Курс лекций и семинарских занятий по философии культуры |
Страница 8 из 8 Тематический план курса. 1.Предмет курса .Культура как феномен в системе бытия. Культура как предмет философского исследования. Метафизика культуры. 2 ч. 2. Философия культуры как философская дисциплина :генезис и культурный контекст. Основная антиномия культуры в исторической парадигматике: Ф.Ницше:”культура как жизнь” и “культура как дух”. Связь его концепции с идеями Шопенгауэр и Вагнера. 2 ч. 3. Я Буркхард и его трактовка истории культуры как философии культуры. В.Дильтей :деление наук на “науки о природе” и “науки о духе2. Герменевтическое понимание культуры. 2ч. 4. А.Бергсон и теоретическое обоснование “интуитивистского” направления в трактовке культуры. Э.Кассирер как представитель “символического2 направления в философии культуры. 2 ч. 5. Г.Зиммель и его тема “трагедии культуры”, . М.Унамуно и его тема “трагического чувства жизни” как выразители кризисной ситуации антиномии культуры.2ч. 6. Культурные следствия философского конфликта между “жизнью”и”культурой” в ХХ веке у “новых левых”. 2 ч. 7. Функционалистская модель философии культуры ( Б.Малиновский.,Т.Парсонс).2ч. 8. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби как версия философии культуры. Интеграционная модель культуры П.Сорокина. 2 ч. 9.Философия культуры в различных школах психоанализа. 2ч. 10. Философия культуры Франкфуртской школы. Фрейдомарксизм. 2 ч. 11.Лингвогвофилософия как философия культуры и игровая модель культуры Й.Хейзинги. 2 ч. 1. Культурные модусы и тематизмы философии культуры. 2 ч. 2. Средства исследования культурных тематизмов в философии культуры и спецификация культурфилософского знания в исторической парадигматике. 2 ч. 3. Становление нового типа философии культуры :современная культурная ситуация как переход от одного типа культурной парадигмы к другому:от “властного дискурса” (М.Фуко) к полилогическому и экологическому. 2 ч. Программа семинарских занятий . Семинарские занятия по философии культуры проводятся со студентами 4 курса факультета культур и искусств , специализирующимися по культурологии. Содержание семинарских занятий предполагает знакомство студентов с текстами философов культуры. Цели и задачи семинарских занятий – научить студентов в процессе анализа текстов первоисточников видеть модификации основных проблем., тем и модусов философии культуры в различных ее моделях и концепциях . 1. Различные версии представлений о предмете, специфике и проблематике философии культуры в современной российской культурологии 2 ч. 1 Как определяются в работах современных российских культурологов предмет философии культуры, проблематика философии культуры , специфика культурфилософского знания? 2. Каковы достоинства и недостатки каждого из подходов? 3. К каким методологическим направлениям и школам принадлежат эти модели? Источники и литература. Гуревич. П.С. Философия культуры. М.1994.315 с. Каган М.С. Философия культуры. СПб. 1996.415 с. Философия культуры: становление, развитие. под ред.М.С.Кагана…СПб. 1995.310 с. Давыдов.Ю.Н.Философия культуры ( культурфилософия ) // Философская энциклопедия. 1970. Т.5. С.353. 2и 3. Циклические модели философии культуры О.Шпенглера и А.Тойнби. 4 ч. 1.Что представляют собой теории локальных цивилизаций в версиях О.Шпенглера и А.Тойнби? 2. Определите общее и различное в циклических моделях Шпенглера и Тойнби 3 . Каковы дальнейшие культурфилософские импульсы, вызванные появлением этих двух версий ? Источники. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Гештальт и действительность. М. 1993. 665 с. Т.2. М. 1999. 462 с. Тойнби А. Дж. Постижение истории .Спб.-М. 1991. 730 с. Литература. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по западу. В: Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993.с.5-123. Давыдов Ю.А. Искусство и элита. М. 1972. ( гл.Освальд Шпенглер ) Маркарьян Э.С.О концепции локальных цивилизаций. Ереван . 1962. 323 с. Диалог историков .Переписка А.Тойнби и Н.Конрада. В кн.: Конрад Н.И.Избранные труды .История.М.1974. СС. 270-282. Уколова В.И.А.Тойнби и постижение истории. В: Тойнби А. Постижение истории: .М.1991.с 5-13. 4. Трагедия культуры в философии жизни Г.Зиммеля. 4 ч. 1.Неокантианский контекст культурфилософской концепции Г.Зиммеля. 2. Основные темы и понятия философии жизни Г.Зиммеля. 3. Идея “культурной формы” как выражение конфликта между “жизнью” и “культурой”. 4. Судьба философии жизни Г.Зиммеля в первой половине ХХ века :наследники и интерпретаторы. Источники. Зиммель Г. Философия культуры. Понятия и трагедия культуры. О сущности культуры. Изменение форм культуры. Кризис культуры. Конфликт современной культуры. – В кн.: Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. Т.1. М. 1996.с. 7-145,445-516. Литература.. Михаэль Ландман. Георг Зиммель: контуры его мышления. В: Зиммель, т.2., с.529-538. Юрген Хабермас. Зиммель как диагност времени.Там же, с 539-549. Леонид Ионин . Зиммель: жизнь и философия. –Там же. , с 550-568. А.Ф.Филиппов. Обоснование теоретической социологии. Введение в концепцию Георга Зиммеля. Там же, 569-599. Ионин Л.Г. Георг Зиммель – социолог. М.1981.235 с. 5 .Символическая философия культуры Э.Кассирера. 2ч. 1. Философия культуры Э.Кассирера и ее неокантианский контекст. 2.Символическая философия культуры Кассирера как морфология символических форм культуры: структура и проблематика. 2. Проблема символа у Кассирера. 3. Связь современных лингвофилософских и семиотических концепций и теорий с идеями философии культуры Э.Кассирера. 4. Проблематика Кассирера как отражение основной антиномии философии культуры. Источники. Кассирер Э. Лекции по философии культуры. Философия символических форм. –В : Культурология .ХХ век. М.1995.. с 104-212. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. М.1988. с. 156-224. Литература. Свасьян К.А. Проблема человека в философии А Кассирера // Буржуазная философская антропология ХХ века. М. 1986.. с 154-178. Лотман.Ю.М. ,Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры. //Труды по знаковым системам. Вып. 284. Тарту, 1971 или любое другое издание. 5. Питирим Сорокин и его критика теории культурных систем. 2 ч 1. Динамика формирования взглядов и концепции П.Сорокина. 2. Ревизия крупнейших культурфилософских систем, совершенная Сорокиным в его работах. 3. Причины современного культурного кризиса в версии П.Сорокина. 4. П.Сорокин как текст культуры. Источники. Сорокин П.А. Кризис нашего времени . – В : Сорокин П. Человек . Цивилизация. Общество. М. 1992., с 427-504. Он же. Социологические теории современности. М.1992, с. 195. Литература. Карпушина С.В. Интегралистская социология культуры Питирима Сорокина Там же. Сс. 7-19. Лапский А.В. Житие неистового Питирима - В кн.: Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М. 1993.. с. 3-47. 1. Карл Манхейм и его версия путей развития культуры в ХХ веке. 2 ч. 1.Судьбы социального утопизма и социального проектантства в ХХ веке. 2.Утопия как идеология: кризис культуры двадцатого века в оценке Манхейма. 3,Прогнозы и перспективы утопического сознания как культурфилософская проблема. Источники. Манхейм К. Идеология и утопия. –В кн.: Манхейм К Диагноз нашего времени М.1994.. с. 7-266. Он же Диагноз нашего времени. –Там же, 412-571. . Литература. Гуревич П.С. Диагноз исторического космоса.-Там же., 675-692. Социокультурные утопии ХХ века. М., 1985. Вып. 3., 230 с. Тематика рефератов и курсовых работ вырабатывается персонально для каждого студента в соответствии с предложенной направленностью курса и учетом индивидуальных интересов . Методические указания.по подготовке курсовых работ. Требования к курсовой работе предполагают объем не менее 1печ. листа (24 машинописные страницы) , обязательную структуру работы, включающую введение с обозначением темы, проблемы.. предмета, объекта, целей, задач, структуры работы и избранной методологии, основную часть, заключение с итоговыми выводами и библиографию. |
« Пред. |
---|