ГЛАВНАЯ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

А. Белый Луг зеленый


    КОММЕНТАРИИ
     

    ЛУГ ЗЕЛЕНЫЙ
      
       В настоящем издании все статьи печатаются по тексту: Андрей Белый. Луг зеленый. Книгоиздательство "Альциона". М., 1910.
       Впервые: "Весы", 1905, No 8.
       Вводная статья к сборнику формулирует на уровне общей теории символизма его основные положения. Идейное средоточие книги -- образ России как религиозной и духовно-эстетической реальности. См. об этом вступительную статью.
      
       1 Эпиграф из стихотворения В. Брюсова "Орфей и Эвридика" (1903--1904).
       2 Строки из того же стихотворения Брюсова.
       3 Пани Катерина -- героиня повести Н. В. Гоголя "Страшная месть" из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831).
       4 Строка из русской народной песни "Степь да степь кругом".
       5 "Иностранная плясунья" -- Айседора Дункан, американская танцовщица, одна из основоположниц пластической школы "танца модерн", противопоставившая условным фиксированным позам и движениям классического балета стремление к естественной выразительности танца и органическому слиянию его с музыкой. Дункан неоднократно гастролировала в России (1905, 1907--1913 и позднее). Белый пишет о первых гастролях Дункан зимой 1905 г., когда она посетила Петербург и Москву (отклики на выступления танцовщицы появились во многих периодических изданиях, в частности в журнале "Весы", No 1 и No 2 за 1905 г.).
       6 Откр. 21:1.
       7 Откр. 22:1,2.
       8 Откр. 2:17.
     

    СИМВОЛИЗМ И СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО
      
       Впервые: "Весы", 1908, No 10.
       Одна из наиболее концептуальных и вместе с тем полемических статей "Луга зеленого". Как теоретик, А. Белый выявляет здесь глубинную символичность всякого искусства -- и реалистического, и романтического, и классического. Эта мысль служит ему опорой для разграничения символизма и вульгарно понимаемого модернизма. Во вступительной статье уже говорилось о том, что теория -- и практика -- символизма Белого носила в целом модернистский характер. Вместе с тем у Белого намечается выход в постмодернистское пространство -- именно там, где он пишет о модернизме как способе углубления методов какой бы то ни было художественной школы. "Метод, углубляясь, оказывается вовсе не тем, чем казался" (с. 266). Подобная "всенаправленность" роднила Белого с Вяч. Ивановым, этим на редкость универсальным мыслителем и поэтом. Вместе с тем упорная полемика Белого с Ивановым, и прежде всего с его абсолютизацией театра как ядра искомого всенародного искусства (см.: Иванов Вяч. По звездам. Спб., 1909) -- свидетельствует о разных подходах обоих вождей русского символизма к творческой универсальности. Для Белого это была прежде всего религиозная задача, для Иванова -- историко-культурная. Указанным несовпадением исходных установок объясняется критическая формула Белого относительно "мистического анархизма" Иванова: "теоретически требовать религиозной практики и практически только теоретизировать -- невозможно; это -- не откровенно, не безупречно честно" (с. 275). По существу, такая оценка перекликается с требованием Ф. Ницше к Р. Вагнеру и вагнериан-цам -- не подменять мистерию театром (ср.: Ницше Ф. Казус Вагнер. -- В кн.: Ницше Ф. Соч. в. 2-х т., т. 2. М., 1990, с. 525--553). Ср. также бердяевскую характеристику Вяч. Иванова как "сверхфилолога" (см.: Бердяев Н. Очарование отраженных культур. -- В кн.: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989, с. 516).
       Ответ Вяч. Иванова см.: "Весы", 1908, No 11 -- статья "Эстетика и исповедание"; то же в кн.: Иванов В. И. По звездам. Спб., 1909.
      
