Культурология как система знаний

Оглавление
Культурология как система знаний
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

3. Элементы культурологи как системы знания

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологи как системы знания .
Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов, истории мировой и отечественной культуры; ис-тории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкрет-ных проблем.
История культуры исследует реальный процесс преемственности куль-турного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый мате-риал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценно-стей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах "великих циви-лизаций" Европы, Азии, Индии, России, Китая и других регионов мира.
История культуры формирует знания о культурном наследии, о поис-ках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценно-стях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует проис-хождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. Исто-рия культуры - это передаваемая от поколения к поколению память челове-чества.
Для культурологии история культуры составляет фундамент теорети-ческих концепций. Ее факты и ценности дают материал для описания и объ-яснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.
История культурологии изучает процесс развития теоретических пред-ставлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее разви-тия, найти те главные пружины или закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление.
История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих исследователей. Не всегда те или иные теории были достоверными, нередко в них отражалось стремление выдать желаемое за действительное, представить процесс разви-тия культуры в иллюзорном виде или наполнить его мрачными предчувст-виями духовного кризиса и распада человеческих отношений.
Философия культуры  исследует понятие, сущность и структуру куль-туры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символи-ческих форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаи-мовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.
Прежде всего, нужно отметить, что культурология, выделяясь из фило-софии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает фи-лософией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия, философия культуры является методологией культурологи как относительно самостоя-тельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ори-ентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры.
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (все-общее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смеще-ны на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия вы-полняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в созна-нии, поведении и образе жизни различных социальных групп.
Важным направлением в социологии культуры является изучение со-циокультурных последствий таких процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы слова, экономических и по-литических реформ, изменение культурных потребностей и интересов чело-века в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризи-са. Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.
В социологии культуры можно выделить три уровня знания.
Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, воспроизводит ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели поведения.
Второй сосредотачивает внимание на уровнях культуры различных групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и новаторст-ва, системе распространения ценностей культуры, их освоении человеком.
Третий уровень - основан на социологической информации, получен-ной в результате эмпирических исследований с использованием методов оп-роса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социаль-ной статистики
Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, оп-редмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механиз-мы трансляции культурных навыков от человека к человеку.
Культурная антропология - исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих по-тенциалов в деятельности и ее результатах. Культурная антропология выяв-ляет узловые моменты социализации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние социокультурной среды, системы образо-вания и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.
Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, соци-альные и личностные формы. Историческое развитие представлений о куль-туре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантро-пология.
Прикладная культурология исследует организацию и технологию куль-турной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.
Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветитель-ная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций - все это является объектом научного анализа.
Прикладная культурология имеет практический характер, а специали-сты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.
 

 
« Пред.   След. »

Direct/ADVERT


Direct/ADVERT



Rambler's Top100