ГЛАВНАЯ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Русская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру



                                 Заключение

    В первой половине  XIXв.  политика  царизма  направлена  на  сохранение
сословной  культуры  общества  и  тем  самым  мешала  формированию  подлинно
демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой  в
войне 1812г., ведущей  ролью  России  в  разгроме  Наполеона,  способствовал
значительному прогрессу ее культуры.  В  это  время  создаются  непреходящие
эстетические ценности  мирового  значения  в  области  искусств,  начинается
“золотой  век”  русской  литературы.  Отличительная  черта  этой   эпохи   –
демократизация    культуры,    увеличение    числа    ее     деятелей     из
непривилегированных  сословий,  начало   широкого   распространения   лучших
достижений русской и мировой культуры.
    В  период  преобразований  начала  XIXв.  была  реформирована   система
народного   просвещения.   В   1802г.   появилось   Министерство   народного
просвещения. По положению об  устройстве  учебных  заведений  (1803г.)  было
создано 6 учебных округов во  главе  с  попечителями  и  4  разряда  учебных
заведений: приходские, уездные училища,  гимназии  в  губернских  городах  и
университеты.  Провозглашалась   преимущественность   между   школами   всех
ступеней.
    В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян – лицеи
(в  Ярославле,  Одессе,  Нежине,  Царском  Селе),  которые  готовили  высших
государственных чиновников.
    Необходимость обучения грамоте требовала расширения сети школ.  С  30-х
годов различные  ведомства  открывают  начальные  школы  к  1861г.  их  было
создано около 30 тысяч.
    Первая   половина   века   стала   временем   существования   различных
художественных  направлений:   классицизма,   сентиментализма,   романтизма,
реализма.  В  это  время  создают  свои  произведения  А.С.   Пушкин,   М.Ю.
Лермонтов, Н.В. Гоголь.

    Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении  в  основных  чертах
процесса формирования национальной культуры.  К  этому  времени  завершается
процесс складывания литературного языка,  характерных  особенностей  русской
национальной  культуры,  которые  выражались  в   ее   особой   общественной
сопричастности и социальности.

    Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую  эпоху  в
развитии просвещения и науки в России.
    Социальное и экономическое развитие  страны  требовали  более  высокого
уровня развития системы народного  образования.  Поэтому  реформа  народного
образования  стала  неотъемлемой  частью  социальных  преобразований  второй
половины века.
    После 1861г. в России увеличивается сеть начальных школ.  Они  делились
на:  1)  церковно-приходские  школы;  2)  школы,  открытые   земствами;   3)
крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование  давали  земские  школы  с
трехгодичным  обучением.  Общая  грамотность  всего   населения   в   1860г.
составила 6%, а в 1897г. – 21%.
    Среднее образование развивалось  гораздо  медленнее.  Основными  типами
средних школ были гимназии и реальные  училища.  На  основании  специального
министерского циркумера был ограничен  прием  в  гимназию  детей  малоимущих
родителей. И все же, с 60-х годов до середины 90-х число учащихся в  мужских
средних учебных заведениях возросло в 6 раз  и  составляло  более  150  000.
положительным  было  создание  реальных  училищ,   где   основное   внимание
уделялось изучению точных наук и естествознанию.
    Дальнейшие распространение получило высшее образование. К  существующим
7 университетам присоединились еще 2  в  Одессе  и  Томске.  Более  высокими
темпами   расширялось   высшее   техническое    образование.    Существенным
достижением было открытие высших женских институтов – Бестужевских курсов  и
женского медицинского  института  в  Петербурге,  высших  женских  курсов  в
Москве. Всего к концу века в вузах России обучалось около 30 000  студентов,
из низ 2500 женщин.
    Университетский устав 23 августа 1884г. физически  уничтожал  автономию
университетов.
    Значительную  роль  в  распространении  образования  играли   различные
общественные организации, публичные библиотеки и  читальни,  музеи,  печать,
другие общедоступные средства просвещения и самообразования.
    Вторая половина века стала периодом новых выдающихся  открытий  русской
науки  в  области  естествознания  и  математики.   И.М.   Сеченов   являлся
основоположником отечественной физиологической школы  и  естественнонаучного
направления  в  психологии,  Д.И.  Менделеев  открыл   периодический   закон
химических элементов. Чебышев создает единую математическую школу в  России,
делает ряд научных открытий в различных областях математики.  П.Н.  Яблочков
и        А.Н.        Ладыгин        –        электрическую         лампочку.

    Развитие географической науки связано с  деятельностью  академика  П.П.
Семенова  Тян-Шанского.   Он   исследовал   Тянь-Шань,   был   руководителем
географического   общества,   организовал   ряд   крупных   экспедиций    по
исследованию Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского,  в  Новую
Гвинею – Миклухо-Маклая и многих других.
    Крупный план в развитие отечественной истории внесли  С.М.  Соловьев  и
В.О. Ключевский.
    Художественная литература второй половины века продолжала традиции А.С.
Пушкина и Н.В. Гоголя.
    Этот период  стал  переломной  стадией  для  русского  театра.  Впервые
большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, в  первую
очередь  великого  русского  драматурга  А.Н.  Островского,  который   своим
творчеством завершил создание  русской  национальной  драматургии.  Главными
центрами театральной культуры в России оставались  Малый  и  Александрийский
театры.
    Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением
двух  крупных  созвездий  талантов,  центрами  которых   были   Товарищество
художников – передвижников и “Могучая кучка” композиторов. На  новые  веяния
в искусстве оказали  заметное влияние идеи демократического движения  50-60-
х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с  академией  и
организовала “артель передвижников”.
    Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура.  Никогда
прежде страна не знала такого размаха строительства домов  различного  типа:
зданий крупных форм,  банков,  гостиниц,  вокзалов,  доходных  жилых  домов,
фабрик и заводов и  т.п.  Архитекторы  А.Н.  Померанцев,  И.Н.  Ропет,  В.О.
Шервуд, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и  другие  создавали  русский  национальный
стиль,  основанный   на   изучении   подлинных   памятников   древнерусского
зодчества.



 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru