ГЛАВНАЯ arrow КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Физическая культура студента главы 1-3


ГЛАВА 1.
 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенци-альных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает но-вые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

1.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК
        СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

1.1.1.    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
             КУЛЬТУРЫ

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совер-шенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важ-ные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются гене-тически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельно-сти и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные по-требности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигатель-ную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптими-зировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и ду-ховных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, ре-гулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной дея-тельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстети-ческие ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступле-ния и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков,, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравствен-ное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род куль-турной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и об-щекультурное значение, способствует возникновению такого социального те-чения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис-пользованию, распространению и приумножению ценностей физической куль-туры.

1.1.2. СПОРТ — ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расши-рить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспи-тания и самовоспитания человека, в . нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная дея-тельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным прави-лам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, дости-жению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психиче-ских и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и ду-ховной необходимостью (более подробно этот вопрос рассматривается в гл. 7).

1.1.3. КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспита-ния, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигатель-ных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка форми-руются умения дифференцированно управлять движениями, способность коор-динировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходь-бы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препят-ствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).
Физическое развитие — это биологический процесс становления, изме-нения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жиз-ненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха мож-но изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физи-ческого развития. В основе управления физическим развитием лежит биологи-ческий закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственно-сти, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или на-оборот препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функ-ций, старения.
Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической сре-ды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходи-мо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье вы-ступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное раз-витие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотвор-ность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жиз-ненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффектив-ного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкульт-паузы, физкультминутки, послерабочие ре-абилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической куль-туры, порядок их применения определяются особенностями трудового процес-са. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры (подробнее см. гл. 10, 11).
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связа-на с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет ши-рокий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или дру-гих нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не свя-занные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкуль-турно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, норма-лизуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физи-ческой культуры и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются: физические уп-ражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливаю-щее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект] (подробнее см. гл. 3).

1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
        СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможно-стям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их прак-тическом воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специали-ста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует сво-бодное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

1.2.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потреб-ность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую дея-тельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретиче-ские знания охватывают историю развития физической культуры, закономер-ности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствова-ния. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические, знания на практике, как самообучаться, са-моразвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Прак-тические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосозна-нию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремле-ний, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопо-знание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате вы-носится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соот-ветствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительно-го познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тще-славие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возмож-ностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направ-ляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контак-тах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физ-культурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмо-циями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, раз-очарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и полу-чить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет на-правленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активно-сти. Можно выделить следующие мотивы:
* физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного, развития, занять достойное место в своем окружении, до-биться признания, уважения;
* дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
* долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;
* соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвер-диться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
* подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто дос-тиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обла-дает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате заня-тий;
* спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значи-тельных результатов;
* процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
* игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, от-дыха;
* комфортности, определяющий желание заниматься физическими уп-ражнениями в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объек-ту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлека-тельность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная зна-чимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовле-творения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.
В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познава-тельный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по от-ношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина по-требности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его при-годности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его пока-зателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; оп-ределенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведен-ческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализован-ными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.
Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физ-культурно-спортивной деятельности, которые связаны:
* с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональ-ность, новизна, разнообразие, общение и др.);
* с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навы-ков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
« с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное раз-витие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спор-тивной квалификации и др.).
Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.
Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинте-ресованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, ус-тойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, актив-ность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.
Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми моти-вами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприяти-ях. Индифферентное отношение — это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной дея-тельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скры-тым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявля-ется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физически-ми упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.
Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций вы-ражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка лич-ной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознан-ность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выражен-ные устойчивые эмоциональные состояния); страсть/быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раз-дражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обла-дают свойством заразительности, что очень важно при занятиях фнзкультурно-спортивной деятельностью.
Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соот-ветствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять И более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие на-правляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физ-культурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникаю-щие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме-лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импуль-сивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредото-ченность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решитель-ность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на се-бя ответственности за принимаемое решение..
Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воз-действие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциаль-ную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре лично-сти, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыс-лей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости ин-тересов, потребностей, убеждений.


1.2.2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ
            И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ИХ ФИЗИЧЕСКОГО И
             СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, че-ловек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически со-вершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физиче-ских возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать J свои сущностные силы, успешно принимать уча-стие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.
Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динами-ческое состояние, характеризующее стремление личности к целостному разви-тию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной дея-тельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответ-ствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенно-стям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое со-вершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной, структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественного и личного инте-ресов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребно-стей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностны-ми ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повыше-ния социальной активности личности.
Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направ-лениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направ-ленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», са-мосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодея-тельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

1.2.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
            ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Профессиональная направленность физической культуры личности — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступаю-|о5ъективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельно-сти. К ним относятся:
* степень сформированности потребности в физической культуре и спо-собы ее удовлетворения;
• интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (за-трачиваемое время, регулярность);
• характер сложности и творческий уровень этой деятельности;
• выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений лич-ности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчи-вость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудо-любие, ответственность, дисциплинированность);
• степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;
• проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, са-мовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;
• уровень физического совершенства и отношение к нему;
• владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;
* системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкуль-турно-спортивной деятельности;
• широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навы-ков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в
• организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личност-ные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система по-требностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физи-ческой культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.
В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.
Предминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной дея-тельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потреб-ность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомст-ва с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становле-нием личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под-готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.
Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмо-ционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты это-го уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет ши-рокий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в за-боте о своем здоровье, физическом состоянии.
В основе потенциального уровня — положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профес-сиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, прак-тические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявля-ется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной ли-тературы.
Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физи-ческое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют актив-ность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении из-вне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.
Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основатель-ность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками фи-зического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, ис-пользования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельно-сти во многих сферах жизнедеятельности.
Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о нали-чии противоречий, основным из которых является несоответствие между со-временными требованиями к профессионально-личностному развитию будуще-го специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой разви-тия его физической культуры.

 1.2.4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ
             КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодатель-ные Основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были под-писаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической куль-туре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потреб-ность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профес-сионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных при-вычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физиче-ской культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий-ское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским коми-тетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Между-народным Олимпийским комитетом.
Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать фи-зическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требова-ний производства, образования и культуры народов Российской федерации. Система существует в государственных и общественных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных про-грамм (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физ-культурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной
программы реабилитации. В физическом воспитании населения прини-мают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные организации.
Администрации учреждений, организаций, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия фи-зической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, после-трудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Ад-министрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья от-дыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая подготовка во-еннослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспе-чить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.
Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесто-ронней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образова-тельные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта.
Органы управления здравоохранением (государственные, на предприяти-ях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилак-тики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, за-нимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздо-ровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.
Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.
Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализи-рованные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься про-фессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использо-вать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.
К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного об-разца о профессиональном образовании по специальности, выданный образова-тельным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельно-сти в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.

1.3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВЫСШЕМ
         УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обя-зательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего, специалиста, воспитывают духов-но богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправ-ленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

 1.3.1. ГУМАНИТАРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизиро-вать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокуль-турной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образова-тельного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче-стве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с куль-турой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение лич-ностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктив-ную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, на-правленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их куль-турным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как раз-витие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация об-разовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности лично-сти, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индиви-дуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.

 1.3.2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ
           К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необхо-димые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отра-жаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представ-ления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, спо-собных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физиче-ского, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию мо-гут быть представлены как:
• материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льго-ты со стороны общества);
• физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
• социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудо-любие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благо-родства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
« психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
• культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собст-венного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, автори-тет).
Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с по-мощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значи-мости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориен-тации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сто-ронами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществ-ляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.
Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности (табл. 1.1).

Таблица 1.1.
Ценностные ориентации студентов
в физкультурно-спортивной деятельности, %

Ранг    Ценностные ориентации    Эмоциональная
основа    Рациональная
основа

   
    Что в физической    Какую пользу для

   
    культуре и спорте    себя вы вялите в

   
    вам нравится?    физической культуре

   
        и спорте?
1    2    3    4
1    Физическое Я    13,8    41,1

    Самоактуализация    38,4    6,9

    Морально-волевые ка-чества    7,5    13,1

    Функциональное со-держание    ' 19,2    10,8

    Чувство долга    2,2 . .    0,9
2    Общение    4,7    4,6

    Социальное признание    0,4    5,1

    Красота    0,8    1,0
3    Знания    2,0    5,9

    Материальные ценно-сти
Аспекты сексуального поведения    0,4  

0,8    5,1

  1,0

В таблице ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывает-ся на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует опреде-ленное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функцио-нальным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на-грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внима-ние, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

1.3.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
• преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необ-ходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствова-ния личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной дея-тельности;
• интегративно-организационную, характеризующую возможности объе-динения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для со-вместной физкультурно-спортивной деятельности;
• проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессио-нально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способ-ности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазви-тия, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
• проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию сту-дентов в сфере физической культуры, активно Использовать- знания в физкуль-турно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессио-нальными намерениями;
• ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенст-вование;
• коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного по-ведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной дея-тельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление пси-хического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
* социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физ-культуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом ву-зе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физиче-скую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образова-тельные, развивающие и оздоровительные задачи:
* понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
* знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
* формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физи-ческой культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовер-шенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физиче-скими упражнениями и спортом;
• овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и со-вершенствование психофизических способностей и свойств личности, самооп-ределение в физической культуре;
• обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подго-товленность, определяющую психофизическую готовность студентов к буду-щей профессии;
• приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей'"|
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено темати-кой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
• физическая культура в общекультурной и профессиональной подготов-ке студентов;
• социально-биологические основы физической культуры;
• основы здорового образа и стиля жизни;
• оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
• профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти зна-ния необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функ-ционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенство-вания, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного: Первый подраздел обеспе-чивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональ-ных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
• методику составления индивидуальных программ физического само-воспитания;
• методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и вос-становительной направленностью;
• основы методики самомассажа;
• методику корригирующей гимнастики для глаз;
* овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;
* методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и дру-гие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — мно-гократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физ-культурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобре-сти опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физиче-скую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физиче-ской и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального, физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвраще-ния травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физи-ческой подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации по-знавательной деятельности студентов в области физической культуры, для про-явления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструктор-ской, судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и ито-говую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методиче-ских знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физиче-ской и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оператив-ный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физи-ческой подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1.2, 1.3).



Таблица 1.2.
Обязательные тесты физической подготовленности
студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест на скорость, си-лу и выносливость    Оценка в очках
    э    4    3    2    1

    Мужчины
Бег 100 м (с)    13,2    13,6    14.0    14,3    14,6
Подтягивание на пе-рекладине (число раз)    15    12    9    7    5
Бег 3000 м (мин, с)    12.00    12.35    13.10    13.50    14.30

    Женщины
Бег 100 м (с)    15,7    16,0    17,0    17,9    18,7
Поднимание тулови-ща из положения ле-жа на спине», руки за головой, ноги закреп-лены (число раз)    60    50    40    30    20
Бег 2000 м (мин, с)    10.15    10.50    11.15    11.50    12.10

Примечание. Упражнения и тесты по профессионалыю-прикладной под-готовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра 4т.чичсс1«)го воспитания.
Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и ме-тодико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обуче-ние по дисциплине «Физическая культура», должен:
• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться
в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни! Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.





Таблица 1.3.
Контрольные тесты для оценки физической
подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделе-ний

Тест    Оценка и очках
    5    4     3    2s    1

    Мужчины
Бег 5000 м (мин, с)    21.30    22.30    23.30    24.50    25.40
Бег на лыжах 5 км (мин, с)    23.50    25.00    26.25    27.45    28.30
или 10 км (мин, с)    50.00    52.00    55.00    58.00    б/врем.
Плавание 50 м (с)    40,0    44,0    48,0    57,0    б/врем.
или 100 м (мин, с)    1.40    1.50    2.00    2.15    2.30
Прыжки и длину с места (см)    250    240    230    223    215
Прыжки в длину с разбега (см)    480    460    435    410    390
или в высоту (см)    145    140    135    130    125
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз)    15    12    9    7    5
Переворот силой в упор на пере-кладине (число раз)    8    5    3    2    1
Поднимание на висе ног до каса-ния перекладины (число раз)    10    7    5    3    2

    Женщин
Бег 3000 м (мин, с)    19.0    20.15    21.0    22.0    22.30
Бег на лыжах 3 км (мин, с)    18.00     18.30    19.30    20.00    21.00
или 5 км (мин, с)    31.00    32.30    34.15    36.40    б/врем.
Плавание 50 м (мин, с)    0.54    1.03    1.14    1.24    б/врем.
или 100 м (мин, с)    2.15    2.40     3.05    3.35    4.10
Прыжки и длину с места (см)    190    180    168    160    150
Прыжки в длину с разбега или и высоту (см)    365    350    325     300    280
Подтягивание в висе лежа (пере-кладин на высоте 90 см) (число раз)    20     16    10    6    4
Приседание па одной ноге с опо-рой  pукой о стенку (число раз)    12    10    8    6    4

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.
Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факуль-тативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуаль-ность студента, его мотивы, интересы, потребности.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделе-ниям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в на-чале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здо-ровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленно-сти, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к прак-тическим учебным занятиям не допускаются.
В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подгото-вительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляют-ся студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.
Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.
В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицин-ской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подго-товленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных тре-бований.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Пе-ревод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского за-ключения может производиться в любое время учебного года.
При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретиче-скому разделу программы.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
• теоретических, практических, контрольных;
• элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;
• индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
* самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;
Внеучебные занятия организуются в форме:
• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
* занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
• самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туриз-мом;
• массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприя-тий.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
2. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.
3. Спорт — явление культурной жизни. 
4. Компоненты физической культуры,  физическое воспитание;
 физическое развитие; ,
• профессионально-прикладная физическая культура;
• оздоровительно-реабилитационная физическая культура;
* фоновые виды физической культуры;
* средства физической культуры.
5. Физическая культура в структуре профессионального образования.
6. Физическая культура личности студента.
7. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.
8. Профессиональная направленность физической культуры.
9. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
10. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
11. Гуманитарная значимость физической культуры.
12. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической куль-туре и спорту.
13. Основы организации физического воспитания в вузе.
























 
« Пред.

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru