Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Культура русской речи. Русский язык и культура речи (курс лекций)

Оглавление
Культура русской речи. Русский язык и культура речи (курс лекций)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

5. Особенности устной и письменной формы речи в современном русском языке

Основа письменной и устной речи: литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы.
Устная речь - это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Устная речь

Подготовленная Не подготовленная

 
Характеризуется продуманностью    Характеризуется спонтанностью     

Разновидности устной речи
 
Устная научная речь    Устная публицис-тическая
речь    Виды устной речи в сфере официально-делового общения    Художественная речь    Разговорная речь (оказывает влияние на все разновидности устной речи     

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.

 
    Устная речь    Письменная речь      
Материальная форма    Звуковые волны    Буквы      
Восприятие речи    По слуховому и зрительному каналам    По зрительному каналу      
Свойства речи:     Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени    Длительное хранение информации, развертывается в статистическом пространстве      
Свойственны:     Неплавность, фрагментарность деления предложения на несколько единиц    Сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты и т.д.      

Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

6. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации

Описание - это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Описание = признак' + признак2 + признак*-...
Цель описания - создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица.
Типы описания: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.
Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени.
Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.
Повествование = событие' + событие2 + событие3...
Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (повествовательный), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение и подтверждение мысли. Цель рассуждения: углубление наших знаний об окружающем мире. Рассуждение = вопрос (тезис) - суждение1 - суждение - суждение'...
Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения).

7. Вербальные и невербальные средства общения

Общение
 
Вербальное    Невербальное      



В качестве знаковой системы используется речь     


Используются различные неречевые знаковые системы      



Кинесика   


Паралингвистика   


Проксемика
   

Визуальное общение      


Жесты мимика, паномимика
   

Экстралинг-вистическая система
(включение в речь пауз, напр. плача, смеха, и, наконец, сам темп речи   

Система вокализации
(качество голоса, его диапазон, тональность)    

Специальная область, занимающаяся пространственной и временной организации общения. Основатель
Э. Холл   

"Контакт глаз"     

Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп.
I Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения; указатели, пиктографы - образные картинки изображения; кинетографы - движение телом, идеографы - свободные движения руками.
II Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда).
III Жесты-эмблемы - это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает - “до свидания”.
IV Адаптаторы - это привычки человека, связанные с движением рук.
V Жесты-афоректоры - жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определённые эмоции.

8. Логика, этика, эстетика речи в речевой коммуникации

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.
Закон тождества.3. Закон исключенного третьего
Закон непротиворечия.4. Закон достаточного основания
Логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. Система аргументации включает в себя способы обоснования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы. Укажем на наиболее часто встречающиеся ошибки:
Неполная аналогия.
Отождествление временной последовательности событий с их причинной связью: временная последовательность событий не всегда подразумевает наличие между ними причинно-следственных отношений.
Этика - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Отношение оратора к аудиторы должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.
Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).
Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору.
Эстетика - это наука, которая развивает нашу восприимчивость, учит понимать мир искусства и открывать красоту там, где казалось бы она полностью отсутствует.
Хорошее выступление - выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т.п. Подчеркнем: говоря о лексике и синтаксисе, мы подразумеваем в данном случае благозвучность текста, гармонию ритма, а не контактоустанавливающие особенности, о которых говорилось выше.
При сомнении в правильности выбора слова следует воспользоваться толковым словарем русского языка. Работа со словарем должна стать постоянной и важной составляющей работы профессионала речи.
Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи:

 
Метафора
Эпитет
Олицетворение
Гипербола
Сравнение
Антитеза
7. Подхват    Градация
Каламбур.
Риторический вопрос
Вопросно-ответное единство
Повтор.
Многосоюзие.
Синтаксический параллелизм     

Ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

9. Подготовка речи: выбор темы, цель, содержание и структура речи

Этапы разработки ораторской речи:
Определение темы - должна интересовать вас и ваших слушателей.
Формулировка. Название речи должно быть ясным, четким и кратким.
Цель выступления. Оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи.
Композиция речи - построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Приступая к работе над композицией речи необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план:
Предварительный план (выбор вопросов)
Рабочий план (содержание выступления, его структура).
Основной план (вопросы, которые будут озвучены в выступлении)

Структура плана

Простой                                Сложый

 
Состоит из неск-х пунктов, относящихся к основной части изложения темы.     Выделяют вступление, главную часть и заключение     

В главной части важно соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала
В заключении: повтор основной мысли; вывод; поставить перед слушателями задачи, которые вытекают из содержания выступления.
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором:
Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему.
Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному.
Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов.
Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.
Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за др.
Исторический - изложение материала в хронолог-кой последовательности.

10. Выступление как разновидность ораторской речи

Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации - разновидность ораторской речи.
Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Приемы речевой разработки текста:
К выступлению обязательно нужно подготовиться.
Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления.
Определите цель выступления.
В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис.
Определив главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие.
Начинайте изложение содержания с главных, основополагающих тезисов.
В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса и т.д.,
8. Свое мнение можно подкрепить ссылкой налицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату и т.д.
9. Высказываемая мысль будет убедительной, если вы приведете пример.
Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала: самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.
Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

11. Способы словесного оформления публичного выступления

Формы работы над выступлением:
Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).
Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.
Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т.п.
План с цитатами и т.п.
Речь с бумажки.
Высший класс умений публичного выступления - речь вообще без всякой бумажки. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными.
Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями.


 
« Пред.   След. »

Манифест геосимволистов

Манифест геосимволистов | Я,писатель Леонид Л. Шимко, рад сообщить Вам о возрождении символизма в его новом течении, которое я назвал геосимволизмом.... >>

 

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Бог | Бог - это слишком много
Даже для трепетной мысли о... >>

 
Жизнь | Жить - хорошо.
Мимо – лишним.
Мальчик зашел.
Мальчик вышел. >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru