Культура русского языка. Особенности русского языка. Фразеологизмы и их значение в развитии, образно |
Страница 3 из 4 Альфа и Омега Альфа и омега – первая и последняя буквы греческой азбуки. Выражение в переносном смысле обозначает начало и конец, какого- либо дела. Возникло оно из библейских знаний и встречается в Библии. Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: « Я есть Альфа и Омега – начало и конец…» Вавилонское столпотворение Выражение употребляется в значении « Суматоха, бестолковщина, беспорядок». Источник выражения – библейское предание, согласно которому жители Вавилона, вознамерившись добраться до неба и с этой целью начали строить башню. Разгневанный Бог разрушил ее и смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга. Время истекло Это буквально понимание течения времени и означает: срок истек, текущий год, сколько воды утекло, времени не осталось. Связано это выражение с тем, что две с половиной тысяч лет тому в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы (клепсидра), которыми измеряли время. Время измерялось количеством воды, вытекающей из сосуда – время текло. Долгий ящик Выражение означает волокиту в делах и исходит со времен царя Алексея Михайловича. При нем все жалобы и челобитные, обращенные к царю писали на бумажных свитках. Свитки были длинные и поэтому для них были изготовлены длинные специальные ящики, прибитые к столбу возле царского дворца. В те времена вместо «длинный» говорили «долгий». Чтобы быстрее была рассмотрена бумага, надо было давать взятки боярам и чиновникам. Позже и возникло выражение «долгий ящик». Зарубить на носу Смысл этих слов довольно ясен. Зарубить на носу значит « запомнить крепко - на крепко, раз и навсегда». Выражение не связано с членовредительством и зарубками на органе обоняния. Оно значит «памятная дощечка, бирка для записей». В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие «письменные принадлежности» и на них зарубками делали всевозможные памятные заметки. Они и назывались «носами». Казанская сирота Казанская сирота – «человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей». Выражение походит от 1552 г., когда царь Иван Грозный покорил Казанское царство. На его сторону начали массово переходить казанские богачи, перекрещиваясь в христиан, чтобы сохранить свое богатство. Царь это приветствовал, награждал богато и брал с собой в Москву. Таких людей народ насмешливо называл «казанскими сиротами»: при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и «жалованья». Как пить дать По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло это выражение в значении «точно, несомненно». Подкузьмить и объегорить Слово «подкузьмить» мы употребляем, когда говорим о человеке, который обманул, поставил другого в неприятное положение. Это слово возникло в старину, когда помещики нанимали батраков для полевых работ. Срок этих работ определялся с весны до Кузьмы (день Козьмы (Кузьмы) – 1 ноября по старому стилю). В этот производился расчет с нанятыми батраками, причем их, обычно безжалостно обсчитывали и обманывали, так как батраки были неграмотными. Под Кузьму разрушались их надежды. Близко к этому и происхождение слова «объегорить». Во время крепостного права был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить». |
« Пред. | След. » |
---|