Символика архитектурного ландшафта |
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ И ОСТРОВА СИТЕ (ПАРИЖ) В ВОСПРИЯТИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ СУБКУЛЬТУР ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВВ. Актуальность исследования. Изучение вопросов восприятия символики архитектурных ландшафтов приобретает особую значимость в связи со специфичностью процессов, протекающих в социокультурной среде на современном этапе развития города. Непрерывные социальные изменения, смена ритмов повседневной жизни, меняющиеся эстетические представления формируют новые требования, предъявляемые к окружающему городскому ландшафту. Архитектурный ландшафт города, имеющего длительную историю, уникален и неповторим. Исторический центр является местом средоточия различных социокультурных эпох: именно там зародилась и начала развиваться история определенного города. Еще З.Гидион отмечал, что истинный характер исторической эпохи всегда проявляется в архитектуре. Архитектурный ландшафт в качестве социокультурной системы несет в себе глубокие смыслы и разнородную информацию, обладает внутренней и внешней динамикой, и, несмотря на длительную историю, открыт современности. Эта идея раскрывается Якобом Бурхардтом, который первым предпринял попытку изучения целостных периодов, учитывая не только скульптуру, живопись и архитектуру, но также социальные институты эпохи и уклад повседневной жизни. В данной диссертационной работе нами рассматриваются архитектурные ландшафты Московского Кремля и острова Сите (Париж). Комплексные междисциплинарные исследования приобретают все большую актуальность в связи с переосмыслением принципов и приемов создания «второй природы». Именно при таком подходе возможно изучение символики архитектурного ландшафта в восприятии социальных общностей. Степень изученности темы. В диссертационном исследовании мы опираемся на работы, относящиеся к самым различным областям знания, таким как история и философия культуры, искусствоведение, история и философия архитектуры, социология культуры, систематизируя и рассматривая их с точки зрения взаимодействия в общей системе «человек - среда». Основы изучения проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой положили О.Конт, И.Тэн, М.Вебер, О.Шпенглер, Э.Гуссерль, А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман. Во всех этих исследованиях содержится информация о множестве взаимосвязей в пространстве культуры между различными видами искусства. В теории и истории архитектуры разработке темы архитектурного ландшафта посвящены многочисленные исследования. Л.Б.Альберти считал архитектуру «искусством, без которого нельзя обойтись». В исследовании истории греческой цивилизации А.Боннар большое значение придавал городу и его функциям - архитектурно-строительной, жизнеобеспечивающей и социальной. Занимаясь историей архитектуры, К.О.Гартман четко разделял естественные и созданные человеком объекты. З.Гидион отмечал, что город - это выражение многообразия человеческих отношений. В своей совокупности они образуют единый организм. В архитектурный ландшафт заложена символика, связанная с его социокультурными функциями (государственная, религиозная, общественная и др.). В философии искусства, эстетике, культурологии проблема символа оказывалась в фокусе исследований - от сочинений Платона и Сократа до классических работ А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана и др. Понятие символа в античной философии рассматривалось Платоном, Сократом, Плотином, Проклом. Платон дал целостную трактовку символа как указания на высшую форму объекта, которая постигается интуитивно. В Средние века Августин Аврелий подчеркивал символическое значение искусства, в частности, архитектуры. В немецкой классической философии символ рассматривали А.Г.Баумгартен, И.Кант, Ф.Шеллинг, Г.В.Гегель. И.В.Гете любые формы природного и человеческого творчества рассматривал в качестве говорящих и значащих символов. Эту линию продолжили И.Э.Фолькельт, О.Шпенглер, Э.Кассирер. Немецкий философ К.Ясперс считал, что архитектура позитивно удовлетворяет способность видеть и чувствовать среду. В России начала ХХ в. понятие символа разрабатывалось А.Белым и П.А.Флоренским. В дальнейшем А.Ф.Лосев связывал символ с живым созерцанием действительности и ее отражением. Изучая социокультурные процессы, Я.Бурхардт, Л.Б.Альберти, З.Гидион, С.Шабоук, Р.Арнхейм, А.В.Иконников, И.А.Страуманис в разное время отмечали, что город постоянно трансформируется в географическом пространстве и по его развитию можно проследить динамику социокультурной системы, слагающейся из определенных элементов. Каждый элемент системы воздействует по-своему, а впечатление создается общее. По мнению Р.Арнхейма, правильность архитектурной формы отражает особую роль здания как надежного и прочного средства защиты людей, имеющего не природный, а искусственный характер, тем самым разграничивается собственно природа и человек. Г.И.Ревзин, рассматривая проблему определения сущности обелиска, показывает различные смыслы этого архитектурного сооружения, зависящего от разных контекстов. А.В.Иконников занимался проблемами выразительности и художественной образности в архитектуре. На материале памятников архитектуры раскрывается зависимость формы от социокультурного значения. А.В.Иконников отмечал, что в процессе человеческой деятельности архитектурная форма выполняет коммуникативную функцию, и ее систему можно считать одним из искусственных языков, созданных человеком. В этой связи форма в архитектуре выполняет две задачи: во-первых, воплотить художественное содержание, во-вторых, передать это содержание тем, к кому оно обращено. Знаковая система архитектуры - архитектурная форма - имеет закономерности сочетания элементов-знаков. По мнению А.В.