Планирование организации физической культуры |
Страница 4 из 11 ПРОГРАММА обучения спортивному зимнему плаванию (с учетом специфики зимнего плавания) Структура учебного предмета "Спортивное зимнее плавание" 1. Теоретический отдел История развития спортивного зимнего плавания: 1. Зарождение зимнего плавания 2. Развитие теоретико-методических основ закаливания холодом в дореволюционной России 3. Организация и проведение первых соревнований пловцов 4. Организация и проведение первых марафонских заплывов в холодной воде 5. Развитие спортивного способа плавания - оверам 6. Создание международной спортивной организации пловцов - МА МЗП 7. Создание Российской организации пловцов (атлетов холодной воды) - ФЗСЗПР 8. Результаты сильнейших пловцов 9. Разрядные нормы и требования 10. Правила соревнований и судейства 11. Развитие плавания в открытой воде по правилам FINA 2. Основные направления и перспективы развития зимнего плавания 1. Массово-оздоровительное 2. Спортивно-методическое 3. Военно-прикладное 4. Водно-спасательное 5. Прикладное 3. Изучение основных направлений научных исследований по спортивному зимнему плаванию 1. Исследования по влиянию закаливания холодом и зимнего плавания на организм занимающегося в зависимости от возраста, пола, стажа занятий и т.д. 2. Изучение влияния закаливания на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, терморегуляцию и антропометрические показатели пловцов 3. Исследования в целях лечения и профилактики различных заболеваний 4. Изучение специфических особенностей влияния на организм пловцов различных методов закаливания холодом и зимним плаванием 5. Изучение и разработка режимов дозировки холодовой нагрузки пловцов 6. Обоснование методики спортивной тренировки в спортивном зимнем плавании 4. Изучение медицинских аспектов спортивного зимнего плавания 1. Влияние зимнего плавания на организм занимающегося (физические свойства воды, оздоровительный эффект, специфичность заболеваний, лечебное воздействие) 2. Состояние важнейших вегетативных функций при зимнем плавании (дыхательной система, взаимосвязь дыхания и кровообращения, сердечнососудистая система, повышение резистентности организма). Влияние термического фактора на функции вегетативной иннервации внутренних органов, изменение подвижности сосудистых реакций кожи пловцов, показатели функциональной мобильности терморецепторов, влияние зимнего плавания на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, функциональное состояние нервной системы пловцов, изменение показателей функционального состояния коры надпочечников пловцов под влиянием зимнего плавания, характеристика сердечнососудистой системы у пловцов зимнего плавания, изменение теплоизоляции "оболочки" тела пловцов от изменяющихся условий окружающей среды. 3. Изменение гемодинамики пловцов под влиянием зимнего плавания 4. Динамика морфофункциональных и гидродинамических показателей в зимнем плавании (состояние морфофункциональных показателей, подвижность в суставах и гибкость, статическое и динамическое плавание, особенности изменения гидродинамических параметров) 5. Организация работы по зимнему плаванию (требование учебного плана, обоснование структуры и содержания изучаемого предмета, учебно-методическое обеспечение, актуальность проведения научных исследований, материально-техническая база, требования по мерам безопасности и организации работ специальных служб, проведение соревнований по зимнему плаванию, результаты выступлений сильнейших пловцов, переподготовка квалифицированных судей по зимнему плаванию из числа судей обычного плавания) 6. Основы и особенности техники спортивных способов плавания (общие положения и особенности техники плавания кролем на груди, брассом, кролем на спине, баттерфляем, оверармом, стартов, поворотов, прикладное плавание) 7. Спортивное зимнее плавание в естественных водоемах 8. Эффективность методики обучения зимнему плаванию (предпосылки обучения зимнему плаванию детей, возможности обучения плаванию школьников, особенности обучения зимнему плаванию взрослых и пожилых людей) 9. Необходимость спортивного отбора в зимнем плавании (возможности спортивного отбора, биологические, психологические и педагогические критерии) 10. Обоснование методики спортивной тренировки в плавании (направленность тренировочной работы, подбор эффективных средств, использование рациональных методов, возможности оптимального планирования, методика обучения зимнему плаванию, особенности защитных свойств организма, терморегуляционный рефлекс, неспецифическая резистентность организма, ударное закаливание, изменение уровня устойчивости к холоду в годичном цикле, специфика выработки пловцами термофизической устойчивости (ТФУ), стереотипы устойчивости к холоду и их переделка, физиологические механизмы закаливания, общефизическая и психологическая подготовка пловцов к зимнему плаванию, эффективность закаливания зимним плаванием 11. Специфичность работоспособности в плавании и эффективные средства ее восстановления (предстартовое состояние пловца, факторы, лимитирующие работоспособность, средства восстановления работоспособности) 12. Поиск оптимального управления, эффективность контроля и объективной оценки работы по зимнему плаванию (средства управления, методы контроля, критерии оценки) ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Практические занятия по спортивному зимнему плаванию проводятся с обязательным рассказом и показом упражнений, изучения по элементам и устранением ошибок, используя комплексное плавание и индивидуальный подход в обучении занимающегося. 1. Обучение технике плавания производится в бассейне с теплой водой (выше 18ºС) по методике обучения обычному плаванию и осваивается стиль спортивного зимнего плавания оверарм. 2. Обучение технике выработки термофизической устойчивости (ТФУ) пловцов проводится в естественных открытых или закрытых (ледяных) бассейнах водоемах (при температурах воды последовательно: нормальной (+10,1...18ºС), холодной (+5,1...10ºС) и ледяной (-2...+5ºС) по специально разработанной методике 3. Обучение методам закаливания в спортивном зимнем плавании: a. Разные стереотипы охлаждения пловцов. Роль стереотипа охлаждения в проявлении эффекта закаленности занимающихся. Применение специфичности эффекта закаленности, достигающегося в тех условиях, в которых был достигнут (аналогичность условий) в различных условиях окружающей среды b. Применение системы закаливания (величина холодовых нагрузок) в соответствии с "критическими" периодами и сезонной динамики уровня устойчивости организма к холоду, с учетом закономерностей ритмов биологической процессов c. Обучение приобретению пловцами термофизической устойчивости. По мере обучения технике плавания и приобретения пловцом ТФУ тренировки проводятся в естественных открытых и закрытых водоемах d. Постепенное увеличение дозирования холодовой нагрузки в сочетании с комплексным обогревом занимающихся, используя специальную сезонную таблицу температурных режимов и принципы спортивной тренировки (постепенность, систематичность) с учетом сезонных колебаний в системе терморегуляции, пола, возраста, уровня физического развития и подготовки, конституционных особенностей занимающихся e. Применение пловцами в тренировочном процессе прерывистого дозирования холодовых нагрузок тренировка выработки ТФУ), формирующее общую устойчивость спортсменов к холоду f. Применение метода повторного охлаждения в учебно-тренировочном процессе занимающихся, повышающее устойчивость организма к холоду и позволяющее сохранять тепловое равновесие даже при сильном охлаждении g. Выявление степени закаленности (особенностей устойчивости организма пловца к холоду) по скорости восстановления температуры кожи и "ядра" тела после различных степеней охлаждения h. Динамика устойчивости организма пловца в круглогодичном цикле спортивной тренировки i. Методика тренировки по плаванию с учетом особенностей спортивного зимнего плавания и специфичности закаливания к охлаждениям, включающие домашние задания: - на суше: выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ), специальных упражнений (СПФ) пловца в сочетании с координацией движений рук, ног, дыхания, имитация гребковых движений при различных стилях плавания - в воде: освоение водной среды, ходьба с гребковыми движениями рук, выдохи в воду, задержка дыхания, "поплавок", скольжение с изменением направления, плавание доступными способами отрезков дистанций - 4х25 м, подсчет пульса перед стартом за 10 сек, плавание на дистанции 50 м вольным стилем с учетом времени по отрезкам и восстановление пульса на 1, 2, 3 минутах. - упражнения на гибкость, силу, специальную и скоростную выносливость, развитие скоростно-силовых качеств (мощность гребка), используя различные методы и средства спортивной тренировки (тренажерные установки) - отработка старта, поворотов, финиша, упражнения с доской в ногах - изучение всех стилей плавания и движений рук, ног, дыхания, согласование движений (старт, поворот) - изучение прикладного плавания (транспортировка, ныряние в глубину с поднятием тяжестей, ныряние на дальность, подледное плавание, подводное плавание) - изучение подвижных игр и развлечений на воде (на суше, на воде) - методические занятия по технике спортивного плавания (овладение специальными знаниями, умениями и навыками по технике спортивного и прикладного плавания, выявление плавательной подготовленности на различные дистанции вольным стилем) - комплектование учебных групп в зависимости от показанного результата, владения техникой, специализацией по зимнему плаванию - дальнейшее совершенствование приобретенных знаний, умения и навыков и применение их на практике - учебная практика по обучению технике плавания (выявление уровня и степени овладения способами плавания, умение выявлять ошибки и находить способы их устранения) специфика тренировки ТФУ пловцов кратковременность и систематичность сильно контрастного холодового воздействия в начальном периоде закаливанию - выработка порога ТФУ (резкость холодового воздействия, устойчивость к резким перепадам температур, увеличение времени холодового воздействия, ступенчатость тренировки ТФУ, контроль степени закаленности - интенсивность холодового воздействия на терморегуляторный аппарат, приводящий к сдвигам физиологических функций пловцов активное закаливание (усиление теплопродукции) за счет выполнения физических упражнений - уменьшение времени восстановления пловцов после различных объемов и видов холодовой нагрузки способами, средствами и методами восстановления теплового баланса пловцов, разработанные МА МЗП - выработка стереотипа устойчивости закаленности, закрепление условно-рефлекторными механизмами физической и химической терморегуляции Спортивная тренировка по спортивному зимнему плаванию 1. Выбор специальной направленности пловцов 2. Подбор эффективных средств и тренировка с их использованием 3. Использование специально подобранных рациональных методов 4. Использование индивидуального календарного плана 5. Методы управления, спортивного контроля и объективной оценки работы по плаванию СПЕЦИФИКА СПОРТИВНОГО ЗИМНЕГО ПЛАВАНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: При обучении зимнему плаванию использование методов спортивной тренировки пловцов обычного плавания: 1. Равномерный метод 2. Переменный метод 3. Интервальный метод 4. Повторный метод 5. Контрольный, а также совершенствование стиля плавания оверам каждым пловцом. Постоянно осуществляемый врачебно-педагогический контроль в соответствии с методикой обычного плавания по шести факторам: - специфические силовые возможности - быстрота - эффективность скоростно-силовых возможностей - аэро-анаэробная производительность - продуктивность дыхания - контроль ТФУ Эффективность техники (высокий уровень скорости плавания), ее надежность и экономичность обусловлены рядом факторов. Это: 1. функциональная и тактическая подготовленность пловца к тому режиму мышечной деятельности, в котором оказывается его организм по ходу соревновательной борьбы на дистанции или по ходу выполнения тренировочного упражнения; 2. степень мобилизации пловца на отдельных участках дистанции или на отдельных отрезках тренировочного упражнения, адекватность мобилизации тактическому замыслу и уровню функциональной подготовленности; 3. освоенность и вариативность техники - ее соответствие изменяющимся по ходу соревновательной борьбы режимам мышечной деятельности. Все эти факторы взаимосвязаны и относятся к проблеме интегральной подготовленности пловца. Вопросы