Русская культура 19 века и ее вклад в мировую культуру |
Страница 6 из 8 §3. Две линии в русской культуре XIXв. Две линии видели мы в истории русской культуры XIXв., - линии, и сегодня так или иначе определившие живые и продуктивные тенденции национально-культурного развития, а значит, сохраняющие до сих пор свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении. Одну из них являет “славянофильство” (идеология и культурная политика представителей отечественной мысли и литературного движения). Другая – “западничество” наиболее ярко заявленная в XIXв. революционными демократами (весьма условны и чрезмерно политизированными), а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от Радищева до Плеханова и Ленина. Две линии в развитии русской культуры XIXв. осуществляли своего рода “разделение труда” внутри единой национальной культуры. Одна – культурно- самобытная в широком смысле – сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры – примечательно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национального самосознания русского народа. Эта специфика получала в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: “русское просвещение”, “русская мысль”, “русское воззрение”, “русский ум” и т.п. К идейным исканиям славянофилов обращались художники и мыслители “русского культурного ренессанса” конца XIX – начала XXв., демонстративно отталкивавшиеся от наследия 60-70-х г.г. XIXв., затем писатели и мыслители русской эмиграции, настроены оппозиционно к советской власти и коммунистической идеологии; далее все деятели русской культуры, тяготевшие к религиозным исканиям и течениям в русской литературе и философии. В советской культуре к славянофильской идеологии и культурному почвенничеству тяготели представители в той или иной мере оппозиционных коммунистическому официозу сил русской культуры. В 20-е г.г. почвенническим идеям обращались представители группы “перевал”, обосновывая идею “органичности” искусства, принцип творческого самовыражения художника, его не подвластности жестким требованиям “социального заказа” революционного государства. Наследие славянофилов интересовало и тех литераторов, которые выступали под лозунгами патриотизма, национального возрождения России и русской культуры, защиты русской культуры от иностранного влияния, противостоя официальной линии ортодоксально коммунистического или либерально- демократического толка. К неославянофильской идеологии, так или иначе, тяготели - в рамках советской, позднетоталитарной культуры – писатели, критики и мыслители почвеннической, самобытно русской аристократии: Солженицын и Шафаревич, Распутин и Белов, и др. их относительная оппозиционность правящему режиму каждый раз выражалась в стремлении охранить и по возможности усилить национально-культурное своеобразие – в противовес размыванию и разрушению национальной специфики в духе коммунистического интернационализма или космополитического либерализма. Другая линия в развитии русской культуры – радикально модернизаторская, западническая по идеям и идеалам, “революционно-освободительная” – направлена вширь, за пределами ее национального своеобразия. Проникнутая идеями поступательного прогресса, а вместе с ним и историзма, эта линия русской культуры обращает свое внимание по преимуществу на изменчивое содержание национальной культуры; акцентирует ее протеизм, что стимулируется самим ходом общественно-исторического развития. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вывести, извлечь, и “вырвать” русскую национальную культуру из заданных национально-специфических условий ее возникновения и становления, преодолев их; разрушить назвавшиеся искусственными границы, отделившие русскую культуру от развитых культур Запада; уничтожить внешние, преимущественно социально-политические ограничения, препятствующие росту и прогрессивному развитию отечественной культуры, вызывающие ее отставание и консерватизм. В постоянном интересе к истокам русской ментальности, к имманентным закономерностям становления русской культуры в ее национальном своеобразии, к устойчивым, относительно постоянным и определенным составляющим национального характера и самосознания русского народа – безусловная заслуга этой линии в развитии отечественной культуры. Эта линия получила название центростремительной – характеризует направленность всего миросозерцания, всех творческих и исследовательских усилий, всех ценностно- смысловых ориентацией вглубь: на осмысление исторически ускоренных процессов национальной культуры; на выявление тех ее глубинных механизмов и тяготений, которые и образуют “целое” национальной культуры – при всем многообразии ее содержания и форм; на закрепление и узаконение наиболее устойчивых, исторически мало меняющихся смысловых структур, традиций, символов и ассоциаций на самосохранение, а подчас и обособление национальной культуры в семантическом поле мировой культуры в качестве неповторимого, уникального духовно-практического образования. Единство и борьба центростремительной и центробежной тенденции оказывается принципиальным конструирующим моментом для русской культуры. По-другому складывалась судьба радикально-демократической идеологии. На протяжении большей части своей дореволюционной истории эта идеология выступала не просто как оппозиционная к официальному идеологическому курсу, но и прямо как противоборствующая ему “подрывная деятельность”, дестабилизирующая культуру мира. Эта линия развития культуры отечества воплощала в себе критическое, “отрицательное”, более или менее разрушительное начало по отношению к официальной культуре; она питала в XIXв. своими идеями, образами, настроениями, пафосом революционное движение демократическую, затем социалистическую революционно-освободительную мысль, развивавшуюся нелегально. Прямые наследники центробежной силы в развитии русской культуры – большевики – после победы в революции оказались в положении не просто представителей господствующей, приоритетной культуры, но и единственной официально признанной, монопольной, вообще возможной. |
« Пред. | След. » |
---|