|
|
|
|
|
В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина. Единственной точкой пересечения линий иконы — геометрических и смысловых — может быть та, в которой находится молящийся: пространство иконы как бы раскрывается вокруг него, вовлекая его внутрь иконного мира, и поэтому все предметы кажутся развернутыми, они видны с трех, а то и с четырех сторон.
|
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
|
|
|
Действие, таким образом, не замыкается, не ограничивается тем местом, где оно исторически произошло, так же как и конкретным историческим моментом времени, когда оно случилось, но происходит днесь.
|
Плоть.
|
|
Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Святые изображаются на иконе также с точки зрения вечности. Небожители лишены недостатков душевных и телесных, они одухотворены. Тела святых невесомы, они едва касаются земли, они вытянуты вверх, утончены, хрупки и нематериальны. Но это движение от материи к духу никогда не приводило к исчезновению телесного начала в иконе, к абстракции, в которой символы и знаки обходятся без плоти. Иконография не игнорирует индивидуальные особенности и внешние отличительные признаки святого (пол, возраст, прическа, форма бороды, головной убор и т.д.).
|
Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти. Святой предстает преображенным, отрешенным от земных страстей, он уже принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов.
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д.
|
|
|
Наибольшее значение в иконе придавалось Свету. Недаром, процесс написания иконы часто называли "высветлением образа". На санскирь (фон) последовательно накладывали слои от темного к светлому. И завершался весь процесс нанесением движка и пробелов (то есть самых светлых красок). Движки и пробела знаменуют на иконе преображение твари божественным Светом. Таким образом все формы выявлялись на иконе от темного к светлому и завершались акцентами света, подчеркивающими светоносность преображенной плоти.
Пребывание святых в божественном свете в иконографии передается нимбом, окружающим лики.
|
Свет и цвет
|
|
Нетварный Свет являет и фон иконы (в древности его так и называли - «светом»). Он всегда выделен, даже если он не золотой или серебряный, а цветной. Но в то же время фон и изображение составляют органичное целое.
Цвет также имеет богатую символику в иконе.
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.
Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
|
Белый - это свет преображения и цвет белых одежд праведников.
Черный - цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак — божественный Свет ярчайший, ослепляющий.
Золотой — это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город; стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло» (Ин. 21, 18—21). Красочная звучность, благородство цвета, его разнообразие - это отблеск красоты Царства Небесного.
|
|
|
Слово.
Важный элемент в иконе – слово. Надписи удостоверяют, кто или что изображено. Русская икона чаще о прославлении иконы в конкретном месте (Владимирская, Казанская, Иверская). С XVI — XVII вв. надпись уже конкретизирует чин святого.Кроме имени и подтверждения святости изображенного надпись может указывать место подвигов святого (Афинский, Московский, Сирин), национальность (Грек, Русский), положение (Царевич, Царь, Краль [Король], Стратилат), особенность подвигов (Первомученик, Блаженный, Чудотворец, Кущник), их время (Новый).
В древности длинные надписи были исключением. С XVII в. длинные надписи встречаются чаще.
|
|