ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ

Оглавление
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

ТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

I. Культурологический обзор истории отечественного самосознания

Тема 1. Общее введение в отечественную философскую культуру
Различие подходов в трактовке истории отечественной философии. Мыслители русского зарубежья о концепции истории русской философии. Фундаментальные труды по истории русской философии В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, С. А. Левицкого. Очерки по истории русской философии А. Ф. Лосева, Э. Л. Радлова, А. И. Введенского и Г. Г. Шпета. Знакомство с первоисточниками как основа постижения русской философской культуры и приобретения навыка самостоятельного мышления. Возрастающий интерес к истории отечественной философии и многочисленные переиздания оригинальных трудов русских философов. Internet и доступ к электронным справочно-библиографическим каталогам по истории русской философии. Особый склад русской философской культуры и основные идеи.

Тема 2. Этапы развития отечественного самосознания
Киевский период «Святой Руси» (ХI-ХIII): философия неотделимая от богословия — «Слово о Законе и Благодати» (1049) первого Киевского митрополита Илариона, «Поучения» св. Феодосия Печерского (1032-1074), «Сочинения» святителя Кирилла Туровского (1130-1182). «Умозрение в красках» — иконопись.

Московский период «Православного Царства» (ХV-ХVI): философия как практическое богословие — «Просветитель» и «Поучения» пр. Иосифа Волоцкого (1439-1515), «Учение о пяти путях в развитии губительных страстей» пр. Нила Сорского (1433-1508), «Сочинения» о трех путях доказательства Бога Зиновия Отенского (1568), «Обличения» протопопа Аввакума Петрова (1620-1682). Историософская концепция «Москва — третий Рим» старца Филофея.

Петровский «пореформенный» период Российской империи и «век Просвещения» (ХVII-ХVIII): отделение философии от богословия. Философствование на манер французской или немецкой школы как «подготовительный период» (ХVIII в.). Распространение масонства.

Господство немецкого идеализма. Философия Духовный академий (Московской, Петербургской и Киевской). Первые попытки самостоятельного философствования на отечественной почве у странствующего мыслителя Г. С. Сковороды (1719-1794). А. Н. Радищев (1749-1802) «О человеке, о его смертности и бессмертии».

Расцвет русской самобытной философии (сер. ХIХ — нач. ХХ в.).
«Советский» период тоталитарного атеизма и государственной философии «диалектического материализма» (1918-1988). Философия «Русского зарубежья» (1922-1988).
Начало возрождение традиций «русской философии» (с 1989 г.).

Тема 3. Архетипы русской философии, концепции и идеи
История русской философии как процесс самопознания. О самобытной сущности русского мышления и русской философии: религиозность, онтологизм, космософийность, антропоцентризм, историчность, проективность, профетизм, эсхатологизм. Особенности русской философии (формальный аспект): архетипичность, конкретность, экзистенциальность. А. Ф. Лосев о самобытности русской философии как «непрекращающейся борьбе между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным богочеловеческим Логосом». Исторический (персоналии), проблемный и «архетипический» подход к изложению русской философии.

Основные темы русской философии.

Основная задача русской философии: построение цельной системы христианского мировоззрения (И. В. Киреевский, Н. О. Лосский и др.).
Трагичность судеб русских философов: запрет публичных выступлений и изданий в дореволюционный период, высылка из страны («философский пароход», 1922 г.) — в послереволюционный, перевоспитание в «трудовых лагерях» и полное забвение в «советский» период (до 1989 г.).

II. Персоналии: Русская философия в работах и лицах XIX-XXвв.

Тема 4. Киреевский Иван Васильевич (1806-1856)
Христианский философ «цельности духа», «сердца» и «цельности бытия», — краткая биография И. В. Киреевского. Начало развития самобытного русского самосознания: программные письма (1827) Киреевского (А. Кошелеву) о путях развития русской философии. Разработка оснований самобытной русской философии: «цельность жизни» как основной принцип отечественного мировосприятия, опирающийся на учение Отцов Церкви о человеке и его «духовной жизни». Концепция «веры» как мистической интуиции, «духовного зрения»: «живое и цельное зрение ума». Отличие древне-русской образованности, основанной на «цельности и разумности», от западноевропейской, построенной на принципах рассудочности и раздвоенности. Разработка основ критического подхода к западноевропейской цивилизации, вставшей на путь формальной отвлеченности (рационализм) и отвлеченной чувственности (позитивизм). О необходимости утверждения начал жизни Святой Православной Церкви как высшего смысла и цели развития, не упраздняющего культурные достижения Запада.
Основные работы: Девятнадцатый век // Журнал «Европеец», 1831; О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Моск. сборник, 1852; О необходимости и возможности новых начал для философии, 1856; Отрывки, 1856.

Тема 5. Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)
Традиционное домашнего воспитание в семье дворян-земледельцев. Глубокая детская религиозность и патриотизм. Московский университет, физико-математическое отделение (1822). Служба в кавалерийском полку (1823-1825). Путешествие за границу для непосредственного знакомства с западноевропейской философией (Шеллинг, Неандер, Ганка, Шафарик). Поразительная образованность и разносторонность талантов и интересов: богословие, философия, история, поэзия, языкознание, техника, сельское хозяйство. Блестящая память и необыкновенный дар речи, страстный полемический задор.

Литературное наследие: стихотворения и поэмы, политические и религиозно-философские статьи, незаконченная книга по истории философии — «Семирамида. Мысли по вопросам всеобщей истории».
Христианский характер философии Хомякова (с опорой на святоотеческую литературу). Учение о Церкви как: «целостной духоносной реальности», «единого и целостного организма», «полноты истины», «первореальности», приобщение к которой личность обретает всю свою полноту. Критика западных вероисповеданий: католичество — «единство без свободы», протестантизм — «свобода без единства», православие — «свобода в единстве любви». Учение о Церкви и стоящее в центре философских воззрений Хомякова концепция «соборности» — Соборность («кафоличность», цельность) как общий метафизический принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство». Антропология как учение о «целостности» человека и «соборности личности». Вера как «живознание». Взгляды на историю через борьбу двух принципов «иранского» — свободы, и «кушитского» — необходимости.

Основные философские и богословские статьи: Опыт катехизического изложения учения Церкви, 1864; Три памфлета «Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях» (1853-1858); По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852); О современных явлениях в области философии (Письмо Ю. Ф. Самарину)«// Рус. Беседы, кн. 1, 1859; Второе письмо о философии к Ю. Ф. Самарину // Рус. Беседы, кн. 2, 1860.

Тема 6. Старшие славянофилы: поиск самобытности
Младшие славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин) и старшие (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев) — сходство позиций.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1892). Теория культурно-исторических типов. Четыре основы для систематизации: религиозная, научно-индустриальная, политическая, экономическая. Одноосновные (греческая, римская), двухосновные (германо-романская) и четырехосновные (славянская) культуры — «Каждый культурно-исторический тип выражает лишь одну сторону человека, лишь взятые все вместе они составляют нечто всечеловеческое». Славянский тип будет первым полным четырехосновным, а значит всечеловеческим. Основная работа: «Россия и Европа» (1869). Дальнейшее развитие идей культурно-исторических типов (у О. Шпенглера в работе «Закат Европы»).

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891). От эстетизма к религиозности. Антропология. Иториософские построения, «органический» взгляд на историю как триединый процесс: «исходная простота», «цветущая сложность», «вторичное упрощение» и «уравнительное смешение».

Страхов Николай Николаевич (1827-1896). Концепция «мира как гармонического и органического целого». Антропоцентризм: Человек как центр такого организма. Основная работа: «Мир как целое»

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) и его место в истории русской мысли. Славянофильские взгляды на роль России и русского человека.

Тема 7. Соловьев Владимир Сергеевич (1853 -1900) — жизнетворчество
Семья философа: отец — крупнейший русский историк Сергей Михайлович Соловьев, мать из старинного украинского рода (Г. С. Сковорода). Ранняя детская религиозность. Вещие сны и мистические грезы: первое «свидание с Софией» в девятилетнем возрасте (поэма «Три свидания»). Гимназия (1864): период сомнения, религиозный кризис, атеизм вплоть до кощунства, увлечение нигилизмом Писарева, материализмом Бюхнера, социализмом (13-18 лет). Московский университет, естественный факультет (1869-1872), увлечение Спинозой (живое чувство реальности Бога и переживание духовного всеединства мира), переход на историко-филологический факультет — кандидатское сочинение «Мифологический процесс в древнем язычестве» (1873). Вольнослушатель Московской Духовной Академии: грандиозные планы создания христианской философии. Магистерская диссертация «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874). Научная командировка в Лондон, Британский музей (1875-1876). Загадочная поездка в Египет, «видение Софии». Преподавание в Московском и Петербургском университете, на Высших Женских Курсах, публичные лекции «Чтения о Богочеловечестве» (1878). Защита докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880). Вынужденная отставка по политическим мотивам от преподавания в Университете (1881) и переход исключительно к философскому и литературному творчеству.

