Культура средневековья. Городская культура европейского средневековья |
Страница 4 из 6
И этот металл оседал в кладах, чтобы стать добычей археологов. Еще были монеты и драгоценности из Германии и из других стран Европы. Возникает вопрос: зачем всё это спрятали? Известный шведский археолог С. Булин высказал мнение, что клады были своего рода средневековыми сберегательными кассами или сберегательными банками. Шли войны, жизнь была не спокойная, и если у человека заводились деньги, кое-какое богадство, то он предпочитал запрятать их в кубышку, в кувшин, в сундучок и до поры до времени зарыть в землю, чтобы востребовать свой вклад тогда, когда будет спокойно, когда потребуется купить землю, рабов, заморские одежды, оружие и т.д. Тогда можно извлечь эти средства из “подземного банка” – и пустить их в оборот. Однако любопытно, что на протяжении самой эпохи викингов кто либо из тех, кто эти клады закапывал, или кто-либо из родственников, потомков или наследников эти вклады востребовал, т.е. выкапывал. Археологи находят “клады” не только близ домов или в таких местах, где их было бы более или менее легко выкопать, если человек знал, где они спрятаны, потому что сам и спрятал или кто-то ему сказал, - нет, такие клады находят и на дне рек, болот. Это значит, что люди прятали в таких местах, откуда извлечь их было невозможно. Очевидно, что люди прятали своё богатство не для того, чтобы, когда – нибудь потом, “в трудную минуту жизни” им воспользоваться. Прятали навсегда, прятали не только от других, но и от самих себя. Вывод: в скандинавских странах эпохи викингов в результате грабительских походов и торговли сложился достаточный экономический потенциал для того, чтобы там стали развиваться феодальные отношения. Логика тут такая: у скандинавов были деньги, значит, они могли покупать землю, могли приобретать какие – то владения, т.е. мог развиваться феодализм. Скандинавы эпохи викингов, будучи язычниками, относились к драгоценным металлам, к золоту и серебру, которые они часто воспевали в своих скальдических песнях, очень своеобразно. В драгоценных металлах скандинавы видели воплощение удачи, везения человека. Он верил, что каждый человек обладает большей или меньшей степенью удачи. И пока эти металлы находятся в его руках, пока никто другой на них не наложил руку, его ,,удача,,не подвергнется никакой опасности,она, неповрежденная,- при нем. Скандинавские короли, а в эту эпоху появляются ,,вожди,, или ,,короли,, своим приближенным за верную службу,а скальдам за песни, в которых эти короли воспевались, могли дарить большие ценности-гривны,кольца, мечи и т.д. Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города- около замков, крепостей,монастырей,мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна- частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время ,,черной смерти,,- эпидемии чумы в середине 13в. Однако в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинстово городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за преврашение в вольный город. Органы власти независимых гродов были выборными и имели паво собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету, объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские востания – коммунальные революции, а так же выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. В начале классического средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвучайно выгодной, но и иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами. Важным слоем городского населения были ремесленники. С XII – XIII в.в. в связи с увеличением покупательской способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одарённые люди, с высоким уровнем профессионвльной подготовки. Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период всё ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз. Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети,постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни,т.к. наследовать имущество отца мог только старший сын, а уделом остальных становились войны, походы, разбой, рыцарские развлечения. 3.Роль церкви в образовании.В V-IX века все школы в странах Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследовавшие от античности: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Много светских школ было открыто во второй половине IX века в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы. Книг было мало, и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI века “Грамматика” стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так в X-XI в.в. в высшей школе Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право. В XI веку в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет. Он способствовал возраждению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В Англии первым был университет в Осфорде (1167 год), затем университет в Кембридже (1209 год). Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Женщина в средние века, как правило, за очень редкими исключениями, образования не получала. Некоторые знатнык дамы могли себе позволить быть образованными, но обычно женщину держали на втором плане, и если даже знатные мужчины не получали образования, поскольку их увлекало военное дело, а не книжное, то на женщин и подавно в этом смесле много сил и средств не расходовалось. Для Византии периода раннего средневековья присуще было усиление позиций христианской церкви в области образовании, что выразилось в гонениях на античную философию. Античную философию сменило богословие. Видным представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий, составитель “Мариобиблиона” – сборник отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, авторов богословских сочинений. |
« Пред. | След. » |
---|
Читателю журнала "Мой берег" |
---|
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет. Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет. |