Традиционная одежда Саха - символика цвета
ImageБелый и черный цвета занимали большое место в бурятмонгольской материальной и духовной культуре. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен как для цветового оформления одежды, так и для отделки шерстяных ковров — таар и меховых ковров — хубсар.

 


Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. д.) — символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока — жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами белый цвет — это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы.

Синий цвет — цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) — символ мужского начала, Мать-Земля (Ийэ сир) — символ женского начала. Таким образом, черный цвет не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.

Таким образом, триада белый—черный—синий составляет основные точки жизненного пространства древнего человека. Известно, что в тюрко-монгольской (и многих других народов) мифоритуальной традиции число 3 обладает особой сакральностью (три мира, три души, три времени и т. д.). Это идеальная модель любого динамического процесса, которая развивается по принципу: возникновение, развитие и упадок. Все в мире появляется, развивается и исчезает.

В археологических раскопках триада белый—черный—голубой в цветовой композиции якутской одежды, как отмечает Е.Д. Стрелов, встречается только на старинных могилах до первой половины XVIII века.

Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин — кэлин кэбиhэр.

Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.

Основные цвета женской праздничной шубы — красный, желтый, зеленый, черный.

Основной фон — черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет — цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру, выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.

Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками. В мифоритуальной традиции якутов красный цвет — цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии — вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.

Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление — это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов — черный—белый—синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.

Современный якутский национальный костюм богат яркими красками, различными орнаментами, причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды. Формируется своеобразный язык молодежной моды, отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.

 


Наталия Ксенофонтовна Васильева,
младший научный сотрудник
отдела этнологических исследований
Института гуманитарных исследований
Академии наук Республики Саха (Якутия),
г. Якутск


Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год

 
« Пред.   След. »

Все разделы сайта

МОИ ВЕЩИ | ТО ЧТО Я НАПИСАЛ | ХВАЛЕБНЫЕ СТИХИ | О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО | СИМВОЛИЗМ В РОССИИ 1 | ЖУРНАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ | ФУТУРИЗМ | НАТУРАЛИЗМ | КОНСТРУКТИВИЗМ | КУБИЗМ | ИМАЖИНИЗМ | АВАНГАРДИЗМ | ИМПРЕССИОНИЗМ | ЭКСПРЕССИОНИЗМ | ЛИТЕРАТУРА О ЖУРНАЛАХ | МОДЕРНИЗМ | АКМЕИЗМ | СТОЛПЫ СИМВОЛИЗМА | ПИСАТЕЛЬ И СИМВОЛЫ | БИБЛИОТЕКА "СИМВОЛИКА" | ОЛИМПИЙСКАЯ СИМВОЛИКА | КРЕСТ В ПРАВОСЛАВИИ | СИМВОЛИКА КРЕСТА | ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ | СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ | СЛАВЯНСКАЯ СИМВОЛИКА | СИМВОЛИКА ПОДАРКОВ | СИМВОЛИКА МУЗЫКИ | СИМВОЛИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ | СИМВОЛИКА ЖИВОТНЫХ | ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА | СИМВОЛЫ ЗНАКИ | СИМВОЛИКА ОДЕЖДЫ | СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ | СИМВОЛИКА РОССИИ | СИМВОЛИКА ПРЕДМЕТОВ | СИМВОЛИКА НАРОДОВ МИРА | СИМВОЛИКА ПЛАНЕТ | СИМВОЛИКА СНОВИДЕНИЙ | СИМВОЛИКА АНТИЧНОСТИ | ГЕРАЛЬДИКА | КРЕСТ | ЯЗЫЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА | О СИМВОЛИКЕ | НАШИ АВТОРЫ | СТИХИ МОЕГО ОТЦА | МОИ СТИХИ | СТИХИ О ПУШКИНЕ

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
free counters

Цветочная символика. | Автор - Захаренко А.Многие цветы имеют свои... >>

 
Ландшафный дизайн: площадь, объем и символизм | Плоскость и объем. Еще один балансовый элемент,... >>

 
Символика цвета в Китае | Символику цвета лучше всего рассматривать через ... >>

 
Дарите цветы с учетом их символики | Во все времена цветы были... >>

 

Символика музыкальных инструментов | в немецкой  литературе XIX – XX веков.Автор... >>

 
 
  Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования