ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ |
Страница 5 из 8 Физическая культура студента Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи-тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро-ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос-ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен-ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна-ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи-ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес-кой культуры, закономерности работы организма человека в двига-тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес-кого самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необхо-димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис-пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль-туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель-ное действие?» Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих ин-тересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и обра-зует самооценку личности. Она имеет две стороны -- содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка -- это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как само-уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува-жение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза-ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати-ву и активность личности в физическом совершенствований; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы. Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личнос-ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят-ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность. Потребности в физической культуре -- главная побудительная, на-правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут-верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня-тий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями -- переживаниями, ощуще-ниями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение -- отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле-ние активности. Можно выделить следующие мотивы: ¦ физического совершенствования, связанный со стремлением ус-корить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения; ¦ дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вмес-те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними; ¦ долженствования, связанный с необходимостью посещать заня-тия по физической культуре, выполнять требования учебной про-граммы; ¦ соперничества, характеризующий стремление выделиться, само-утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего; ¦ подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея-тельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий; ¦ спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов; ¦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на ре-зультате деятельности, а на самом процессе занятий; ¦ игровой, выступающий средством развлечения, нервной разряд-ки, отдыха; ¦ комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др. В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спор-том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че-ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при-влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб-ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра-жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по-требность вызывает желание обладать предметом, то интерес -- позна-комиться с ним. В структуре интереса различают эмоциональный компонент, по-знавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удов-летворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удов-летворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, не-обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа-телями могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес-кой культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В за-висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у чело-века осознанного, активного интереса. Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны: ¦ с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоцио-нальность, новизна, разнообразие, общение и др.); ¦ с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действия-ми, испытание себя, улучшение результата и др.); ¦ с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич-ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро-вья, повышение спортивной квалификации и др.). Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней. Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль-ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде-ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе-рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше-ния. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр-ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий. Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и не-устойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение -- это без-различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству-ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати-визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за-нятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности. Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич-ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель-ности. Эмоции -- важнейший компонент ценностных ориентации, наибо-лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потреб-ности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци-ональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь-1 roe чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее крат-ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за-нятиях физкультурно-спортивной деятельностью. Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле-вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во-левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув-ством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея-тельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем-ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме-лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность по-давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со-бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни-мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини-мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа-ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ-ственности за принимаемое решение. Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляет-ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи-ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж-дений. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов-ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от-ражает такую степень физических возможное гей личности, ее пласти-ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель-ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен-ное качество. Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди-намическое состояние, характеризующее стремление личности к це-лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не-обходимым элементом его личностной структуры. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты -- один их эффективных механизмов слияния общественно-го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин-дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от-ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо-гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос-ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост-ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по-вышения социальной активности личности. Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на-правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра-жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль-ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес-кая культура -- основа самодеятельного, инициативного самовыраже-ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос-ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос-ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. |
« Пред. |
---|