       1 Санин -- герой одноименного нашумевшего романа М. П. Арцыбашева (1903, опубликован в 1907), проповедовавший отказ от общепринятых моральных норм и право сильной личности на удовлетворение всех своих желаний.
       2 В ранних произведениях С. Н. Сергеева-Ценского, наряду с гражданственными, обличительными мотивами -- "Колокольчик" (1903), "Сад" (1905), "Лесная топь" (1907), ощущалась тяга к психологической усложненности и вычурности стиля ("Бабаев", 1907).
       3 О. Дымов, писатель и журналист, был, в частности, автором бессюжетных новелл, элегически-импрессионистических описаний природы (сборники "Солнцеворот" (1905), "Земля цветет" (1908).
       4 "Мир искусства", ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал, издававшийся в Петербурге (1889--1904, ред. С. П. Дягилев и Д. Н. Бенуа), являлся печатным органом художественного объединения "Мир искусства". "Весы" -- литературно-критический ежемесячный журнал, основной орган символистов. Издавался под руководством В. Я. Брюсова в Москве (1904--1909, изд-во "Скорпион"), Оба журнала публиковали произведения современных писателей, поэтов, философов.
       5 "Огненный Ангел" -- роман В. Я. Брюсова (впервые опубликован в журнале "Весы" в 1907--1908 гг.), в котором воссоздается Германия XVI в. Белый посвятил роману восторженную рецензию (см. "Весы", 1909, No 9), включенную им затем в сб. "Арабески" (см. наст, изд., т. 2).
       6 "Исповедь" М. Горького -- повесть, содержащая идеи "богостроительства", напечатана впервые в 23-й книге "Сборников товарищества "Знание" (1908).
       7 "Знание" -- книгоиздательское товарищество в Петербурге (1898-- 1913). С 1900 г. его идейным руководителем и редактором был Горький. "Знание" группировало вокруг себя демократически настроенных русских писателей.
       8 "Шиповник" -- книгоиздательство в Петербурге -- Петрограде (1906--1918), основанное З. И. Гржебиным и С. Ю. Копельманом. Ориентировалось преимущественно на писателей-модернистов, противостояло "Знанию". В "Шиповнике" печатались Белый, Блок, Бальмонт, Брюсов, Л. Андреев, Метерлинк и т. п. В этом издательстве вышли собрания сочинений Д'Аннунцио, Гамсуна и других.
       9 Поэт-символист H. M. Минский был тоже философом религиозно-мистического направления, создателем эклектической философии мэонизма (от греч. μη όν -- "не сущее"; термин взят у Платона), согласно которой смысл жизни человека в стремлении к тому, чего нет, но чего он страстно жаждет. Это сочеталось у Минского с верой в революционный "социал-гуманизм" на базе союза интеллигенции и рабочих.
       10 "История германской социал-демократии" -- труд марксистского теоретика и публициста Ф. Меринга, написанный в 1897--1898 гг. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" ("Гимн рабочих") -- стихотворение H. M. Минского, опубликованное в 1905 г. в издававшейся им газете "Новая жизнь".
       11 Г. И. Чулков пытался соединить символизм с политическим радикализмом, выдвигая идею "мистического анархизма". Его трактат "О мистическом анархизме" (1906) вызвал оживленную полемику; Белый опубликовал рецензию на него ("Золотое руно", 1906, No 7/9). О Вяч. И. Иванове и его полемике с Белым см. Введение к настоящему комментарию.
       12 "гробы повапленные" -- см.: Мтф. 23:27.
     

    НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
      
       Впервые: "Весы", 1909, No 2, 3.
       Центральное по замыслу и эстетическому масштабу сочинение, включенное в книгу "Луг зеленый". Фундаментальные положения теории символизма обращены здесь А. Белым к русской литературе как целому. С этой позиции автор "Луга зеленого" по-новому обозревает всю русскую словесность, от "Слова о полку Игореве" до Мережковского и Брюсова. Заканчивается статья проповедью мистической народности литературы -- той теургии "зеленого луга", которая глубже всяких теорий и которая вместе с тем особенно опасна, ибо происходит на "равнинах русских, где искони водит нас нечистая сила" (с. 301). В определенном отношении данная статья может рассматриваться как концептуальный узел всей "россики" Белого, включая сюда романы "Серебряный голубь" и "Петербург".
      
       1 Цитата из стихотворения А. С. Пушкина "Поэту" (1830).
       2 Строки из стихотворения Н. А. Некрасова "Рыцарь на час" (I860).
       3 Ирония истории заключается в том, что русский формализм -- прежде всего в лице В. Б. Шкловского -- уравнял форму и содержание именно в качестве "приемов", "техники письма", во многом опираясь на стиховедческие разработки самого Белого. Ср. у Шкловского: "В понятии "содержание" при анализе произведения искусства с точки зрения сюжетности надобности не встречается. Мысль в литературном произведении или такой же материал, как произносительная и звуковая сторона морфемы, или же инородное тело" (см.: Шкловский В. О теории прозы. М., 1983, с. 62).
       4 changer vos darnes (франц.) -- перемена дам (одна из танцевальных фигур кадрили).
       3 "Слово о полку Игореве", по мнению современных исследователей, написано в конце XII в.
       6 Отец Матвей Константиновский -- ржевский протоиерей, духовник Н. В. Гоголя в Москве в последние годы жизни писателя.
       7 Строки из "Песни убогого странника" в поэме Н. А. Некрасова "Коробейники" (1861).
       8 А. М. Добролюбов, поэт-символист, около 1900 г. порвал со своим окружением и ушел "в народ"; странствовал, одно время жил в Соловецком монастыре. Белый соотносит фигуру Добролюбова с героем некрасовского стихотворения "Влас" (1854), мужиком-грешником, который имел "видение" и во исполнение своего обета раздал имущество и сделался странником.
       9 Вскоре Белый опишет уход и смерть Л. Толстого именно как религиозное действо (см. Белый А. Трагедия творчества: Достоевский и Толстой. -- Наст. изд.).
       10 Имеется в виду глава "Буди, буди!" из "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского (ч. 1, кн. 2, гл. V), где старец Зосима утверждает неизбежность преображения христианского общества "во единую вселенскую и владычествующую церковь".
       11 Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова "Что ни год, уменьшаются силы" (1861). Белый взял это стихотворение эпиграфом к своей книге стихов "Пепел" (1909).
       12 Неточная цитата из "Бесов" Ф. М. Достоевского (ч. 2, гл. 6). В романе -- "От Смоленска до Ташкента".
       13 "град новый" -- Откр. 21.
       14 "De la musique avant tout" (франц.) -- "о музыке прежде всего". Из стихотворения П. Вердена "Art poИtique" ("Искусство поэзии"). Один из девизов символизма.
       15 Разумеется, в 1907 г. Белый не мог предвидеть, какие социально-культурные последствия вызовет в России ренессансно-романтический культ личности, наложившись на отечественную харизматическую и эсхатологическую духовно-историческую почву.
       16 В рассказе Л. Андреева "Призраки" (1904) речь идет о пациентах сумасшедшего дома с их раздвоенным сознанием.
       17 "Перун" -- сборник стихов С. М. Городецкого (1907), где широко использованы мотивы славянской языческой мифологии. "Декадентов-народников" Белый соотносит с немецким ученым и писателем XVIII в. И. Гердером, много внимания уделявшим собиранию и изучению песен народов мира, видевшим в фольклоре воплощение поэтически выраженного национального духа.
       18 Ф. Ницше относился к творчеству Достоевского с большим интересом и уважением; характерный отзыв его о русском писателе приводит Л. Шестов в своей книге "Достоевский и Ницше": "Достоевский -- это единственный психолог, у которого я мог кое-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни" (см.: Шестов Л. Собр. соч. в 6-ти т., т. 3. Спб., 1911, с. 23).
       19 "Мелкий бес" (1905) -- роман Ф. К. Сологуба: "Истлевающие личины" -- книга рассказов того же автора (М., 1907). См. ниже статью "Ф. Сологуб".
       20 "невоскресший Христос" -- Белый имеет в виду стихотворение Блока "Ты отошла, и я в пустыне..." (1907).
       Сближение блоковской Прекрасной Дамы и хлыстовской Богородицы приводится Белым на основании веры сторонников хлыстовских сект в возможность прямого воплощения Святого Духа в конкретных людях, которые становятся, таким образом, "христами" и "богородицами". Близкую к хлыстовству секту "голубей" Белый описал в своем романе "Серебряный голубь".
       21 Источник приведенного Белым высказывания А. А. Блока о Ницше не ясен; другие замечания поэта свидетельствуют о его глубоком интересе к личности немецкого философа. В письме к матери 22 октября 1910 г. читаем: "Читал Ницше, который мне очень близок".
       22 "Антихрист. Проклятие христианству" -- одна из последних книг Ф. Ницше (изд. 1895).
       23 Речь идет о романной трилогии Д. С. Мережковского "Христос и Антихрист": Ч. 1 -- "Отверженный" [Смерть богов" ("Юлиан Отступник"), 1896]; Ч. 2 -- "Воскресшие боги" ("Леонардо да Винчи", 1901); Ч. 3 -- "Антихрист" ("Петр и Алексей", 1905).
       24 См. примеч. 14 к данной статье.
     

    ГОГОЛЬ
      
       Впервые: "Весы", 1909, No 4.
       Вдохновенный гимн Гоголю как величайшему стилисту русского и европейского искусства. Значение Гоголя А. Белый видит прежде всего в том, что гоголевское словесное мастерство ("ряд технических фокусов") выражало вместе с тем "экстаз души живой" (с. 315). В качестве руководства на духовном пути автор "Луга зеленого" рекомендует Гоголю древние рукописи Востока и фолианты Я. Бёме, т. е. свои собственные мистические авторитеты. Парадокс истории проявляется здесь в том, что ученик-символист "отмечает ошибки" христианина-учителя, как бы претендуя на роль второго отца Матвея, на этот раз оккультного. Третий раздел этой статьи -- о слоге Гоголя -- получил свое непосредственное продолжение в книге Белого "Мастерство Гоголя" (М., 1934).
       В тексте статьи Белый неоднократно цитирует различные произведения Гоголя. Из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 --1832): "Майская ночь, или Утопленница"; "Заколдованное место"; "Пропавшая грамота"; "Страшная месть"; "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". Из сборника "Миргород" (1835): "Старосветские помещики"; "Вий"; "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"; "Записки сумасшедшего" (1835); "Тяжба" (сцена из неосуществленной комедии -- "Владимир 3-ей степени" (1840); "Мертвые души" (1842--1852). "Размышление "pro domo sua" по поводу ненаписанной драмы", "Наброски драмы из украинской истории". -- См.: Гоголь Н. В. Поли собр. соч. в 14-ти т., т. 5. М., 1949, с. 199).
      
       1 "pro domo sua" (латин.) -- по поводу себя, для себя, в свою пользу.
       2 В тексте подлинника опечатка. У Гоголя фамилия Ивана Ивановича -- Перерепенко (см. "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем").
       3 См. примеч. 11 к статье "Настоящее и будущее русской литературы".
       4 Гоголь Н. В. Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" одному литератору (25 мая 1836 г.).
       5 Имеется в виду знаменитая статья К. С. Аксакова "Несколько слов о поэме Гоголя "Похождения Чичикова, или Мертвые души"" (1842), где гоголевская поэма сравнивалась с гомеровским эпосом по свойственной им обеим глубине и простому величию (см.: Аксаков К. С. Указ. соч. -- В кн.: Русская эстетика и критика 40-х -- 50-х годов XIX века. М., 1982, с. 44).
       6 "Избавь нас от беса полуденна" -- Пс. 90:6. В христианской литературе образ "беса полуденного" предстает в качестве одного из самых страшных врагов человеческой души, нападающего на нее около полдня через "уныние и тоску сердечную" (см. Добротолюбие. Т. 2. М., 1895, с. 67).
       7 Пан -- в греческой мифологии одно из хтонических божеств. Сын нимфы Дриопы и Гермеса, божество стад, лесов и полей. Раннее христианство причисляло Пана к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным".
       8 По-видимому, имеется в виду Серафим Саровский (см. примеч. 113 к статье "Эмблематика смысла").
       9 См. примеч. 6 к статье "Настоящее и будущее русской литературы".
       10 См. примеч. 75--76 к статье "Эмблематика смысла".
       11 Геката -- в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Ее сопровождала свора собак или волков.
     

    ЧЕХОВ
      
       Впервые: "Весы", 1904, No 8.
       Сжатое изложение символистской концепции творчества Чехова, суть которой состоит в переходе от трактовки переживания как истинной реальности к истолкованию чеховских образов как совершенной символической формы этой реальности. В 1904 г. -- году смерти Чехова -- А. Белый написал ряд заметок и рецензий о его творчестве и постановке его пьес на сцене. В 1907 г. в статье "А. П. Чехов" Белый заявил, что Чехов "исчерпал реализм" (см. "Арабески" -- наст, изд., т. 2, с. 361).
      
       1 Из стихотворения К. Д. Бальмонта "Жизнь наша" (1908).
       2 contradictio in adjecto (латин.) -- противоречие в определении.
       3 гиератичность (иератизм) в живописи -- обусловленная религиозно-каноническими требованиями торжественная застылость и отвлеченность изображения человеческих фигур.
       4 "Три года" -- повесть А. П. Чехова (1895).
     

    МЕРЕЖКОВСКИЙ
      
       Впервые: "Весы", 1908, No 1 (под заглавием "Трилогия Мережковского").
       Статья дает представление о восприятии А. Белым религиозного схематизма Д. С. Мережковского. Если для "нового религиозного сознания" Мережковского было характерно раздвоение (и даже, как показывает Белый, "расчетверение" божественной природы мироздания), то для интегрального символизма Белого более значима эмблема круга, точнее, ряда концентрических кругов, каждый из которых имеет общий центр, составляя с другими, таким образом, нераздельное -- хотя до поры и неслиянное -- целое. Исходя из этой коренной интуиции, Белый стремится превозмочь манихейский дуализм религиозного мышления Мережковского, хотя собственных теоретических средств для этого у него явно недостаточно.
      
       1 Имеется в виду книга Д. С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский": т. 1 -- "Жизнь и творчество"; т. 2 -- "Религия" (1901--1902).
       2 Белый излагает основную идею исторической трилогии Мережковского "Христос и Антихрист" (1896--1905).
       3 Тифон -- в древнегреческой мифологии стоголовое огнедышащее чудовище, побежденное Зевсом, который навалил на него гору Этну, Ариман (Ахриман) -- в иранской мифологии верховное божество зла.
       4 См. примеч. 23 к статье "Настоящее и будущее русской литературы".
       5 "венецейский истукан" -- в трилогии Мережковского античная статуя Венеры (Венус), фигурирующая во всех трех романах.
       6 Из стихотворения А. С. Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный" (1835).
       7 "Гоголь и Черт" и "Грядущий Хам" опубликованы в 1906 г. Не ясно, что имеется в виду под "драматической трилогией". В 1908 г. была написана пьеса "Павел I"; историческая тема в драматургии продолжена Мережковским гораздо позднее -- в 1920 г. ("Царевич Алексей").
       8 Имеется в виду статья Мережковского "Последний святой" (в сб.: Мережковский Д. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. Спб., 1908); одно из самых резких его полемических выступлений против исторического православия.
     

    Ф. СОЛОГУБ
      
       Впервые: "Весы", 1908, No 3 (под заглавием "Далай-лама из Сапожка").
       Творчество Ф. К. Сологуба рассмотрено здесь сквозь призму "большого символа", в кругозоре которого смерти нет, а недотыкомки, Передоновы и прочие мелкие бесы (носители ее) -- лишь мнимые величины. Таким образом. Белый одновременно превозносит Сологуба как громадного художника и развенчивает его нигилизм как своего рода мистификацию, дающую торжеству жизни "доказательство от противного".
       Белый неоднократно цитирует произведения Сологуба: роман "Мелкий бес" -- по первому изданию (Спб., 1907); рассказы из сборников "Жало смерти" (М., 1904) -- "Жало смерти", "Земле -- земное", "Красота", "Утешение", "Баранчик"; "Истлевающие личины" (М., 1907) -- "Призывающий Зверя", "Два Готика", "В плену", "Январский рассказ"; "Книга разлук" (Спб., 1908) -- "В толпе", "Смерть по объявлению".
      
