Андрей БЕЛЫЙ Неославянофильство и западничество в современной русской философской мысли
|
Страница 1 из 2 символизм в России I Покойный Владимир Сергеевич Соловьев выставил когда-то лозунг самоопределения русской философской мысли: вопрос о том, быть ли ей национальной или вненациональной, русской или западной, -- он решил в сторону Запада. Западноевропейская мысль развивалась в борьбе со схоластическим догматизмом; в такой догматизм впала, естественно, религиозная философия; лозунг философии Запада есть мысль об ее автономном развитии. "Если наша философская мысль обнаруживает теперь мистическое направление, -- пишет Соловьев в "Национальном вопросе", -- то она, наверное, никаких плодов не принесет". Нам чрезвычайно ценно заявление философа-мистика о необходимости автономного философского развития; сам он стоял на той точке зрения, что путем освобождения от извне привнесенной мистики философская мысль чисто рациональным путем приходит к осознанию свой деятельности как проявления Божественного Логоса. Связь философии с религией устанавливает он не путем внешнего насилия, совершаемого над ratio, а путем рационального осознания самого ratio как части Логоса; всякое иррациональное суждение о задачах и судьбах философии, на основании желания ее видеть иррациональной, ему должно было претить. Присягновение русской философской мысли традиции Запада вовсе не есть закрепление ее как русской мысли чуждыми формами. Единственная традиция западной философии есть основное убеждение самых разнообразных представителей ее течений (все равно -- метафизиков, позитивистов, идеалистов) в самостоятельности задач самой философии, независимо от смежных дисциплин познания и творчества.
Говорить о самобытности русской философии и противополагать западной -- значит противополагать автономии гетерономию, независимости -- зависимость. Нет ни немецкой, ни русской философии; есть только философия; самобытность -- в приеме обоснования, а не в самом обосновании.
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 [Следующая] > [Последняя] >> |