интегральной подготовки выходят за рамки пособия. Адресуем читателя к литературе, где техническое мастерство рассматривается в тесной взаимосвязи с соревновательной деятельностью, тактикой и функциональной подготовленностью пловцов высокого класса. (По материалам сайта www.swimming.ru) Обтекаемое положение тела пловца в воде. Движения туловищем. Тело спортсмена в воде должно занимать обтекаемое, вытянутое, относительно продольной оси, динамически уравновешенное и сравнительно высокое положение с оптимальным углом атаки. Оно должно обладать оптимальной напряженностью мышц туловища, чтобы иметь основу для координации всех движущих сил, действующих во время плавания на тело. Для рациональной техники плавания характерны активные вспомогательные движения туловищем, выполняемые с оптимальной амплитудой и в ритме движений руками и ногами. При плавании кролем на груди и на спине туловище ритмично поворачивается налево и направо относительно продольной оси тела. Эти повороты помогают усилить гребок руками за счёт подключения к рабочим движениям больших мышечных групп спины и груди. Повороты помогают также выполнить гребок по длинной траектории, завершить гребок и пронести руку над водой вперёд с минимальным сопротивлением. Интересен опыт работы известного тренера Г.Г. Турецкого с многократным олимпийским чемпионом в плавании вольным стилем на коротких дистанциях Александром Поповым над элементом, который они называют "разворот плечевого пояса и поворот туловища". Когда одна рука входит в воду и начинает захват, другая завершает гребок и покидает воду локтем вверх. В этот момент туловище пловца начинает поворачиваться относительно продольной оси, обеспечивая оптимальную динамическую позу для движений обеими руками. В то время как мышцы одной руки сокращаются, осуществляя мощный гребок, мышцы другой руки расслабляются и растягиваются, накапливая энергию. А. Попов доводит этот элемент техники до автоматизма. Г.Г. Турецкий отмечает: "Этот элемент техники мы называем законом байдарочного весла. Он основан на одновременных движениях обеими руками, как будто у пловца в руках двухлопастное весло. Руки двигаются так, что при выходе одной из воды её локоть поднимается высоко вверх; локоть другой руки в это время находится впереди и внизу под водой - рука начинает гребок. Если плечевой пояс обладает достаточной гибкостью, такое движение с выраженным размахом рук выполнить нетрудно. Размах рук и разворот плечевого пояса - характеристики индивидуальные. Они обусловлены ростом, анатомическим размахом рук, гибкостью плечевого пояса и согласованностью движений". Г.Г.Турецкий рекомендует несколько упражнений на освоение данного элемента техники: Упражнение 1. Стоя на суше в наклоне вперёд, в руках лёгкое байдарочное весло (или гимнастическая палка): имитировать движения руками кролем в согласовании с поворотами плечевого пояса, туловища и движениями бёдер. Упражнение 2. Плавание шести ударным кролем "на сцепление" с паузой в исходном положении на боку, нижняя рука вытянута вперёд, верхняя у бедра. Выполняются шесть ударов ногами кролем, затем - одновременно - одна рука выходит из воды и движется по воздуху локтем вверх (с ускорением к моменту входа в воду), другая совершает длинный гребок до бедра; в это же время туловище (в строгом соответствии с движениями обеих рук) поворачивается на другой бок. Следует пауза в движениях рук, ноги выполняю шесть ударов и т.д. Упражнение 3. Плавание кролем с высоко поднятой головой и дельфинообразными движениями ногами. Способствует развитию согласованности движений плечевого пояса, таза и бедер. (Ощущение такой согласованности Александр Попов называет чувством "рок-н-ролла".) При плавании баттерфляем и брассом верхняя часть туловища выполняет движения вверх и вниз. В эти движения - но с меньшей амплитудой - вовлечен и таз. Ритмичные движения туловищем повышают эффективность движений рук, ног, дыхания, снижают встречное сопротивление. Во всех способах плавания движения туловищем связаны с выполнением так называемого посыла. Суть его в активном движении плечевым поясом в заключительной фазе цикла, помогающем направить звенья тела по оптимальной траектории