       1 Недотыкомка -- ирреальное существо, являющееся герою романа "Мелкий бес" Передонову. Ёлкич -- сказочный лесной человечек в "Январском рассказе".
       2 "Лейбницева монада" -- см. примеч. 68 к статье "Эмблематика смысла". Боскович -- Р. И. (Бошкович), хорват по происхождению, математик, астроном и философ, автор учения о динамическом атомизме.
       3 "Победа смерти" -- пьеса, посвященная Сологубом памяти умершей сестры. Поставлена впервые в 1907 г. В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской.
       4 Откр. 20:14; 21:15.
     

    БРЮСОВ
      
       Впервые: "Свободная молва", 1908, 29 янв. (вторая часть статьи перепечатана в "Луге зеленом" с сокращениями).
       Состоящий из двух частей очерк о Валерии Брюсове принадлежит к наиболее противоречивым критическим выступлениям А. Белого. С одной стороны -- восхищение Брюсовым как "первым из современных русских поэтов" (с. 350); с другой -- скрытое осуждение его демонизма и магизма как в творческом, так и в личном плане. Самому Белому был, несомненно, близок нарисованный в данной статье ослепительный образ Брюсова-поэта, стоящего перед роковым выбором своего "Я" -- "с богом, или в Боге" (с. 353). О своих непростых отношениях с Брюсовым Белый подробно рассказал впоследствии в воспоминаниях ("Начало века", "Между двух революций"). См. также переписку Белого с Брюсовым в "Литературном наследстве" (т. 85. М., 1976).
      
       1 "Русские символисты" -- три стихотворных сборника поэтов-символистов, выпущенных в 1894--1895 гг. В. Брюсовым. Там были опубликованы его ранние произведения. В 1900 г. Брюсов писал об этом ("По поводу сборников "Русские символисты"):
      
       Мне помнятся и книги эти,
       Как в полусне недавний день;
       Мы были дерзки, были дети,
       Нам все: казалось в ярком свете...
       Теперь в душе и тишь и тень.
       Далеко первая ступень.
       Пять беглых лет -- как пять столетий.
      
       "Венок" ("Stephanos"), книга стихов Брюсова (1906).
       2 "Tertia vigilia" (1900) и "Urbi et orbi" (1903) -- книги стихов Брюсова.
       3 "Царство божие восхищается силой" -- См.: Мтф. 11:12.
       4 Из стихотворения "Ранняя осень" (1905).
       5 Из стихотворения "Тишина" (1905).
       6 Из стихотворения "Желтым шелком, желтым шелком" (цикл "На Сайме", 1905).
       7 Из стихотворения "К олимпийцам" (1904).
       8 Из стихотворения "В застенке" (1904).
       9 Из стихотворения "Орфей и Эвридика" (1903--1904).
       10 Из стихотворения "Видение крыльев" (1904).
       11 Из стихотворения "Молния" (1904).
       12 Из стихотворения "Кубок" (1905).
       13 "Скорпион" -- книгоиздательство, созданное в 1899 г. С. А. Поляковым; существовало до 1916 г. Брюсов был одним из инициаторов его создания и руководителей. "Скорпион" широко издавал новейшую западноевропейскую литературу, книги русских символистов и др.
       14 Из стихотворения "И снова ты, и снова ты" (1900, сб. "Tertia vigilia").
       15 Из стихотворения Ф. И. Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной?" (1836).
       16 M. А. Врубель писал портрет Брюсова весной 1906 г. Эти сеансы Брюсов упоминает в своем "Дневнике" и описывает в очерке "Последняя работа Врубеля" (Брюсов В. За моим окном. М., 1913). Портрет хранится в Государственной Третьяковской галерее.
       17 См.: Откр. 21:16.
     