Три (четыре) периода в творчестве Соловьева как религиозного мыслителя (по Е. Н. Трубецкому и Д. Н. Стремоухову) и основные работы:

1. Теософский — осуществление Софии, Премудрости Божией в мире, возможно достичь посредством «христианской теософии» (1877-1881) — «Чтения о Богочеловечестве», «Религиозные основы жизни»;

2. Теократический — преобразование человечества посредством теократии, т. е. создания справедливого государства и общественного порядка, осуществляющего христианские идеалы (1882-1890) — «Великий спор и христианская политика», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская Церковь»;

3. Теургический — создание новой жизни как боготворческого процесса (1890-1889) — «Оправдание добра», «Смысл любви»;

4. Апокалиптический — «Три разговора. С краткой повестью об антихристе» (1990).

Тема 8. Развитие идей Владимира Соловьева князьями Трубецкими
Владимир Соловьев и братья Трубецкие — сходство судеб: детская религиозность, юношеский нигилизм, увлечение позитивизмом Спенсера и Дж. Ст. Милля, преодоление религиозного кризиса. Встреча с В. С. Соловьевым (1886) и близкая дружба, разработка вслед за Соловьевым православного религиозного философского мировоззрения. Выдающаяся роль в социокультурном движении.

Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905) — профессор философии Московского университета. Конкретный идеализм. Учение об универсальной чувствительности, формами которой является пространство и время. Учение о всеединстве и универсальная соотносительность. Антропология. Учение о «соборной природе сознания». Различие «личности» и «индивидуальности». Обоснование «отдельного» сознания во «вселенском сознании», «взаимопроницаемость индивидуальных сфер сознания». «Вселенская чувственность». Этическая задача как осуществление «идеала соборного сознания». «Универсальный субъект» как «космическое Существо, или мир в своей психической основе» (платоновская Мировая Душа). Антропология переходящая в космологию. Развитие гносеологических идей Соловьева. «Метафизический социализм». Этические воззрения.

Основные работы: «Метафизика в древней Греции», «Учение о Логосе», «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма», «Вера в бессмертие».

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920). Профессор философии права в Киеве, затем в Москве. Учение о смысле жизни как проблеме онтологической. Понятие истины как всеединого сознания, а не всеединого сущего. Критика Соловьева за «пантеистическое смещение». Космология и критика С. Булгакова за его софийные построения: мир не тождественен с Софией, но связан с ней как со своим началом. Софийные «раскрытия» в иконописи. Некоторые идеи об «универсальной теократической империи», которую предстояло основать России и разочарование в них.

Основные работы: «Миросозерцание бл. Августина», 1892; «Миросозерцание папы Григория VII и публицистов — его современников», 1897; «Миросозерцание В. Соловьева», 1912; «Метафизические предположения познания», 1917; «Смысл жизни», 1918; две замечательные брошюры «Два мира в древнерусской иконописи» и «Умозрение в красках».

Тема 9. Федоров Николай Федорович (1828-1903)
Краткая биография. Ранняя смерть отца (князя П. И. Гагарина) и изгнание из «родового гнезда» как незаконнорожденного. Обучение в Одесском лицее. Преподавание истории и географии в провинциальных городах. Переезд в Москву: уникальный библиотекарь Румянцевской библиотеки (ныне ГРБ) — необыкновенная эрудиция, аскетизм жизни. Своеобразие философского мышления как философии «Общего Дела». Влияние на Достоевского, Соловьева, Бердяева. Основатель одной из ветвей философского направления «русского космизма» (К. Э. Циолковский, В. Н. Муравьев, Н. А. Сетницкий, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.)

Прективный характер творчества Федорова. Опора на христианство, в частности православие, как религию воскресения (пасха) и вечности жизни. Идеал — осуществление Царства Божия в этом мире. Постановка проблемы жизни, смерти и бессмертия. Воскрешение отцов. Синкретизм религиозной метафизики (учение о Пресвятой Троице как идеале любовного союза нескольких лиц) и натуралистического реализма (в методах воскрешения). Учение о супраморализме. Телеологические основания русской философии у Н. Ф. Федорова. Эсхатологизм: условность апокалиптических пророчеств. О причинах неродственного отношения людей и народов. Критика позитивистской теории прогресса. Идеальный социальный строй (психократия) как единство сознания и действия. Критика капитализма и социализма. Регуляция природы как пути достижения бессмертия, управление метеорологическими процессами. Конкретность учения Федорова. О воскрешении в непреображенном теле и заселении других планет. О необходимости ориентации науки на решение проблем воскрешения и продления жизни.

Популярность идей Федорова в наши дни: конференции, статьи, сборники, книги, переиздание трудов и создание обществ и движений его имени. Первый из русских философов, переизданный в «советское» время (1982). Исследователь творчества Федорова — С. Г. Семенова («Николай Федоров: Творчество жизни», 1990).

Основная работа: «Философия общего дела», двухтомный сборник различных статей опубликованный после смерти учениками: В. Кожевниковым и Н. Петерсоном.

III. Философия XX века. Русское зарубежье

Тема 10. Отец Павел Флоренский (1882-1937)
Семья философа: отец — инженер-путеец, из русского духовенства, мать — старинного армяно-грузинского рода (родился в местечке Евлах (Азербайджан)). Учеба в Тифлистской гимназии — редкая детская острота восприятия природы. Отрочество — увлечение естественными науками: вглядывание, вслушивание в явления, стремление уловить скрытый смысл. Московский университет, физико-математический факультет (1900-1904). Культурологическая широта интересов: философия, религия, искусство, фольклор, поэзия, символизм, математика. Критический период раздумий и исканий. Московская Духовная Академия — становление религиозного философа. Начало преподавания философских дисциплин в МДА (1908). Принятие сана (1911) и священство. Защита диссертации «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в 12 письмах», 1913. Подготовка полного и окончательного текста книги «Столп…» (1914). Задача книги: осмыслить и выразить путь в мир христианского умозрения и православной церковности. Построение и оформление книги. Полемика вокруг книги и сомнение в ее ортодоксальности (критика Г. Флоровского — «отступление от христианства к платонизму»). Влияние о. Серапиона Машкина и его неопубликованного труда»Система философии: Опыт научного синтеза (1903-1904) — «грандиозная попытка» построения системы христианской философии. Закрытие Духовной Академии (1918). Разработка системы «конкретной метафизики» — незаконченная работа «У водоразделов мысли» — попытка глобального синтеза. Закрытие Сергиево-Посадского храма и прекращение службы (1921). Работа в системе Главэлектро. Монография о диэлектириках (1924). Лекции во ВХУТЕМАСе: оригинальная теория о роли пространства в искусстве (работы академика Б. В. Раушенбаха). Ссылка в Нижний Новгород (1928) и возвращение. Арест (1933) и ссылка на Дальний Восток — исследование вечной мерзлоты. Соловецкий лагерь (1934). 25 ноября приговор и 8 декабря 1937 г. расстрел.

Метафизика Флоренского неотделимая от богословия. Развитие концепции всеединства. Космология как «живое единство космоса». Учение о Софии, многозначность понятия. София как «четвертая ипостась» и ее отношение к первым трем. София в иерархическом порядке. Учение об Истине и антиномизм мышления, «разумная интуиция. Попытка построения целостного мировоззрения. Символизм. Пути к универсальному синтезу. Развитие традиционных тем отечественного философствования.

Основные работы: «Столп и утверждение истины», 1913; «Смысл идеализма», 1915; «У водоразделов мысли».

Тема 11. Розанов Василий Васильевич (1856-1919)
Детство в многодетной православной семье уездного чиновника (г. Ветлуга, Костромской губ.). Нижегородская классическая гимназия (1868-1878) и ранняя склонность к философствованию и самообразованию. Юношеские проекты построения хронологии «всего моря человеческой мысли». Увлечение Белинским, Писаревым, Добролюбовым и западноевропейским эмпиризмом и позитивизмом. Исторический факультет Московского университета (1878-1882). Отказ от академической карьеры: преподавание истории и географии в провинциальных городах и свободное философское творчество. Постоянный сотрудник газеты «Новое время» (с 1989). Переезд в Петербург (1898) и служба в акцизном ведомстве. Литературно-публицистическая деятельность (журналы: «Вопросы философии и психологии», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Новый путь», «Мир искусства»; газеты: «Биржевые ведомости», «Гражданин», «Русское слово» и др.). Один из учредителей Религиозно-философских собраний (1901-1903), преобразованных в 1907 г. в Петербургское религиозно-философское общество. Переезд с семьей в Сергиев Посад (1917). Смерть от материальных лишений и голода (1919): похоронен в Гефсиманском скиту рядом с могилой К. Н. Леонтьева.
Первое философское соч. «О понимании» (1886) — о науке как цельном знании, её границах, строении и отношении к природе человека и его жизни: «наука хороша в своих пределах, тогда как понимание, как таковое, лежит и глубже, и часто вне её». Обретение собственного философского стиля, носящего афористический, публицистический, диалогический, образно-конкретный характер (предвосхитивший экзистенциалистов). Многообразие тем: «сумерки просвещения», «религия и культура», «природа и история», «брак и семья», «около церковных стен». Метафизика пола как космическая величина, из которой берет свое начало человеческая история, разные виды религии, состояние семьи и общества. Главная ценность философского наследия в постановке огромного множества проблем и разработке к ним новых подходов. «Апокалипсис нашего времени»(1917-1918) — горькие размышления о гибели России и её культуры. Статьи об искусстве и литературно-критические исследования: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1894), «Литературные очерки» (1899), «„Среди художников“ (1914).

Основные работы: „О понимании“, 1886; „Сумерки просвещения“, 1899; „Религия и культура“, 1899; „Природа и история“, 1900; „Семейный вопрос в России“, 1903; „Около церковных стен“, 1906; „В темных религиозных лучах. Метафизика христианства“, 1911; „Апокалипсис нашего времени“, 1918.

Тема 12. Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Наиболее известный широкой аудитории из-за яркости и образности стиля, и многочисленности работ, философ „свободы“ и дерзания творчества.

Духовная эволюция: от раннего увлечения марксизмом через трансцендентальный идеализм к „русской идее“ (философская автобиография „Самопознание“, 1948). Сходство судьбы с другими русскими философами вынужденными жить за границей. Активное переиздание в наше время.

Основные периоды творчества: этический, религиозно-мистический, историософский, персоналистический. Суть философствования: „примат свободы над бытием“, бунт против „обыденщины“.
Основные темы. Тема России и русского народа в судьбах мира. Тема этическая: три ступени этической эволюции — этика закона (Ветхий Завет), этика искупления (Новый завет), „этика творчества“. Апофеоз творчества: человек оправдывается творчеством. Учение об объективации. Проблема личности. Три вида свободы: первичная иррациональная, рациональная и проникнутая любовью бога. Свобода и предопределение. Философия свободного духа. Космическое и социальное. Религия третьего завета как дерзновение творческого духа.

Основные работы:
„Философия свободы“, М., 1911; Смысл творчества. Опыт оправдания человека», М., 1916; «Философия неравенства», 1923; «Смысл истории», 1923; «Судьба России»; «Истоки и смысл русского коммунизма»; «Новое средневековье», 1924; «Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика», 1929; «Судьба человека (Опыт парадоксальной этики)», 1931; «Я и мир объектов», 1934; «Дух и реальность, обоснования божественно-человеческой реальности», 1937; «Рабство и свобода человека (Опыт философии персонализма)», 1939; «Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ века начала ХХ века)», 1946; «Опыт эсхатологической метафизики», 1947; и другие.

Тема 13. Отец Сергей Булгаков (1871-1944)
Семья провинциального священника Орловской губернии. Семинария и уход из нее: трагедия безверия. Гимназия. Московский университет, юридический факультет (1894-1898). Марксистский период в творчестве (1890-1904). Двухгодичная командировка в Германию для работы над диссертацией «Капитализм и земледелие». Разрыв с марксизмом — книга «От марксизма к идеализму» (1904). Совместно с Бердяевым основание журнала «Вопросы жизни» (1904). Увлечение философией В. С. Соловьева. Эволюция от идеалистической философии (трансцендентальный идеализм) к идеалреализму православной церкви. Булгаков и Бердяев (отчасти Струве и Франк) как наиболее видные вожди религиозно-философского обновления. Высылка на «философском пароходе» (1922) — Прага, Париж. Кафедра догматического богословия в Парижском православном духовном институте (1925).

Основная тема: «пути через современность к Православию». Поиск религиозно-философского обновления. Богословский характер творчества Булгакова. Онтология через космологию: «восхождение» от космоса к Богу (вслед за Флоренским). Четкое различие Абсолюта и космоса (трактовка всеединства в связи с космосом). Учение о Софии как «третьем бытие», соединяющем в себе и божественную и тварную природу. Софиология Булгакова и отличие его построений от Соловьева и Флоренского. Эволюция понятия «Софии» у Булгакова. Космос как живое, одушевленное целое. Критика софиологических исканий Булгакова  В. В. Зеньковским. Гносеология как трансцендентальный реализм, значение «откровения», антиномизм мышления. Философия истории: проблема зла. Софийность истории. Антропология: человек как «мировой хозяин или демиург», в его соборном аспекте. Проблема свободы человека. Метафизика всеединства и проблема синтеза науки философии и религии.

Основные работы: «Два града». М., 1911; «Философия хозяйства». М., 1912; «Свет Невечерний». М., 1917 (основная философская работа); богословские работы — «Петр и Иоанн, два первых апостола». П., 1926; «Неопалимая купина». П., 1927; «Трагедия философии». П., 1927; «Друг Новобрачного (о православном почитании св. Иоанна Крестителя)». П., 1928; «Лестница Иаковлева». П., 1929; «Икона и ее культ». П., 1931; «Православие». П., 1931; «Богочеловечество» — т. 1. «Агнец Божий». 1933, т. 2. «Утешитель», 1936, т. 3. «Невеста Агнца», 1945; «Автобиографические заметки». П., 1947; «Философия языка». П., 1948.

Тема 14. Ильин Иван Александрович (1883-1954)
Философ «волевой идеи», «силы» и «державности»: юрист, оратор, историк философии, общественный деятель — патриот и монархист, ценитель искусства, идеолог христианской культуры и «белого движения», религиозный созерцатель.

Семья (родился в Москве). Детство и гимназия (золотая медаль). Московский университет (1901-1906), юридический факультет (преподаватели П. И. Новгородцев и кн. Е. Н. Трубецкой), диплом первой степени. Увлечение в студенческие годы анархизмом и революционными настроениями. Женитьба (1906) и материально стесненная жизнь посвященная философии. Приват-доцент кафедры энциклопедии права и истории философии права Московского университета (1909-1910). Двухгодичная научная стажировка (в университетах Гейдельберга, Фрайбурга, Берлина, Геттингена и Парижа) (1911-1913), общение с философом Гуссерлем.
Основные работы этого периода: «Понятие права и силы», «О возрождении гегельянства», «О любезности. Социально-психологический опыт», «О пошлости».

Возвращение в Москву (1913) и преподавание в университете, доклад «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления» (1914), статьи «Основное нравственное противоречие войны» и «Духовный смысл войны» (считаются лучшими страницами русской нравственной философии), доклады «Что есть истинный патриотизм» и «Война как духовное делание». Дружба с композитором Н. К. Метнером и все большая оппозиция к деятелям модного эстетического ренессанса, или «серебряного века»: М. Волошину, А. Белому, Вяч. Иванову, Бердяеву. Подготовка и защита 18 мая 1918 г. магистерской диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (т. 1. «Учение о Боге», т. 2. «Учение о человеке»), — за высокий профессионализм были присуждены сразу две степени: магистра и доктора наук.

26 сентября 1922 г. — высылка в Германию на «философском пароходе». Организация и работа в Русском научном университете (Берлин), декан юридического факультета (1923-1924). Многочисленные лекции и выступления о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России, о религии и церкви, о советском режиме и др. (1926-1938) в различных странах Европы. Вынужденный переезд в Швейцарию в пригород Цюриха (1938), лекционная и издательская деятельность, помощь С. В. Рахманинова, дружба с И. С. Шмелевым.

Основные темы и произведения Ильина этого периода: христианская культура — «Основы христианской культуры» (1937), «Путь духовного обновления» (Париж, 1935), «Кризис безбожия» (1935), «Основы художества» (Рига, 1937); религия, философия - Религиозный смысл философии«(Париж, 1925), «Аксиомы религиозного опыта» (Париж, 1953); правосознание — «О сущности правосознания» (Мюнхен, 1957); патриотизм, тема родины, России — «О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925), «Наши задачи» (Париж, 1948-1954).

Тема 15. Развитие концепции всеединства: Л. П. Карсавин и С. Л. Франк
Карсавин Лев Платонович (1882-1952). Специалист по западно-европейской религиозной истории. Евразиец и критик Запада.

Метафизика всеединства. Влияние Соловьевской мифологемы всеединства. Попытка уйти от пантеизма через «творение из ничего». Антропологический аспект всеединства. «Метафизика любви» как тайна тварного бытия. Единство человечества в творческом бытии Божества. Идея «Адама Кадмона» как центра тварного бытия. «Всеединый человек», распадшейся на человека и мир. Учение о «всевременности» и «всепространственности». История как диалектика Абсолюта и Иного, развитие всеединого субъекта. Богочеловечество. «Метафизика познания». Вера как основа знания, как «всецелое причастие к Истине». Всеединство. Хоружий  С. С. о творчестве Карсавина.

Основные работы: «Noctes Petropolitanae», Пг., 1922; «Философия истории», Париж, 1923; «О началах», Париж, 1925; «О личности», Каунас, 1929; «Поэма о смерти», 1932. Христианское богословие и философия. Философия истории. «О личности».

Франк Семен Людвигович (1877-1950) — философ и социолог. Трансформация от марксизма к идеализму и затем к христианскому идеализму.

Метафизика всеединства и мифологема Софии Премудрости Божией. Теория познания. Гносеология исходящая из онтологии «всеединства». Онтологические условия возможности интуиции как непосредственного восприятия реальности. Философские основы психологии. «Непостижимое». Принцип «антиномического монодуализма».
Концепция социальной философии. Два аспекта общественного бытия: «соборность» и «внешняя социальность». Иерархическая структура принципов общественной жизни. Учение о государстве как единство двух принципов: сверхвременности и временного развития (конституционная монархия).

Основные работы: «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания», Пг., 1915; «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию)», М., 1917; «Введение в философию в сжатом изложении», Пг., 1922; «Смысл жизни», Париж 1926; «Духовные основы общества. Введение в социальную философию», Париж, 1930; «Непостижимое», Париж, 1939; «С нами Бог», Лондон, 1946; «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия», Париж, 1956.

Критика В. В. Зеньковского метафизики всеединства Карсавина и Франка как «софиологического монизма».

Тема 16. Вышеславцев Борис Петрович (1877-1954)
Детство в московской семье присяжного поверенного. Окончание с отличием юридического факультета Московского университета (1899). Двухгодичная научная командировка в Германию, в Марбург — дружба с Николаем Гартманом. Защита диссертации «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (1914): проблема «трансцендентального иррационализма». Высылка из страны (1922) — поворот от теоретических проблем к философии как «учительнице жизни». Парадокс философской судьбы: Запад обращает типичного западника к проблемам Востока.

Основные вопросы философствования Вышеславцева: психология, этика, антропология. Онтологическое значение «сердца» в христианской и индийской мистике. Проблема благодатного, преображающего творчества: «сублимация обожения». Путь многовековой религиозной традиции от «Слова о Законе и Благодати» мит. Илариона до «Этики преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати» Б. П. Вышеславцева. «Вечное в русской философии» — историко-философский анализ отечественной метафизики.
Основные работы: Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии, М., 1914; Русская стихия у Достоевского, Берлин, 1923; Проблемы религиозного сознания, Берлин, 1924; Вера, неверие и фанатизм, Париж, 1928; Христианство и социальный вопрос, Париж, 1929; Сердце в христианской и индийской мистике, Париж, 1929; Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати, Париж, 1930; Образ Божий в существе человека // Путь, 1935, № 49; Философская нищета марксизма, Франкфурт-на-Майне, 1952; Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм, Нью-Йорк, 1953; Вечное в русской философии, Нью-Йорк, 1955.

Тема 17. Лосский Николай Онуфриевич ( 1870 — 1965)
Детские годы в местечке Креславка Витебской губернии: религиозный синкретизм православия и католичества в семье. Юношеские увлечения революционно-демократическими и атеистическими идеями. Петербургский университет, физико-математический и историко-филологический факультеты (1891-1898). Научная командировка в Германию и Швейцарию: посещение лекций В. Виндельбанда, В. Вунда, Г. Мюллера. Начало преподавания в Петербургском университете (1903). Рождение сына, впоследствии ставшего одним из крупнейших русских богословов XX в., Владимира Николаевича Лосского (1903-1958). Увольнение из университета как «идеалиста» (1921), арест и высылка из страны (1922). Преподавание в университетах Праги, Брно, Братиславы (1922-1945). Переезд в США (1947), профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке (1947-1950). Отставка и продолжение активной философской деятельности. Похоронен в Париже.

Философия как «наука о мире в целом»- учение о предмете, методе и структуре философии. Гносеология интуитивизма: чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Идеал-реалистическая онтология как иерархический персонализм (идущий от монадологии Лейбница). Учение об Абсолюте как «сущем сверхсовершенстве» и «субстанциальных деятелях» (духовных существ, сверхпространственных и сверхвременных «конкретно-идеальных начал». «Онтологическая теория ценностей» как воплощение абсолютных ценностей в «полноте бытия». Теономная этика любви. Учение об «обществе социальной справедливости» как двухосной системе хозяйства, государственно-общественной и частной.
Основные работы: «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», СПб., 1903; «Обоснование интуитивизма», СПб., 1904; «Мир как органическое целое», М., 1917; «Свобода воли», Париж, 1927; «Диалектический материализм в СССР», Париж, 1934; «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», Париж, 1938; «Бог и мировое зло», Прага, 1941; «Условия абсолютного добра», Париж, 1949; «History of Russian philosophy»? N. J., 1951; «Достоевский и его христианское миропонимание», Нью-Йорк, 1953; «Характер русского народа», Франкфурт-на-Майне, 1957; «Воспоминания», Мюнхен, 1968.

Тема 18. Лосев Алексей Федорович (1893 — 1988)
Детские годы в Новочеркасске (отец — преподаватель математике в гимназии, одаренный скрипач и дирижер). Широта образования — музыкальная школа по классу скрипки (с «Чаконой» Баха на выпуске). Московский университет (1911-1915), историко-филологический факультет (по двум отделениям: классической филологии и философскому). Участие в различных религиозно-философских обществах: Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, Вольная Академия духовной культуры (основанной Н. А. Бердяевым), Психологическое общество при Московском университете. Профессор классической филологии Нижегородского университета (1919), действительный член Академии художественных наук и проф. Государственного университета музыкальных наук. Ранние работы по философии имени, мифа и числа. Преподавание эстетики в Московской консерватории (1922-1929). Тайный монашеский постриг супругов Лосевых с именами Андроник и Анастасия (1929). Арест и «трудовое перевоспитание» на Беломорканале (1930-1933). Запрет на печатанье книг по философии - педагогическая деятельность и занятие переводами античных философов. Новый период научного творчества — возобновление публикаций (1953). Авторство около 400 научных трудов.

Широта научных интересов религиозного мыслителя (история античной философии, типология культуры, филология, эстетика, математика, философия музыки, мифология, семиотика, лингвистика и др.). Оригинальный синтез русской и западноевропейской философии на основе православного энергетизма. Исихазм и платонизм — символизм, софиология и имяславие. Культурология мифа и мифотворчества. Философия имени — мир как иерархия словесных символов. Метафизика всеединства и эстетический модус бытия. Живое число, несущее красоту мира. Эрос у Платона как «теургическое томление» по красоте будущего века. Очерк русской философии, которая «никогда не занималась чем-либо другим помимо души, личности и внутреннего „подвига“». Мироощущение «настоящего Лосева» — православно понимаемый неоплатонизм. «Дерзание духа»- завет последнего русского философа.

Основные работы: «Эрос у Платона», М., 1916; «История русской философии», 1918; «Античный космос и современная наука», 1927; «Музыка как предмет логики», 1927; «Философия имени», 1927; «Диалектика числа у Плотина», 1928; «Критика платонизма у Аристотеля», 1929; Диалектика мифа«, 1930; Очерки античного символизма и мифологии», 1930; «Античная мифология в ее историческом развитии», 1957; «Проблема символа и реалистическое искусство», 1976; «Античная философия истории», 1977; «Эстетика Возрождения», 1978; «История античной эстетики» в 8-ми тт., 1963-1980; «Вл. Соловьев и его время», 1988; «Дерзание духа», М., 1988.



 
След. »

Свежий взгляд

Это интересно




Rambler's Top100