вперёд, растянуть наиболее важные для пловца рабочие мышцы, с тем, чтобы использовать энергию упругого мышечного растяжения в начальной фазе гребка руками. Оптимальное положение головы служит ключом к рациональному положению тела. На протяжении большей части цикла движений голова занимает непринуждённое, комфортное для пловца положение на продольной оси тела, мышцы шеи и плечевого пояса по возможности расслаблены. Положение головы с расслабленными мышцами шеи рефлекторно снижает напряжение мышц плечевого пояса и спины, способствует эффективному выполнению гребков руками, не создает проблем для вдоха. Оно помогает добиться обтекаемого и динамически уравновешенного положения тела, когда голова не зарывается в воду, а как бы тянет спортсмена вперёд. Желательно, чтобы тренер определил ученику в качестве наглядного ориентира конкретную точку на голове. Иногда для этого достаточно просто потереть рукой определенное место на макушке, темени, лбу или потянуть слегка за волосы ученика в этом месте. Намеченной точкой спортсмен рассекает воду и ощущает её. Во всех способах плавания голова на протяжении цикла плавательных движений выполняет небольшие, иногда едва заметные движения в едином ритме с гребками рук. Движения помогают выполнить вдох, усилить отдельные фазы гребка руками, направить тело пловца по оптимальной траектории вперёд. Высокое положение бёдер у поверхности воды - другой ключ к хорошо обтекаемому и рациональному положению тела. Это требование обязывает, например, при плавании кролем на груди и баттерфляем выполнять движения ногами с небольшим размахом, активно в обоих направлениях, с энергичным посылом бёдер вверх и переразгибанием ног в коленных суставах в момент захлёстывающего удара стопами вниз. Выполняя удар ногами назад при плавании брассом, спортсмену также необходимо направлять бёдра к поверхности воды и удерживать их вместе с тазом в высоком и обтекаемом положении на протяжении всей основной части последующего гребка руками. Оптимальная степень напряжения мышц туловища (прежде всего мышц живота и поясницы) должна обеспечивать достаточно жёсткую основу, на которую бы передавались и без потерь направлялись по линии продвижения пловца вперёд силы от рабочих движений руками и ногами. В то же время мышечные группы туловища, участвующие в рабочих движениях руками, должны успевать расслабляться в те моменты цикла, когда они не несут нагрузки. Мышечные группы туловища служат основой двигательного механизма. Они являются наиболее крупными и, по преимуществу, - наиболее сильными и выносливыми. Осуществляют плавные, упругие движения, могут проявлять довольно большую силу при небольшом напряжении, почему и не так легко утомляются. Залегают мышцы глубоко, прикрепляются к большим поверхностям опорного аппарата, состоят главным образом из медленных мышечных волокон. Режим работы мышц туловища статокинетический - смесь тонического напряжения и динамических сокращений. В силу значительного объёма активной массы медленных мышечных волокон эти группы мышц при интенсивном плавании препятствуют быстрому повышению лактата в крови и тем самым отдаляют момент наступления утомления. Любая программа специальной физической подготовки пловца на суше сопровождающая техническую подготовку, должна предусматривать комплексы упражнений, направленные на основательную проработку мышц и связок туловища и шеи, плечевого пояса, бёдер. Примером комплексов могут служить широко известные "25 золотых упражнений" американского тренера Р.Кифута. А также не менее известные "12 комплексов физической подготовки пловца на суше" заслуженного тренера СССР И.М.Кошкина. В заключение приведём совет тренера В.Б.Авдиенко. Он рекомендует начинать работу по исправлению недочётов в технике, повышению эффективности гребка и совершенствованию рационального положения тела пловца в воде с постановки правильного положения головы. Затем - последовательно - переходить к плечевому поясу, туловищу, бёдрам, голеням, стопам. При этом следить, чтобы названные звенья тела наилучшим образом участвовали в создании движущих сил и чтобы движения этих же звеньев не вызывали встречного сопротивления. |
« Пред. | След. » |
---|