КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА |
Страница 4 из 6 3. Искусство Древнего Египта. Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки. а) архитектура Выдающимися архитектурными постройками Египта, несомненно, являются пирамиды. Они являются средоточием достижений древнеегипетской науки в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. В пригороде Каира – Гизе – находятся 3 крупнейшие пирамиды Египта – фараона Хеопса, Хафра и Менкаура, отнесенные греками к семи чудесам света. Всего в Египте насчитывают около 80 пирамид. Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса: ее высота 146. 6 метров, длина основания 233 метра. Она сложена из 2300000 каменных блоков, массой около 2, 5 тонн каждый. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то, как были пригнаны камни друг к другу, если между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. Пирамида считалась домом умершего фараона, ее форма означала вечность, а отношение граней – Божественную Гармонию Вселенной. В эпоху Среднего Царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего Царства был переосмыслен и усовершенствован. Пирамиды в эту эпоху строились довольно редко (в основном из кирпича, а не из камня; гораздо меньшие по размерам) и уступили место гробницам, высеченным в скале (например, храм Менхутотепа I был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы). Осуществлялось и большое городское строительство. К началу же I тысячелетия до нашей эры для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды . б) скульптура Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них выдвигается своей неповторимостью знаменитый большой сфинкс из Гизе. Каменный лев с головой человека, имеющей портретное сходство с фараоном Хафрой, высечен из целой скалы (длина – 57 метров, высота – 20 метров). Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощал божественность царской власти. Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчина в 40-50-летнем возрасте, женщина – в 20-25-летнем. Точно передавалось социальное положение человека. Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV век до нашей эры). в) живопись Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона. Это проявлялось в: • плоскостном изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо «изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут en face. При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте фигуры одно из них должно было быть скрыто» (11); • постоянстве системы пропорций; • строгой линейности композиции; • условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет; женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда белым цветом). Следует отметить, что в Древнем Египте не было почвы для индивидуального творчества, так как практически все памятники искусства носили религиозно-культовое назначение, и их создание было строго охвачено кольцом канона. Высокого уровня достигло в Древнем Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения, отделанные драгоценными камнями. г) литература Литература Древнего Египта представлена различными жанрами: поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания, гимны в честь богов, мифы. Наиболее древние тексты – это молитвы богам и хозяйственные записи. В мифах рассказана вся история появления богов и их жизни. Непревзойденным шедевром древней прозы является повесть «История Синухета». Следует также отметить «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде» и т. д. Иногда в литературных источниках Египта звучат сомнения в истинности религиозно-мифологической картины мира, в ценности загробного существования. В «Песне арфиста» сказано: «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там, чтобы поведать, чего им нужно, и наши сердца успокоить»(13). Однако в другом произведении выражена твердая убежденность в существовании загробного мира. Это «Похвала Смерти». Там говорится: «время, как сон, промелькнет и «Добро пожаловать!» - скажут в Полях Заката пришельцу» (там же). д) музыка Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» - «удовольствие, наслаждение» и обладала, как полагали египтяне, лечебной силой, если инструменты были верно подобраны. Из музыкальных инструментов бытовали: «мизмар (тип лютни), аргуль (двойной кларнет), саламийя (флейта), дарабукка и хока (барабан), рикк (бубен), кусат (тарелочки)» (8). Музыка сопровождала все обряды, массовые празднества и была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире. |
« Пред. |
---|