Иконникова, она выступает как материальное выражение информации, существенное для практической и художественной ценности, а также имеет свою семантику (связь этих элементов с определенными смысловыми значениями). Символика архитектурного ландшафта может восприниматься как отдельным человеком, так и обществом. Собственно восприятие - это процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В психологии под восприятием понимается совершающееся в субъекте превращение многообразия ощущений в чувственное восприятие. Восприятие эстетическое (художественное) - вид эстетической деятельности, который выражается в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности. Р.Арнхейм заложил основы существующего знания о визуальном восприятии. А.В.Иконников, И.А.Страуманис, Э.-Т.Холл, изучая восприятие организованного пространства, в разное время пришли к одному и тому же выводу: в целостности восприятия произведения архитектуры объединены разнородные характеристики объекта, а культурный статус и эмоциональное состояние воспринимающего оказывают основное влияние на оценку произведения и формирование его образа в сознании. Настоящее исследование, посвященное проблеме символики архитектурного ландшафта в восприятии представителей субкультур, основывается на основных положениях, предложенных И.Тэном, М.Вебером, Р.Редфилдом, Т.Шибутани, и базируется на теории социокультурной стратификации (Г.А.Голицын, К.Б.Соколов, Ю.В.Осокин, В.М.Петров, П.Ю.Черносвитов и др.). Одним из положений этой теории является понятие картины мира, которая представляет собой знания, идеи, фундаментальные культурные ориентиры. Картину мира можно выделить и описать у любой социокультурной группы - от нации до социальной или профессиональной группы или отдельной личности (К.Б.Соколов, П.Ю.Черносвитов). В теории социокультурной стратификации вся культура представлена в виде системы субкультур, различающихся своими картинами мира. Субкультура - отдельное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами. На наш взгляд, на основе этой теории можно попытаться изучить различия в восприятии символики архитектурного ландшафта отдельными представителями социокультурных общностей. Исследованию архитектурно-строительных, художественных и социальных функций архитектурного ландшафта посвящены исследования А.Боннара, К.О.Гартмана, О.Шуази, И.С.Николаева, П.Б.Тяжелова, П.Б.Паламарчука. В данных работах прослеживается развитие города и его архитектурного ландшафта в течение нескольких столетий, т.е. от времени начала строительства архитектурных сооружений, с упоминанием авторов архитектурных проектов, последующей достройкой, реставрацией и состоянием на момент написания исследовательского труда. Изучение старой городской среды с позиции истории, этнографии, социологии, географии, культурологии, опирающиеся на анализ архивных данных, изданных личных дневников и путевых записок, художественных произведений представлено работами А.И.Куприянова, В.В.Пименова, Л.К.Масиеля Санчеса, О.Эдельман, Г.З.Каганова. При изучении взаимоотношения отдельных культур, используя подходы Н.И.Конрада и С.Э.Крапивенского, мы принимали во внимание политические отношения между национальными государствами, уровнями их культуры, сходства и различия в мировоззрении, образе жизни. Вопросу взаимодействия культур посвящены работы М.В.Гришина, Л.Б.Фрейверт, М.А.Демидовой, С.Н.Сычаниной, М.А.Петрова, Л.А.Мамедовой, Ю.В.Серебряковой, Г.В.Коломойцева. Исследования Е.А.Топоровой, В.В.Нурковой, В.Н.Стрелецкого, Д.Н.Замятина, С.А.Мезина, В.К.Мальковой, А.Л.Андреева связаны с изучением стереотипов России и Франции, а также с изучением мировосприятия путешествующего человека. В публикациях Е.Ф.Сабурова, Ю.А.Васильчука, И.В.Цветновой, Ю.Поповой, Т.Рютиной, А.Шевченко, А.Архангельского, Е.Миловзоровой, А.Минеева рассмотрены историко-культурологические вопросы, связанные с развитием современного города и вопросы, связанные с символикой архитектурного ландшафта в восприятии современного горожанина. Объект исследования - представления об архитектурном центре города. Предмет исследования - символика архитектурного ландшафта Московского Кремля в восприятии представителей французских субкультур начала - середины ХIХ в. и символика архитектурного ландшафта острова Сите (Париж) в восприятии представителей российских субкультур ХIХ - начала ХХ вв. Цель и основные задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в нахождении культурологической специфичности представлений об архитектурном ландшафте с точки зрения восприятия представителей российских и французских субкультур. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: 1) проанализировать критерии различения картин мира через символику архитектурного ландшафта Московского Кремля в восприятии представителей французских субкультур начала - середины ХIХ в.; 2) проанализировать коммуникативную составляющую символики архитектурного ландшафта Московского Кремля в восприятии представителей французских субкультур начала - середины ХIХ в.; 3) проанализировать коммуникативную составляющую символики архитектурного ландшафта острова Сите (Париж) в восприятии представителей российских субкультур ХIХ - начала ХХ вв.; 4) изучить оценку архитектурных памятников через символику архитектурного ландшафта острова Сите (Париж) в восприятии представителей российских субкультур ХIХ - начала ХХ вв. Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили теория социокультурной стратификации, герменевтический подход к анализу символики архитектурных ландшафтов. Современные культурологические исследования должны сочетать в себе комплексность и междисциплинарность, чтобы изучение восприятия символики архитектурного ландшафта социальными общностями было продуктивным и эвристичным. |
« Пред. | След. » |
---|