    БАЛЬМОНТ
      
       Впервые: "Весы", 1904, No 3 (под заглавием "К. Д. Бальмонт").
       В двухчастном очерке творчества К. Д. Бальмонта А. Белый выступает как суровый критик "искусства для искусства" даже в самых утонченных его проявлениях. Печальная судьба Бальмонта -- гордо расхаживать по салону среди модернисток, старающихся быть похожими на цветы (см. с. 372) -- есть, по Белому, расплата чистого эстетизма, время которого прошло и которому не остается ничего другого, как впасть в дурную бесконечность стилизаций. В этом смысле творчество Бальмонта знаменует переход к типу "горячей" культуры (по выражению К. Леви-Стросса), которая постоянно играет со своими базовыми ценностями и потому по сути оказывается холоднее "холодных" псевдоклассических культур, упорно сохраняющих свое самотождество. Поэзия Бальмонта -- это классика в свете авангарда, дающая основание автору "Луга зеленого" произнести свое суждение: "Не верю" (с. 371).
      
       1 "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898) -- книги стихов К. Д. Бальмонта.
       2 "Горящие здания" -- книга стихов Бальмонта, вышедшая в 1900 г.
       3 "Только любовь" -- книга стихов, вышедшая в 1903 г. В подзаголовке названа "Семицветником".
       4 Здесь и далее Белый часто дает не точные цитаты из Бальмонта, а собственные перифразы строчек его стихов. Ср.: "мировой, закатный рубин" -- "Так ты одно царишь над миром, солнце. // О мировой закатный наш рубин!" ("Гимн солнцу", стихотв. шестое -- в сб. "Только любовь"),
       5 Источник цитаты не установлен.
       6 Из стихотворения "Солнечный луч" (1903): "Свой мозг пронзил я солнечным лучом".
       7 Тор -- в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь -- защитник богов и людей от великанов и чудовищ.
       8 Из стихотворного Вступления к книге стихов "Будем как солнце" (1902).
       9 Из стихотворения "Далеким близким" (1903).
       10 Источник цитаты не установлен.
       11 Из стихотворения "Прости!" (1898).
       12 Под дурной, или отрицательной, бесконечностью Гегель понимал безграничное увеличение какого-либо количества. "Слишком длительное рассматривание этого бесконечного процесса скучно потому, что здесь повторяется одно и то же. Сначала ставят границу, затем переступают ее, и так до бесконечности" (см.: Гегель. Соч. Т. 1. М.--Л., 1930, с. 161). Образом истинной бесконечности, согласно Гегелю, является круг, законченный внутри себя и не имеющий ни конца, ни начала.
       13 Из стихотворения "Безглагольность" (1903).
       14 Дармакирти (Дхармакирти) --философ-буддист, приверженец учения йогачары (см. примеч. 75--76 к статье "Эмблематика смысла"), живший в VII в. В библиотеке Белого имелась книга: Щерват-ская Ф. И. Теория "познания и логика по учению позднейших буддистов. Учебник логики Дармакирти и толкование на него Дармотарри. Ч. 1. Спб., 1903.
       15 "Переломаны кости. Хрустят [...]
       О, ручьи, говорят, говорят!" -- "В застенке" (1903).
       16 Э. Берн-Джонс, английский живописец и график, принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов.
       17 "Литургия красоты" -- книга стихов Бальмонта (1905).
       18 "Жар-Птица" -- книга стихов (1906) с подзаголовком "Свирель славянина", где Бальмонт использует русские фольклорные мотивы.
     

    АПОКАЛИПСИС В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
      
       Впервые: "Весы", 1905, No 4.
       Многоплановая статья, служащая, по замыслу Белого, завершением -- своего рода "символом веры" -- книги "Луг зеленый". Русская поэзия предстает здесь в лице своих гениев как предвестие апокалипсиса, залог религии будущего, ее начало и конец. Характеристики отдельных поэтов и схемы отношений между ними, выстраиваемые Белым, могут быть оспорены, однако в главном автор "Луга зеленого" остается верным себе: "...цель поэзии -- найти лик музы, выразив в этом лике мировое единство вселенской истины. Цель религии -- воплотить это единство" (с. 380). Таким образом, в эстетических сочинениях символистского периода Белый выступает именно как неоромантик, последователь раннего Шеллинга, для которого искусство являлось "органоном" богообщения и миропонимания. Наряду с этим вся статья пронизана отблеском личности Владимира Соловьева, имевшего личный опыт встреч с "Женой, облеченной в солнце" и предварившего, таким образом, заветные чаяния будущего вождя русского символизма. Статья явилась поводом для полемики между Брюсовым и Белым ("Весы", 1905, No 5, 6).
      
