ГЛАВНАЯ arrow КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

РУССКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, САМОБЫТНОСТЬ, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ


Рекомендуемая к теме литература

   1.

      Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1-3. М., 1991.
   2.

      Баранский А. Краткий исторический очерк государственного хозяйства России периода империи. СПб., 1913.
   3.

      Бердяев Н.А. Русская идея. Париж, 1971.
   4.

      Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
   5.

      Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии. М, 2003.
   6.

      Бессонов Б.Н. Российская цивилизация. М., 1997.
   7.

      Боголепов М.А. Колебания климата и историческая жизнь. М., 1912.
   8.

      Божерянов И.Н. Голодовки русского народа с 1024 по 1906 год. Исторический очерк с древних времен до наших дней. СПб, 1907.
   9.

      Большаков А.М., Рожков Н.А. История хозяйства в России. В материалах и документах. М., 1926.
  10.

      Викторов А.Ш. История русской культуры. М., 1997.
  11.

      Грабарь И. О русской архитектуре. М., 1969.
  12.

      Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003.
  13.

      Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.
  14.

      Домострой. СПб., 1994.
  15.

      Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1994.
  16.

      Искусство России. / Под ред. В. Бутромеевой. М., 1997.
  17.

      Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
  18.

      Кожевников В.П. Модель русской культуры. Курс лекций. М., 1996.
  19.

      Кожинов В. О русском национальном сознании. М., 2002.
  20.

      Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.
  21.

      Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.
  22.

      Лохтина М.П., Шадрин И.А. Очерки русской художественной культуры IX-XVII веков. СПб., 1993.
  23.

      Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1991.
  24.

      Лященко П.И. История русского народного хозяйства. Л., 1930.
  25.

      Межуев В.И. Национальная культура и современная цивилизация. М., 1994.
  26.

      Межуев В.И. Российский путь цивилизационного развития. // Обозреватель, 1997, № 10.
  27.

      Межуев В.И. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации. // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М., 1998.
  28.

      Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М., 1991-1993.
  29.

      Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.
  30.

      Олейников Ю.В. Природный фактор бытия российского социума. М., 2003.
  31.

      Платонов О. Русская цивилизация. М., 1995.
  32.

      Поздняковский В.Д. Очерки формирования русской национальной культуры. М., 1975.
  33.

      Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб., 1991.
  34.

      Рожков Н.А. Очерк истории труда в России. М.-Л., 1924.
  35.

      Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.
  36.

      Российская цивилизация. Этнокультурный и духовные аспекты. М., 1998.
  37.

      Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. Авт. Авдеев А.Л., Косолапов Р.И., Мчедлов М.П., Сапрыкин В.А. и др. М., 2001.
  38.

      Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. М., 1966.
  39.

      Фольклор и народная культура. СПб, 1994.
  40.

      Хорев В.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М., 1997.
  41.

      Хромов П.А. Экономическое развитие России. Очерки экономики России с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1967.
  42.

      Чернышев И.Л. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 г. СПб., 1911.
  43.

      Этнокультурный облик России. Исторические традиции взаимодействия народов. М., 1995.

К СОДЕРЖАНИЮ

 

Ссылки на используемую литературу

[1] Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990, с.339.

[2] Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989, с.117.

[3] Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание. Ростов - н/Д. 1997, с.10.

[4] См.: Трубецкой Е.Н. Старый и новый мессианизм. // Смысл жизни. М., 1994, с.348.

[5] Осоргин М. Времена. // Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2-х т. Том 1, М., 1994, с.402.

[6] Пушкин А.С. Собр. соч.; В 10 т. Том 7. М., 1976, с.311.

[7] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1999, с.7.

[8] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1996, с.31.

[9] Амбивалентность (от лат. ambo – оба и valentia - сила) – 1) в узком смысле слова – двойственность, противоречивость; 2) в более широком и точном – двойственность чувств переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства. Амбивалентность коренится в неоднозначности отношения человека к объекту, в противоречивости системы ценностей. Термин "амбивалентность" предложен швейцарским психологом Э.Блейлером.

[10] Антиномия (греч.) – неустранимое противоречие.

[11] Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М, 1995, с.56.

[12] см: Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М, 1990, с.133.

[13] Федотов Г. Святые древней Руси. М, 1990, с.133.

[14] Белинский В.Г. Полн. Собр. соч., Т. VII, М., 1955, с.443.

[15] Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М, 1995, с.68.

[16] Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати двух томах. Том семнадцатый. Публицистические произведения. 1886–1908. М., 1984, с.с.160-161.

[17] Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати двух томах. Том двадцать второй. Дневники 1895-1910. М, 1985, с.227.

[18] Там же, Том девятнадцатый и двадцатый. Письма 1882-1910. М, 1984, с.341.

[19] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Тома 1-2. М., 1988, с.51.

[20] Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Часть I. М., 1987, с.34, с.390.

[21] Цит. по: Соловьев В.С. Письма: В 4 т., СПб, 1909, т. З, с 38-39.

[22] Маркс К, Энгельс Ф. Соч, т.3, с.4.

