Формирование экологической культуры дошкольников

Оглавление
Формирование экологической культуры дошкольников
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23

Заключение

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настоятельно требует скорейшей перестройке мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В результате анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами было установлено, что на экологическое воспитание детей дошкольного возраста, влияют следующие факторы: четкая постановка задачи педагогом во время проведения мероприятия, развитие наблюдательности каждого ребенка, использование индивидуального подхода к детям с разным уровнем развития бережного отношения к природе.

Нами было доказано, что выбранная тема работы остается актуальной и в настоящее время.

Система экскурсий, проведенных во время эксперимента, позволяет создать благоприятные условия для формирования бережного отношения к природе средствами экологического воспитания детей. В результате проведения эксперимента мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что бережное отношение к природе будет формироваться успешнее, если при проведении экскурсий особое внимание будет уделяться редким и уязвимым растениям, если в ходе экскурсии будут реализованы простейшие природоохранные мероприятия, если внимание детей на экскурсии будет привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения, если в процессе проведения экскурсии воспитатель будет использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы: экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу.

Методическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Критерием сформированности ценностного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

В результате проведенного эксперимента были сделаны выводы: проведенная работа способствовала развитию у дошкольников экологического сознания; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений; ребята внимательнее стали относиться к уголку природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Опытно – экспериментальным путем мы проверили эффективность методов и приемов, способствующие развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий. Тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Список литературы

1.  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1. 232 с.; Т. 2. 288 с.

2.  Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М, 1997.

3.   Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.

4.  Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. – Томск, 1997.

5.  Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей /Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

6.  Белоусов Л.С. Редкие растения мира/Л.С.Белоусов, Л.В.Денисова. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 344с.

7.  Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников/Л.Бобылева, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

8.  Божович Л.И. Познавательный интерес. – М.: Просвещение, 1994. – 308с.

9.  Большакова М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе/М.Большакова, Н.Морева // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 7.- С. 12-20.

10.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-8 лет. / Прак-ое пособие для учителей нач. кл. – Воронеж: Учитель, 2002. – 184с.

11.  Бровкина К.С. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение / К.С. Бровкина, Н.В. Кореова. – М., 2001.

12.  Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – 114 с.

13.  Буре,Р.С. Воспитание дошкольников в труде. М., 1971. 64 с.

14.  Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.

15.  Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания /ред.-сост. С.Г. Якобсон, Ф.Т. Михайлов. - М., 1976.

16.  Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. - М., 1982

17.  Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003. – 336с.

18.  Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению/ Под ред. Л.Ф. Мельчакова. - М.: Просвещение, 1981.

19.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.

20.  Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. 504 с.; Т. 3. 368 с.

21.  Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1992. – 192с.

22.  Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.:ВАКО, 2008.-240с.

23.  Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Д.С. Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.

24.  Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес /Н.С. Жестова //Начальная школа. – 1991, №7, с.30-34.

25.  Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника/ О.С. Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. – СПб.: Нева, 2005. – 352с.

26.  Запартович Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворученко, Л.М. Соловьева. – М.: Педагогика, 1993. – 232с.

27.  Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.

28.  Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – с.45-49.

29.  Зенина Т.Н. Наблюдаем, познаем, любим/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

30.  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 64с.

31.  Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

32.  Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.

33.  Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. – 207с.

34.  Клепина З.А. Природоведение / З.А. Клепина, Л.Ф. Мельчаков. – М.: Просвещение, 2006. – 438с.

35.  Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

36.  Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

37.  Королева А. Земля - наш дом/А.Королева // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.

38.  Кузнецов В.Н. Программы: Экология. – М.: Просвещение, 2006. – 176с.

39.  Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. -М., Просвещение,1985.

40.  Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. Т. I. 392 с.

41.  Листок на ладони / Под ред. Л.М. Маневцовой:- СПб.: Детство-Пресс, 2005г. -112 с.

42.  Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы/ В.Л. Лола // Начальная школа. - 1988, N1, C.25-27.

43.  Лучич М.В. Детям о природе.- М., 1989.

44.  Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

45.  Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

46.  Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

47.  "Мы" - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

48.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 184 с.

49.  Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей/С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 9. - с. 52-64.

50.  Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

51.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

52.  Педагогический словарь: [учеб. пособие для студентов вузов] /под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 344 с.

53.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца Я.З. Неверович. - М., 1986, 176 с.

54.  Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

55.  Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

56.  Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников/О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 2 - с. 21 - 27.

57.  Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения на природе./ Л.М. Хафизова// Начальная школа. – 2000, №4.

58.  Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 144с.

59.  Шишкина В.А. Прогулки в природу. / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М., 2003.

60.  Шпотова Т.В. Цвет природы: Пособие для восп. и родителей по формированию основ эколог. культуры у детей 5-ти лет/ Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова. – М.: Просвещение, 2009.

61.  Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Л.П. Печко. - М., 1984.

62.  Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 2000.

63.  Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1998.


 
« Пред.   След. »

Direct/ADVERT


Direct/ADVERT



Rambler's Top100