Формирование экологической культуры дошкольников |
Страница 19 из 23 Содержание Введение 1. Теоретические основы формирования экологических представлений детей в дидактических играх с использованием сенсорных эталонов 1.1 Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников 1.2 Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей-дошкольников 1.3 Методика формирования экологических представлений дошкольников в дидактической игре 2. Экспериментальное исследование. Применения сенсорных эталонов в дидактических играх с целью экологического воспитания дошкольников 2.1 Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников 2.2 Исследование экологических представлений дошкольников по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников» Заключение Список литературы Приложения Введение Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками: многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает, если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание. [5, с.136] Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. [2, с.185] Ребёнок познаёт окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятий определяет успешность познавательной деятельности ребёнка. В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цвета, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы даёт возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произведения искусства. Сенсорное воспитание предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных. В дошкольном возрасте устанавливаются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разговорной речи. [2, с. 186] Для определения свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с младшими дошкольниками. Обследование – это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребёнку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружающей действительности в целом. Обучение обследованию предметов проводится с учётом возрастных возможностей детей. Обследование предметов, их свойств и качеств связано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблюдении за явлениями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают вопросы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета листья клёна, берёзы осенью?» приобретая опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученными знаниями в других жизненных ситуациях. [7, с. 11-14] Объектом курсовой работы формирование экологических представлений дошкольников в дидактических играх Предмет изучения – применение сенсорных эталонов в дидактических играх по экологическому воспитанию дошкольников Экспериментальная база исследования – средняя группа детского сада № 38 г.Йошкар-Олы, 25 детей в возрасте 5-6 лет. Гипотеза – использование сенсорных эталонов благотворно влияет на экологическую воспитанность. Цель работы – исследовать способы использования сенсорных эталонов в процессе экологического воспитания дошкольников. Для реализации этой цели необходимы задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования сенсорных эталонов в экологическом воспитании дошкольников. 2. Выявить возможности формирования экологических представлений у дошкольников. |
« Пред. | След. » |
---|