       1 В эпиграф Белый вынес первое слово стихотворения В. С. Соловьева "Панмонголизм" (1894) и слова из стихотворения А. А. Блока "Предчувствую тебя. Года проходят мимо" (1901):
       2 Лекция Вл. Соловьева о конце всемирной истории, куда тематически вошла и упоминаемая ниже "Краткая повесть об антихристе", была прочитана им в Петербурге в марте 1900 г.
       3 Книга "Песни Песней" Соломона -- одна из книг Ветхого завета; "Жена, облеченная в солнце" -- образ Апокалипсиса (Откр. 12:1).
       4 Строка из стихотворения Соловьева "Бедный друг, истомил тебя путь" (1887).
       5 "Три разговора" и примыкающая к ним "Краткая повесть об антихристе" (1900) -- написанные незадолго до смерти Вл. Соловьева философские произведения эсхатологического характера.
       6 Речь идет о знаменитом извержении вулкана Монтань-Пеле (Мон-Пеле) на острове Мартиника в 1902 г.
       7 Эти слова, сказанные в 1905 г., перекликаются с пророчески-поэтической формулой Белого 1921 г.:
      
       Мир -- рвался в опытах Кюри
       Атомной, лопнувшею бомбой
       На электронные струи
       Невоплощенной гекатомбой.
       ("Первое свидание"; 1921)
      
       8 Имеется в виду брошюра: Нодо Л. Они не знали... (Ils ne savaient pas...). Письма военного корреспондента газеты "Le Journal" о русской армии в кампании 1904 г. М., 1905.
       9 "Красный смех" (1904) -- рассказ Л. Андреева, обличающий ужасы войны.
       10 Белый дает контаминацию отдельных фраз из брошюры Л. Нодо (с. 5--6, 25, 28).
       11 Брунгильда (Брюнхильда) -- в германо-скандинавской мифологии и эпосе дева-богиня, воительница; Фафнер (Фафнир) -- в скандинавской мифологии и эпосе дракон, стерегущий чудесный клад и побежденный Сигурдом-Зигфридом.
       12 Неточная цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева "Как сладко дремлет сад темно-зеленый" (1836).
       13 Неточная цитата (первая строка должна читаться: "Ты скажешь: ветреная Геба") из стихотворения Тютчева "Весенняя гроза" (1828).
       14 Из стихотворения В. Я. Брюсова "Папоротник" (1900).
       15 Из стихотворения Тютчева "Эти бедные селенья" (1855).
       16 Из стихотворения Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной?" (1836).
       17 Намек на евангельский эпизод исцеления бесноватого -- см.: Лука, 8:26--31.
       18 Из стихотворения Брюсова "Искушение" (1902).
       19 См.: Откр. 17:1--7.
       20 Имеется в виду одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова (1841).
       21 "Сказка для детей" -- стихотворение Лермонтова (1839).
       22 Неточная цитата из стихотворения А. А. Фета "Певице" (1857).
       23 Из поэмы Вл. Соловьева "Три свидания" (1898).
       24 См. об этом, в частности: Иванов В. И. По звездам. Опыты философские, эстетические и критические. Спб., 1909.
       25 Из стихотворения Брюсова "Царица" (1901).
       Из стихотворения Блока "Ты свята, но я тебе не верю" (цикл "Religio", 1902).
       27 Неточная цитата из стихотворения Блока (цикл "Молитвы", молитва четвертая, "Ночная"; 1904).
       28 Белый имеет в виду рассказ Э.-А. По. "Маска Красной смерти" (1842).
       29 Из стихотворения Блока "Вот он, ряд гробовых ступеней" (1904).


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru