ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ |
Страница 7 из 8 Организационно-правовые основы физической культуры и спорта Высокая социально-экономическая значимость физичес-кой культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы. Президентом Российской Феде-рации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот доку-мент направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие чело-века, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболева-ний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий-ское движение в России, его деятельность координируется Олимпий-ским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприя-тиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организо-вать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и об-щественных формах деятельности. Физическое воспитание в образо-вательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происхо-дит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения при-нимают участие учреждения дополнительного образования: спортив-ные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физ-культурно-оздоровительные и спортивные организации. Администрации учреждений, организаций, предприятий и объеди-нений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-мас-совую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различ-ных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая под-готовка военнослужащих и личного состава правоохранительных ор-ганов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основ-ных служебных обязанностей. Командованием создаются необходи-мые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направ-лено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохране-ния, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта. Органы управления здравоохранением (государственные, на пред-приятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортив-ными организациями и объединениями. К профессиональной педагогической деятельности в области физи-ческой культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ ус-тановленного образца о профессиональном образовании по специаль-ности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, вы-данное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной фи-зической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении В соответствии с государственным образовательным стан-дартом высшего профессионального образования физическая культу-ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об-разовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи-ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув-ством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и форми-руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой-ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници-ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма. Гуманитарная значимость физической культуры Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич-ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро-вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо-ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст-ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче-стве главной ценности педагогического процесса. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор-ческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разре-шать противоречия между природой и производством, трудом и отды-хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включен-ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Физическая культура выступает как социокультурный слой прак-тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре-дованных их культурным отношением к своим физическим возмож-ностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, осо-бых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процес-са подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоцен-ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко-тором становятся возможными и необходимыми социальные и инди-видуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершен-ствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наибо-лее действенные и долговременные результаты образования по физи-ческой культуре. |
« Пред. |
---|