ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Оглавление
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов-летворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному крите-рию могут быть представлены как:

¦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров-ки, льготы со стороны общества);

¦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на-выки, физические качества, физическая подготовленность);

¦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа-ции, рекорды, победы, традиции);

¦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

¦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест-ва, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель-ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по-знавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержа-тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув-ственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую ак-тивность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен-ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель-ности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на-грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, само-выражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента-ция на эту деятельность.

Основы организации физического воспитания в вузе

Физическая культура в вузе выполняет следующие соци-альные функции:

¦ преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов-ку ее к профессиональной деятельности;

¦ интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организа-ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель-ности;

¦ проективно-творческую, определяющую возможности физкуль-турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

¦ проективно-прогностическую, позволяющую расширить эруди-цию студентов в сфере физической культуры, активно использо-вать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно-сить эту деятельность с профессиональными намерениями;

¦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формиру-ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

¦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культур-ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль-турно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоцио-нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, ток-сикомании;

¦ социализации, в процессе которой происходит включение инди-вида в систему общественных отношений для освоения социо-культурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глуб-же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она назва-на потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-терри-ториальных, социокультурных, климатических факторов, а также осо-бенностей подготовки профессиональных кадров, материально-техни-ческих условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания -- сформировать фи-зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель-ные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

¦ понимать роль физической культуры в развитии личности и под-готовке ее к профессиональной деятельности;

¦ знать научно-практические основы физической культуры и здо-рового образа жизни;

¦ формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

¦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечива-ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо-лучие, развитие и совершенствование психофизических способ-ностей и свойств личности, самоопределение в физической куль-туре;

¦ обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

¦ приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес-сиональных целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред-усмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

¦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

¦ социально-биологические основы физической культуры;

¦ основы здорового образа и стиля жизни;

¦ оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

¦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему

научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со-циальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессиональ-но-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ-ной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лек-ций представлено в настоящем учебнике.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подраз-делов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и спо-собами физкультурно-спортивной деятельности для достижения лич-ностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

¦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

¦ методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

¦ основы методики самомассажа;

¦ методику корригирующей гимнастики для глаз;

¦ овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

¦ методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей темати-ки лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов -- многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание заня-тий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спор-тивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультур-но-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овла-девают средствами профессионально-прикладной физической подго-товки. В процессе занятий создаются условия для активизации позна-вательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандист-ской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовлен-ности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий по-зволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформиро-ванное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо вы-полнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-

прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетвори-тельно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завер-шающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

¦ понимать роль физической культуры в развитии человека и под-готовке специалиста;

¦ знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

¦ иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необхо-димо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по вы-бору) и факультативными курсами различной направленности, учи-тывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, по-требности.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным от-делениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не до-пускаются.


 
« Пред.

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru