Культура средневековья. Городская культура европейского средневековья

Оглавление
Культура средневековья. Городская культура европейского средневековья
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

 Откуда же тогда взялся миф о одиноких племенах, разрушивших великую цивилизацию, но переродившихся под ее благотворном воздействии. Причин появления этого мифа было несколько.

 Во-первых, самые ранние письменности свидетельствовали о европейсих племенах, пренадлежащим античным авторам, достаточно презрительно относившемся к “другим” народам. Для них “варварами” были все , с кем они боролись, кого пытались поработить и чья культура не соответствовала сложившейся системой ценностей.

 Во-вторых, европейские племена на разном уровне культурного развития и обладали различным культурным опытом.

 В-третьих, нельзя забывать, что эпоха Возрождения, заложившая фундамент культа античности, начался в Италии. Именно стараниями итальянских гуманистов и был создан миф об античных корнях европейской культуры. Затем из Италии он проник и в другие страны, породившие немало исторических заблуждений. На самом же деле, в одно и то же время, параллельно с древнеримской цивилизацией на территории Европы существовали народе, находившиеся на разных этапах культурного развития.

Исследователи-этнологи увидели, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, “примитивного”, есть свои собственные представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифологоия, свои сказания и предания. Есть опеделённая “картина мира”, определённый способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, “естественного” мира и “сверхъестественного”. И всё это включактся этнологами в понятие “культура”.

Роль церкви в основе христианского учения.

Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мёртвых, в Божественную Троицу. Понятие Божественной троици трактовали как Бог – един во всех трех мирах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус христос,- искушитель грехов и Бог-Дух Святой- были обсалютно со равны и со вечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависила от сильной императорской власти. Она играла важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив,заняла особое положение. Римские Епископы с 4 в. именовавшиеся панами, присвоили себе важные политические функции. Сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Папство, возникшее в 8 в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, ясновидцы, предсказатели будущего, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой…

Огромную роль играло монашество: монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от имущества. Уже к 6 в. монастыри превратились в сильные и нередко в очень боготые центры. В средневековой Европе было официально одобренное церковью учение об историческом процессе. Абсолютное её начало – сотворение мира, описанное в ветхозаветной книге Бытия. Кульминация исторического процесса, поворотный пункт в истории рода человеческого – жизнь и крестная смерть Иисуса Христа. Человеческий род согласно этому учению движется к завершению своего существования, к последнему дню. Когда завершится человеческая история, ведомо только Господу, но она завершиться в виде второго пришествия Христа и Страшного Суда, после которого души всех людей, когда – либо живших, будут или осуждены на геенную огненную и вечное проклятие, или оправданы и войдут в лоно Авраамово, в рай. Таким образом, человеческая история имеет начало, кульминацию и завершение.

Такое понимание церковью всемирно-исторического процесса было првой оформленной философией истории в европейской традиции, ибо философия истории в античности преимущественно сводилась к ностальгии по первоначальным временам, по Золотому веку, которому на смену в конце концов пришел век железный, то есть предполагалась деградаци рода человеческого. Были так же представления о движении человеческой истории по кругу. Но вполне оформленная философия истории возникает только в русле христианского учения.

Основы этой философии истории были заложены предшественником средневековых мыслителей, великим философом, время жизни которого пришлось на крах античности. Это Блаженный Августин и его замечательное произведение “О граде Божием”. Августин говорит, что существует два “града”, два “царства”: царство земное, погрязшее в грехе и несовершенное, царство зла и упадка, в котором ничего доброго не происходит, и царство Божие, кторое находится по ту сторону земной истории, за пределами царства земного. Но в нашем мире представителями этого иного царства являются Божьи избранники, истинно верующие люди, каждыи из которых несет в себе частицу царства Божия. В них-залог продолжения человеческой истории, но не в материальном смысле, а в смысле духовном, в смысле веры.

Блаженный Августин создал свой трактат и свою философию истории в начале 5 в. В последующие века философия истории христианского типа восторжествовала в сознании образованной части верующих. Однако на ряду с этим учением о конце всемирной истории в отдалённом будущем, которое связано со вторым пришествием Христа, в массах людей всегда были чаяния, что их тяжёлое положение в этом мире изменится раньше благодоря чудесному вмешательству высших сил, и это царство Божие, о котором учит церковь, нужно торопить, нужно приблизить, нужно надеяться на то, что уже при жизни нынешнего поколения произойдут перемены, появятся носители нового начала и покончат с царством несправедливости и установят тысячелетнее царство на земле.

 В XIII – XIV в.в. в Западной Европе возникает ряд еретических движений, которые предрекают скорый приход царства Божия. Подобные учения обычно формулировались образованными людьми. Одним из них был итальянский монах Иоахим Флорский,предсказавший, что к 1260г. царство Сатаны закончится, мир завершится, наступит царство Святого Духа.

Церковь настаивала на том, что никто,кроме Господа,не знает сроков завершения человеческой истории. Поэтому учения, подобные тому,которое сформулировал Иоахим Флорский,церковью,конечно,осуждались. Но они находили поддержку в массах людей, недовольных своим экономическим и политическим положением,надеявшихся,что действительно такое чудесное избавление скоро наступит. Люди думали,что все земные связи, семейные, государственные, политические- ничто по сравнению со спасением души.

Нужно отказаться от земных привязанностей, покаяться, снять с себя весь тот груз материальной,земной жизни,который отягощает человеческую душу,превращает ее в пленницу тела и мира,нужно от всех этих уз отказаться и готовиться ко  Скорому второму пришествию Христа.


 
« Пред.   След. »

da


Слово админиистраторам сайта

Огромное спасибо Евгению Шимко.Он превратил день нашего бракосочетания в самый настоящий праздник. Свадьба прошла отлично: ярко, сочно, живо, весело, элегантно, необычно, интересно, волнительно. Если вы решили соединить свои жизни, рекомендуем: вам - сюда. В общем, спасибо тебе, Женечка.

Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100