[23] См. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.1, М., 1991, с.с.40,42,43,49,52,55.

[24] Богданов А.А. Наука об общественном сознании М., 1918, с.103

[25] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.38 с.26 т.41, с.33

[26] Там же, т.34 с.207

[27] Там же, т.35 с.195-205.

[28] Там же, с.с.57, 282

[29] См: Культурология. Энциклопедия ХХ век. Том 1. М, 1998, с.369

[30] Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии. Н.Новгород, 1998; Бессонов Б.Н. Российская цивилизация. М., 1997; Олейников Ю.В. Природный фактор бытия российского социума. М., 2003; Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002; Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995; Сухов А.Д. Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии М. 1998.

[31] Викторов А.Ш. История русской культуры. М., 1997; Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуре. М., 1994; Искусство России. Под ред. Бутромеевой М. 1997; Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (опыт метаисторического исследования). В 4 частях. М., 2001; Кантор В. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М., 2001.

[32] Гаврилина Л.М. Русская культура: проблемы, феномены, историческая типологияю Калининград, 1999; Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М. 1992; Лотман Ю.Н. Беседы о русской культуре. СПб., 1994; Лохтина М.П., Шадрин И.А. Очерки русской художественной культуры IX-XVII веков. СПб., 1993; Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. М., 1994; Межуев В.М. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации // "Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты". М., 1998.

[33] Абалкин Л.И. К самопознанию России. М., 1995; Современная Россия и социализм (опыт непредвзятой дискуссии). Ред.совет: С.Ю.Глазьев, С.Г.Кара-Мурза, В.И.Корняков и др. М., 2000; Попов Г.Х. Будет у России второе тысячелетие. М., 1998.

[34] Хорев Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М., 1997.

[35] Российская цивилизация: этнокультурный и духовный аспекты. М., 1998; Этнокультурный облик России. Исторические традиции взаимодействия народов. М., 1995; Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М. 1991; Традиции и современность в фольклоре. М., 1998.

[36] Волошина Т.А. Остапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996; Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси. Методологический аспект. М., 1991; Носова Г.А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). М., 1999.

[37] Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. Т. 1-3. М, 1991; Зиновьев А.А. Русская судьба, исповедь отщепенца. М., 1999; Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник, вып. 1. М., 2005

[38] Этнос – (от греч.) – группа, племя, народ. Под этносом принято понимать исторически сложившиеся и устойчивые совокупности людей (племя, народ, нация), обладающие, как правило, единым языком, общими, наиболее стабильными особенностями культуры (орудия труда, жилище, одежда, пища, народное искусство и др.) и психики, общим самосознанием, зафиксированным в самом названием (этнониме). Основу каждого этноса образует система его культурных ценностей. Именно культура делает людей народом…

[39] Цит. по: Большаков А.М., Рожков Н.А. История хозяйства в России. В материалах и документах. М,1926, с.41.

[40] Божерянов И.Н. Голодовки русского народа с 1024 по 1906 г.г., СПБ, 1907, с.1.

[41] Боголепов М. Колебания климата и историческая жизнь (Голод и война). М, 1912,с.22.

[42] Чернышев И.Л. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 г., СПб., 1911, с.8.

[43] См: Хорев Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М, 1997.

[44] Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии. Нижний Новгород, 1998, с.28.

[45] Цит. по: Зубок В. Одинокая толпа // Лес за деревьями. М., "Знание", 1991, с.300.

[46] Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России. // Собрание сочинений в десяти томах. Том второй, книга 1., М. 1993, с.с.329-330.

[47] Студенецкая Е.Н. Одежда // "Культура и быт народов Северного Кавказа". М., 1969, с.105.

[48] Видинов А.С. Современное состояние искусства народных мастеров Сибири и Дальнего Востока. // "Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций". М., 1991, с.189.

[49] Солдатенкова Д.В. Вышивка народов Среднего Поволжья. // "Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций", М, 1991, с.с.97-99.

[50] Гусев В.Е. Фольклорные ансамбли как форма современного фольклоризма // "Традиции и современность в фольклоре". М., 1988, с.с.199-212.

[51] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992, с.9.

[52] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского человека. М, 1991, с.240.

[53] Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. // в его книге "Избранное", М, 1995, с.355.

[54] Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1. М., 1991, с.с.323-324, 326, 332.

[55] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х томах. Том второй. Вера. Творчество. Образование. М, 1994, с.с.17-18.

[56] Ерасов Б.С. Антимонии российской цивилизации; Межуев В.В. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации. В книге "Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты". М., 1998, с.с.46,53.

[57] Розанов В.В. Черта характера Древней Руси. // В его книге "Религия. Философия. Культура". М, 1992, с.61.

[58] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.102.

[59] Бердяев Н.А. Философия неравенства. М, 1990, с.260.

[60] Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993, с.29.

[61] Фромм Э. Душа человека. М., 1992, с.330.

[62] Имплицитно - внутренне.

[63] Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Характер русского человека. М., 1991, с.238.

[64] Максим Грек (в миру – Михаил Триволис) (1475-1556) – русский публицист и мыслитель, родился в Византии. Разностороннее образованный человек (хорошо знал творчество античных классиков Сенеки, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.), он содействовал просвещению русского общества, выступал в защиту естественных и гуманитарных наук.

[65] Лихачев Д.С. О национальном характере русских. //Вопросы философии. 1990, №4, с.5

[66] Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995, с.443.

[67] Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Том 1. От прошлого к будущему. Новосибирск, 1997, с.360–361.

[68] Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. А-3. М., 1978, с.24.

[69] Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. М., 1997, с.33.

[70] Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. М, 1997, с.с.381, 383, 385-386, 388.

[71] Там же, с.30

[72] Там же, с.29

[73] Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. //Философские науки. 1990, №5, с.с.90-91

[74] Шолохов М.А. Победа, какой не знала история. //Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. М, 1975, с.130

[75] Онтология – (от греч. – сущее и слово, понятие, учение) – учение о бытии как таковом;

[76] Цит. по: Назаров М. Миссия русской эмиграции. Изд. 2-е, М, 1994 Т.1, с.396.

[77] Кожинов В.В. Российская цивилизация: специфика и проблемы. //Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М, 1998, с.34.

[78] Там же, с.34

[79] Там же, с.35

[80] Зиновьев А.А. Искушение (роман). М, 1994, с.466

[81] Там же, с.с.466-470

[82] Контекст (чего) – в условиях, в соответствии с чем либо.

[83] См. "Российская цивилизация. Под общей редакцией М.П.Мчедлова", М., 2003, с.66-67.

[84] Там же, с.68-69

[85] Императив (лат. imperium – власть, государство) – требование, приказ, закон.

[86] Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. М., 2002, с.189, 192-193.

[87] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, с.77.

[88] Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, с.120-121, 129.

[89] Толстой Л.Н. Царю и его помощникам. Обращение Льва Николаевича Толстого. 15 марта 1901 // Собрание сочинений в двадцати двух томах. Том семнадцатый. М., 1984, с.193-198.

[90] Франк С.Л. По ту сторону "правого" и "левого" // "Новый мир", 1990, № 4, с.205.

[91] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992, с.9.

[92] См.: "Российская цивилизация. Под общей редакцией М.П.Мчедлова". М., 2003, с.239.

[93] Там же, с.440.

[94] Там же, с.440-441.

[95] Этатизм (от франц. еtat – государство) – термин, обозначающий чрезмерное вмешательство государства в жизнь общества, преклонение перед государством.

[96] См.: "Российская цивилизация. Под общей редакцией М.П. Мчедлова". М, 2003, с.68.

[97] Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости. // Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. М, 1975, с.263.

[98] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том III. М, 1980, с.379.

[99] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том I. М, 1978, с.588–589.

[100] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М, 1996, с.219

[101] Термин возник в церковной среде в XV–XVI в.в. в России, означал отказ церкви от "стяжания" (т.е. от приобретения земельных и имущественных ценностей). Позже приобрел расширительное значение и стал употребляться как синоним бескорыстия, строгого образа жизни, в которой личный труд является источником существования.

[102] Цит. по: Платонов О. Русская цивилизация. М, 1995, с.59.

[103] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том IV. М, 1980, с.436–437.

[104] См: "Российская цивилизация. Под общей редакцией М.П. Мчедлова". М, 2003, с.68.

[105] См: Кожинов Вадим. О русском национальном сознании. М, 2002, с.142.

[106] Там же, с.142

[107] Кожинов В.В. О русском национальном самосознании. М, 2002, с.с.144–146.

[108] Митрохин Л.Н. Религия и культура. М, 2000, с.206.

[109] Там же, с.206

[110] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992, с.443.

[111] Там же, с.435.

[112] Там же, с.435.

[113] Там же, с.439.

[114] Там же, с.439.

[115] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского человека. М., 1991, с.304.

[116] Д.С.Лихачев. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992, с.9.

[117] Кожинов В.В. Победы и беды России. М, 2005, с.80-85

[118] Е.Н.Трубецкой. Избранное. М., 1995, с.331, 355.

[119] Есенин С. Собр. соч. в 5 т. М, 1962, т.5, с.32

[120] А.Иконников. О русском в русской архитектуре. В кн. "Национальные традиции архитектуры России". М. , 1992, с.5.

[121] И.Грабарь. О русской архитектуре. Исследования. Охрана памятников. М., 1969, с.45.

[122] Г.Ревзин. О национальных традициях в архитектуре России. В кн. "Национальные традиции архитектуры России". М., 1992, с.13.

[123] Ж.Садуль. Всеобщая история кино, т.3., М., 1961, с.176.

[124] Цит. по: Р. Соболев. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., 1961, с.19.

[125] Образцова Е. Нас не встречают с оркестром. "Московская правда", 1993, 13 февраля.

[126] Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. В кн. "Освобождение духа. Под ред. П.А.Гусейнова и В.И.Толстых". М., 1991, с.255.




 
След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru