ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ |
Страница 4 из 8 ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Исходные понятия и основания русской философии: метафизика Картина мира в русской философии. Мир как органическое целое у Н. О. Лосского. Различие органического и неорганического миропонимания. Два подхода: Эманация или творение из Ничего. Триада: Бог, Человек, Мир (или Космос), и различные картины мира (христианский теоантропокосмизм и натуралистический пантеизм). Онтологические (бытийные) основания русской философии. Концепция «всеединства» живого мироздания. Метафизика всеединства в философии В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Л. П. Карсавина, С. Н. Булгакова. Принцип иерархического строения бытия у П. А. Флоренского и В. В. Зеньковского. Принцип «соборности» А. С. Хомякова и его дальнейшее развитие как иерархически структурированного всеединства у В. В. Зеньковского и В. Н. Лосского. Тема 2. Основания русской философии: гносеология и аксиология Гносеологические (познавательные) основания русской философии. «Цельность познания» И. В. Киреевского. «Живознание» А. С. Хомякова. Принцип соборности мышления. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (В. С. Соловьев и Н. О. Лосский). Философские начала «цельного знания». Попытки построения системы: «Свободная теософия» В. С. Соловьева, «Цельное мировоззрение» П. А. Флоренского и о. Серапиона (Машкина). «Наука о человеке» В. И. Несмелова как задача построения целостного мировоззрения. Телеологические (целеполагающие) основания русской философии. Софийное завершение космического процесса (В. С. Соловьев). «Преображение», «обожение» и «воскресение». Богочеловечество (С. Н. Булгаков). Проблема «смысла жизни» у Е. Н. Трубецкого. «Дерзание творчества» Н. А. Бердяева. Философия действия и активное христианство (И. А. Ильин). Смысл и конец истории, эсхатология. Проективное отношение к истории. «Общее дело» Н. Ф. Федорова: «регуляция природы» и «воскрешение». Русский космизм. Современный активно-эволюционный подход. Тема 3. Софиокультурный диспут: западники и славянофилы Извечный спор двух мировоззренческих ориентаций: вчера и сегодня. Славянофилы. Софиокультурное кредо: высокая оценка самобытных особенностей русской культуры и установка на «собственный» путь развития. Идеализация прошлого России и русского национального характера. Идеологическая установка славянофилов: разработка христианского миропонимания, опирающегося на учения Отцов восточной Церкви и самобытное православие русского народа. Призвание России: оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, и разрешить ее проблемы в соответствии с христианскими принципами. Западники. Социокультурная установка: Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития. Необходимость усвоения европейской науки и плодов «векового просвещения». Идеализация «петровских реформ». Критика государственного устройства России и преувеличение недостатков церкви. Индифферентность к религии. Склонность к социализму и борьба за политическую свободу. Чаадаев Петр Яковлевич (1794 -1856) — нетипичный западник. «Философические письма» — критический подход к российской действительности (крепостному праву и монархии) и ориентация на западноевропейское просвещение. Религиозный характер мировоззрения Чаадаева. Отход к концу жизни от идеализации Запада и приближение к идеям славянофилов: «Православие может оживить католическую церковь, ибо призвание России состоит в осуществлении окончательного религиозного синтеза». Типичные западники — кружок Н. В. Станкевича (1813-1840). Культурологические искания русских материалистов и позитивистов. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. А. Бакунин, Н. Г. Чернышевский и др. Тема 4. Философская система Владимира Соловьева Характер философского творчества Соловьева как первая на национальной почве попытка «органического синтеза» — создания системы христианской философии. Учение об Абсолюте, «Положительное всеединство», «Троичность Божества как всеединого», тройственное отношение Сущего к его Сущности, диалектика трех Субъекта бытия — Дух, Ум и Душа (влияние на построение Соловьева тринитаризма александрийской теософии). Неоконченная работа «Философские начала цельного знания» (1877) как поиски гносеологических оснований «всеединства» в синтезе религии, философии и науки. Учение о Богочеловечестве, соединяющее в себе космологию, антропологию и историософию Соловьева. Софийные переживания Соловьева и его космософийные построения как Софийное завершение космического процесса, эсхатология. А. Ф. Лосев о Соловьеве и его времени. Тема 5. Отечественная философия: итоги столетнего развития «Особый путь» русской философии. Постановка проблемы христианского синтеза (И. В. Киреевский, В. С. Соловьев). Русская философия на пути от религиозности к православности (А. С. Хомяков, В. В. Зеньковский, Г. П. Флоровский). Попытка разрешения антиномии «Бог вне мира» — «Бог в мире» (В. И. Несмелов, В. В. Зеньковский). Онтология как метафизические искания «всеединства» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин). Софиологический аспект концепции «всеединства» (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков). Учение о «Соборности» (А. С. Хомяков). Концепция «Синархии» как структуре Соборности, или «всеединства иерархического строения» (П. А. Флоренский, В. А. Шмаков). Космология вытекающая из софиокосмизма как трех уровнях бытия (абсолютного, идеального и материального) и трех способов бытия (Дух, Ум, Душа) (В. С. Соловьев). Раскрытие аспектов Духа как Воли (И. А. Ильин, Н. А. Бердяев), Ума как Истины (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков), Софии как Души мира (Мудрости, Красоты) (В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин). Влияние софиологии Соловьева на целый пласт русской культуры. Гносеология. Соборность познания (А. С. Хомяков). Учение об Истине как всеединстве (В. С. Соловьев). Универсальный субъект познания (П. Я. Чаадаев, С. Н. Трубецкой). Три уровня познания: чувственное, интеллектуальное и мистическое (В. С. Соловьев, Н. О. Лосский). Постановка проблемы антиномизма мышления (П. А. Флоренский). Развитие символизма (П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев). Критика рационализма и иррационализм (Л. И. Шестов). Теория непосредственного восприятия. Интуитивизм как восприятие транссубъективной реальности (Н. А. Лосский). Постановка проблемы выявления архетипов русской философии (А. Ф. Лосев). Телеология. Постановка проблемы историософии как смысла истории (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев). Софийное завершение космического процесса (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков). Смысл жизни как проблема онтологическая и телеологическая (Е. Н. Трубецкой). Идеал «Преображения» (С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев). Условность апокалиптических пророчеств и проект «Общего Дела» (Н. Ф. Федоров). Дерзновение творчества Человека (Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров). Постановка проблемы эсхатологии (учение о последних судьбах мира) как «конца» или «начала» (Н. А. Бердяев). Этика и эстетика как осуществление христианского идеала. Задание образа конкретного философствования, неотделимого от жизни отечества и жизнетворчества самого философа (историчность и профетизм русской философии). Создание естественно-научного направления неотделимого от метафизики всеединства (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.). Разработка концепция ноосферы и задание экологической проблематики. Тема 6. Русская философия начала века: искания и судьбы «Серебряный век» русской культуры. Дерзание творчества и крушение иллюзий. Путь «от марксизма к идеализму» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. А. Ильин…). Новый облик извечного конфликта Востока и Запада в синтезе и различие. Защита самобытности и завещанный Достоевским идеал «все-человечности». Неославянофильство: издательство Путь«. Неозападничество: издательство «Мусагет» и журнал «Логос». Духовный симфония Востоко-Запада: славянофильство как самобытность без иллюзий превосходства и западничество как отрицание изоляционизма. Революция, ограничение творчества, вынужденная эмиграция. Русское зарубежье (Ф. И. Шаляпин, С. П. Дягилев, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, И. А. Бунин, Н. К. Рерих, К. А. Коровин, В. В. Набоков, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Л. И. Шестов, Г. П. Федотов и многие другие). Скитания на чужбине: неоднозначность судеб. Тема родины и России — центр притяжения русского философского зарубежья. Историософия и судьбы России. «Русская идея». От академической философии к экзистенции личности. Основные темы русского философского зарубежья: Осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры и национального самосознания, анализ национальной специфики философской культуры России ХIХ-ХХ вв., критика технократического общества и западной цивилизации, поиск путей выхода из духовного кризиса эпохи, проблемы культурологии, евразийство как манифест нового мирового развития в условиях крушения монархической России и духовного кризиса Запада. Переосмысление истории развития отечественного самосознания, основные работы: «Русская идея» Н. А. Бердяева (1946), «Пути русского богословия» Г. В. Флоровского (1937), двухтомная «История русской философии» В. В. Зеньковского (1948-1950), «История русской философии» Н. О. Лосского (1953), «Русская философия» А. Ф. Лосева (1918), «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» П. А. Сорокина, «Русское мировоззрение» С. Л. Франка (1925), работы Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, А. С. Левицкого, Г. П. Федотова. Продолжение традиции: софиология С. Н. Булгакова — из философии В. С. Соловьева и П. А. Флоренского, экзистенциализм Н. А. Бердяева — построения В. И. Несмелова и М. М. Тареева, идеал-реализм Н. О. Лосского — идеи А. А. Козлова, иррационализм Л. И. Шестова — творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Тема 7. Философия символизма — В. Иванов, А. Белый и Л. Шестов Старшие символисты декаданса Н. М. Минский («При свете совести», 1890), Д. С. Мережковский («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», 1893), В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, К. Бальмонт и др. («Русские символисты», 1894-1895). Младосимволисты культуротворческого эстетизма (восходящие к софиологии и поэзии Вл. Соловьева) Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Александр Блок, Сергей Соловьев, Максимилиан Волошин и др. Общность идейных истоков символистов - Платон и неоплатонизм, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше, Р. Вагнер. Символ и учение о «живом символическом мире» в противовес «мертвой жизни» современной цивилизации. Критика символистов застывшей религии, натуралистического искусства, философии гностических форм, науки претендующей на всеобщее объяснение. Новый гуманизм органического синтеза противоположностей в универсальном единстве цельного космоса. Катастрофизм эпохи и «неведомая религия» свободного человечества. Демиургический соблазн культуротворческой силы искусства. Рубеж столетий как символ «грядущего преображения мира». Вячеслав Иванов (1866-1949) — ведущий теоретик культуротворческого эстетизма (с 1905 г. ивановские «среды» артистической «богемы») — «По звездам» (1909), «Борозды и межи» (1916), «Родное и вселенское» (1914-1916). Андрей Белый (1880-1934) — теоретик «символизма как мировоззрения» (сын математика, ставший поэтом, отвергнут стражами гностических снов) — «Символизм» (1910), «Арабески» (1911), «Революция и культура» (1917), «На перевале» (1918-1920). Александр Блок (1880-1921) — философ-поэт «вечной женственности» и демиургического панэстетизма. Лев Шестов (1866-1938) — «неуместный» символист декаданса — «Апофеоз беспочвенности» (1905), «На весах Иова», «Афины и Иерусалим», «Sola fide — Только верою»,» Potestas clavium — Власть ключей«. Тема 8. Развитие отечественной философии в наши дни Восстановление утраченной традиции — первые переиздания сочинений русских философов: Н. Ф. Федоров (1982), В. С. Соловьев (1988), П. Я. Чаадаев и др. (Приложение к жур. «Вопросы философии» (1989)). От критицизма к исследованию творчества отдельных философов (1989). Первые конференции по русскому космизму (МФТИ, 1988-1989). После перерыва — пути русской философии: «Роза мира» Д. Л. Андреева, «Русские думы» Г. Д. Гачева, «Метафизика Благой Вести» А. Г. Дугина, «Русский космизм» О. Д. Куракиной, «Духовные судьбы России» С. О. Прокофьева, «Тайны Царствия Небесного» С. Г. Семеновой, «К пониманию русского» П. В. Тулаева, «Синергия» С. С. Хоружего. Русский космизм как попытка современного синтеза — от активно-эволюционной модели к социо-культурному феномену. Поиски национальной идеологии — за и против. Тенденции в развитии отечественного самосознания. |
След. » |
---|