Формирование экологической культуры дошкольников |
Страница 11 из 23 4.2.2 Формирование экологической культуры детей средствами наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» проведенного в ДОУ№9 города Пикалево Тема: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»[23] Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке. Структура занятия – наблюдения: 1. Вводная беседа (организационный момент). 2. Наблюдение за растениями участка. 3. Беседа. 4. Итоги занятия. На данном занятии было использовано наблюдение за живой природой – растениями на участке. Наблюдение было организованно как разведывательное, детям было предложено найти цветущие растения на участке, описать их. Для обобщения увиденного воспитателем было выбрана беседа с детьми, где каждый ребенок принимал активное участие, высказывал свое мнение. Беседа показала уровень и заинтересованность всех воспитанников в наблюдении за осенними цветущими растениями, что на данном занятии – наблюдении было результативным и успешным. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Наблюдаем за насекомыми осенью» проведенного в ДОУ№9 города Пикалево Тема: «Наблюдаем за насекомыми осенью» Цель: Систематизировать представление детей о поведении насекомых осенью. Структура занятия: 1. Организационный момент. 2. Беседа о насекомых. 3. Наблюдение за насекомыми. 4. Итоги занятия. Для достижения поставленной цели наблюдения было проведено занятие о жизни насекомых, знакомстве с ними. Представленное занятие является закрепляющим при знакомстве детей с насекомыми. Беседа о насекомых организованна в форме фронтального опроса для совершенствования знаний детей о насекомых. Процесс наблюдения предложен детям как разведывательный, ребятам необходимо найти и пронаблюдать за насекомыми, которые приготовились к зиме, пронаблюдать за ними, сделать определенные выводы. Результаты наблюдения показали заинтересованность детей жизнью насекомых. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Наблюдаем за жителями живого уголка. Рыбка» проведенного в ДОУ№9 города Пикалево Тема: «Жители живого уголка. Рыбка» Цель: Пронаблюдать за жизнью аквариумных рыбок. Структура наблюдения: 1. Организационный момент. 2. Наблюдение за аквариумной рыбкой. 3. Беседа о жизни рыбки в аквариуме. 4. Итоги занятия. Данное занятие строилось по нескольким этапам: - Выбор объекта наблюдения. - Наблюдение за выбранным объектом. - Описание объекта наблюдения. - Забота о рыбке. Данное занятие организованно необычно, разбито на насколько этапов. Наблюдение за рыбкой сопровождается беседой с воспитателем и другими детьми, где каждый ребенок хочет похвастаться выбранной им рыбкой, рассказать о ее движениях, ее красоте. В конце занятия дети формулируют правила заботы и ухода за аквариумными рыбками. Занятие строится в непринужденной форме, но все без исключения дети принимают в нем активное участие. Как результат наблюдения дети нарисовали свои рыбки, что говорит о заинтересованностью детей жизнью аквариумных рыбок. 4.2.3 Анализ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ходе проведения занятий Цель контрольного эксперимента - проверка необходимости в проведении занятий наблюдений за объектами живой природы в повышении уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. В качестве методики по повышению уровня экологической культуры нами была выбрана методика констатирующего эксперимента. В данном эксперименте принимали участия те же дети. Группа детей Уровень экологической культуры детей Общее кол-во баллов Общий уровень Экспериментальная группа (7 чел.) 108 Средний Контрольная группа (7 чел.) 133 Высокий Дети контрольной и экспериментальной группы значительно повысили уровень экологической культуры, о чем свидетельствуют представленные выше графики и таблицы. · Воспитанники контрольной группы показали на контрольном эксперименте высокий уровень экологической культуры, что говорить об эффективности проведенных нами занятий – наблюдений. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. Следовательно, разработанные нами занятий - наблюдения по повышению уровня экологической культуры в процессе наблюдения за объектами живой природы на занятиях по экологическому воспитанию средних дошкольников достаточно эффективны. |
« Пред. | След. » |
---|