Культурология как система знаний |
Страница 3 из 7 1. Культурология как наука о культуре В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три ос-новных подхода . Первый — рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом — система знаний о культуре. Второй — представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Су-ществует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типоло-гизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взя-тых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени. Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культуроло-гию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определе-ние предмета и метода исследования, места культурологи в системе социаль-но-гуманитарного знания. Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «архео-логии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, рас-крывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культур-ного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях: - Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вер-бальной и символической оболочкой. - Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры. - Трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир со-циализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формо-образований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, эко-номика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятель-ности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достиже-ний культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концепту-альное решение проблемы воссоздания такой целостности. Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологи как научной дисциплины . Ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфиче-ски-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологи — построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им. Таким образом, в качестве исходного для становления культурологии как самостоятельной научной дисциплины можно использовать представле-ния о культурологи как системе знаний. Для решения главного вопроса в та-кой трактовке — обоснования системообразующего принципа, играющего концептуальную роль для формирования культурологи как относительно са-мостоятельной отрасли общественно-гуманитарного знания, — представля-ется исключительно важным выяснить причины и потребности ее формиро-вания. |
« Пред. | След. » |
---|