ГЛАВНАЯ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Русская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру


                   §3. Две линии в русской культуре XIXв.

    Две линии видели мы в истории  русской  культуры   XIXв.,  -  линии,  и
сегодня  так  или  иначе  определившие  живые   и   продуктивные   тенденции
национально-культурного развития, а значит,  сохраняющие  до  сих  пор  свою
актуальность и привлекательность в том  или  ином  отношении.  Одну  из  них
являет “славянофильство” (идеология  и  культурная  политика  представителей
отечественной мысли и  литературного  движения).  Другая  –  “западничество”
наиболее ярко заявленная в XIXв. революционными демократами (весьма  условны
и  чрезмерно  политизированными),  а   также   их   прямыми   и   косвенными
предшественниками и последователями – от Радищева до Плеханова и Ленина.
    Две линии в развитии русской культуры XIXв.  осуществляли  своего  рода
“разделение труда” внутри единой национальной культуры.  Одна  –  культурно-
самобытная в широком  смысле  –  сосредоточила  свое  основное  внимание  на
понимании и объяснении  черт  и  представлений,  составляющих  исключительно
национальную  специфику  русской  культуры   –   примечательно   к   истории
отечественной культуры, истории  русской  общественной  мысли,  психическому
складу русского этноса,  национального  самосознания  русского  народа.  Эта
специфика получала в разное время различное,  но  вместе  с  тем  и  сходное
наименование: “русское просвещение”, “русская мысль”,  “русское  воззрение”,
“русский ум” и т.п.
    К  идейным  исканиям  славянофилов  обращались  художники  и  мыслители
“русского культурного ренессанса” конца XIX –  начала  XXв.,  демонстративно
отталкивавшиеся от наследия 60-70-х г.г. XIXв., затем писатели  и  мыслители
русской   эмиграции,   настроены   оппозиционно   к   советской   власти   и
коммунистической идеологии; далее все деятели русской  культуры,  тяготевшие
к религиозным исканиям и течениям в русской литературе и философии.
    В  советской  культуре  к  славянофильской  идеологии   и   культурному
почвенничеству тяготели представители в  той  или  иной  мере  оппозиционных
коммунистическому официозу сил русской культуры. В 20-е г.г.  почвенническим
идеям  обращались   представители   группы   “перевал”,   обосновывая   идею
“органичности” искусства, принцип творческого самовыражения  художника,  его
не подвластности жестким  требованиям  “социального  заказа”  революционного
государства.
    Наследие славянофилов интересовало и тех литераторов, которые выступали
под  лозунгами  патриотизма,  национального  возрождения  России  и  русской
культуры, защиты  русской  культуры  от  иностранного  влияния,  противостоя
официальной   линии   ортодоксально   коммунистического   или    либерально-
демократического толка.  К  неославянофильской  идеологии,  так  или  иначе,
тяготели - в  рамках  советской,  позднетоталитарной  культуры  –  писатели,
критики  и  мыслители  почвеннической,   самобытно   русской   аристократии:
Солженицын  и  Шафаревич,  Распутин  и  Белов,  и   др.   их   относительная
оппозиционность  правящему  режиму  каждый  раз  выражалась   в   стремлении
охранить и по возможности усилить  национально-культурное  своеобразие  –  в
противовес  размыванию  и   разрушению   национальной   специфики   в   духе
коммунистического интернационализма или космополитического либерализма.
    Другая линия в развитии русской культуры – радикально модернизаторская,
западническая  по  идеям   и   идеалам,   “революционно-освободительная”   –
направлена вширь, за пределами  ее  национального  своеобразия.  Проникнутая
идеями поступательного прогресса, а вместе с  ним  и  историзма,  эта  линия
русской культуры  обращает  свое  внимание  по  преимуществу  на  изменчивое
содержание   национальной   культуры;   акцентирует   ее    протеизм,    что
стимулируется самим ходом общественно-исторического  развития.  Ориентируясь
на  отвлеченные  представления  о  критериях  общечеловеческого   прогресса,
разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой  линии  стремились
вывести, извлечь, и “вырвать”  русскую  национальную  культуру  из  заданных
национально-специфических условий ее возникновения и становления,  преодолев
их;  разрушить  назвавшиеся  искусственными  границы,   отделившие   русскую
культуру от развитых культур  Запада;  уничтожить  внешние,  преимущественно
социально-политические ограничения, препятствующие  росту  и  прогрессивному
развитию отечественной культуры, вызывающие ее отставание и консерватизм.
    В постоянном интересе к истокам  русской  ментальности,  к  имманентным
закономерностям становления русской культуры в ее национальном  своеобразии,
к  устойчивым,   относительно   постоянным   и   определенным   составляющим
национального  характера  и  самосознания  русского  народа  –   безусловная
заслуга этой линии в развитии отечественной  культуры.  Эта  линия  получила
название   центростремительной   –   характеризует   направленность    всего
миросозерцания, всех творческих и исследовательских усилий, всех  ценностно-
смысловых  ориентацией  вглубь:   на   осмысление   исторически   ускоренных
процессов национальной культуры; на выявление тех ее глубинных механизмов  и
тяготений, которые и образуют  “целое”  национальной  культуры  –  при  всем
многообразии ее содержания и форм;  на  закрепление  и  узаконение  наиболее
устойчивых,  исторически  мало  меняющихся   смысловых  структур,  традиций,
символов  и  ассоциаций  на   самосохранение,   а   подчас   и   обособление
национальной культуры в  семантическом  поле  мировой  культуры  в  качестве
неповторимого, уникального духовно-практического образования.
    Единство  и  борьба  центростремительной   и   центробежной   тенденции
оказывается принципиальным конструирующим моментом для русской культуры.
    По-другому складывалась судьба радикально-демократической идеологии. На
протяжении  большей  части  своей  дореволюционной  истории  эта   идеология
выступала не просто как оппозиционная к официальному идеологическому  курсу,
но  и   прямо   как   противоборствующая   ему   “подрывная   деятельность”,
дестабилизирующая культуру  мира.  Эта  линия  развития  культуры  отечества
воплощала   в   себе   критическое,   “отрицательное”,   более   или   менее
разрушительное начало по отношению к  официальной  культуре;  она  питала  в
XIXв. своими идеями, образами, настроениями, пафосом революционное  движение
демократическую, затем социалистическую революционно-освободительную  мысль,
развивавшуюся нелегально.
    Прямые наследники центробежной  силы  в  развитии  русской  культуры  –
большевики – после победы  в  революции  оказались  в  положении  не  просто
представителей господствующей,  приоритетной  культуры,  но  и  единственной
официально признанной, монопольной, вообще возможной.



 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru