Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Урок Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина


3 урок. СКАЗКИ ПУШКИНА И ТЕАТР, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА.

Цель: Показать взаимопроникновение видов искусства; учить учеников “читать” картины, слушать музыку, видеть сказку.

Ход урока.

1. Проверка д/задания.

Читаются лучшие работы: “Традиции и новаторство в сказке А.С. Пушкина “О царе Салтане”. Одна работа прилагается к конспекту.

   1. Сказки Пушкина и театр.

1) – Почему все сказки Пушкина инсценированы?

(Первое, что отличает пушкинские сказки от народных и что сразу бросается в глаза, это их удивительное картинность и даже, театральность. Пушкин вводит театральность в плоть самой сказки, рассчитывает на творческое воображение читателей.)

2) Дается краткая рецензия на спектакли, поставленные школьным драмкружком, по сказкам Пушкина.

3) Представьте, что вы являетесь сценаристами. Какую бы ремарку написали к 1 действию “Сказки о попе…”?

(Провинциальный городок, на холме – милая нарядная церквушка, рядом – особнячок, аляповатые беседки, утонувшие в зарослях сирени.

А внизу – площадь, шумная, ярмарочная.

Посередине площади, по шатким деревянным мосткам, сквозь которые пробиваются лопухи и одуванчики, торжественно шествует поп со своею свитою). Цитируется сказка.

4) К какой сказке написана эта ремарка?

( Великолепной красоты деревянный терем с крылечками, светелками, лестницами, лесенками, затейливыми флюгерами, расписными наличниками. Стоит это волшебное “у самого синего моря”, на зеленом косогоре. На лужайку перед теремом выплывает “барыня- сударыня- дворянка”. Лицо у ней препротивное: злющее, жадное, властное).

Цитируется сказка.

5) В сценарий какой сказки можно ввести следующее: “Пышки, пышки, подходите, ребятишки, подтяните штанишки”, “У нашего Якова товара всякого: шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селедочные кадушки… Есть старые башмаки, пожалуйте, молодые и старушки!”

Почему? (Раешный стих, что характерно для “Сказки о попе…” Можно включить в сценку “Пошёл поп по базару…”)

ІІІ. Сказки Пушкина, живопись, музыка.

   1. Сказки Пушкина раздвинули жанровые границы: в чистом виде сказочного жанра у поэта нет. Он клонится то к басне, то к притче, то к поэме.

    (Ученики называют сказку – басню, сказку-притчу, сказку-поэму).

Эта особенность понравилась художникам, композиторам: есть где разгуляться воображению. Перед вами обложка к “Сказке о царе Салтане”… А.С. Пушкина. 1904г. и обложка к “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина, 1905г. художник Билибин. Что вам напоминают эти обложки? (Эскиз к великолепному театральному занавесу, обещающему зрителю тысячи чудес).

- Это действительно так. Билибин делает формат горизонтальным, стремится к тому, чтобы книга больше походила на театральный эскиз, афишу, отдельный графический лист. Как Пушкин раздвигает жанровые границы сказки, так Билибин - границы книжного искусства.

Показываются акварели “Торговые гости у Салтана”, “Пир”.

Доказать, что эти иллюстрации театрализованы. Сообщение ученика.

(В акварели, иллюстрирующей прием Салтаном корабельщиков, пространство “сцены” перспективно уходит в глубину, а на переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим, так, чтобы не столько царю, сколько нам удобно было их рассматривать, выдвигаются на середину сцены. Парчовые, бархатные их наряды, крупный орнамент драгоценных тканей превращают передний план в какой-то движущийся ковер.

Ещё в большей степени театрализована иллюстрация к заключительной сцене пира. Её центром является плоскость изразцового пола царской трапезной. Сходящимися в глубину линиями стоят стрельцы с бердышами. Задний план замыкается вышитой скатертью, столом, за которым сидит вся царская семья. Внимание привлекает только сидящий на полу и играющий с кошкой боярин. Возможно, это образ рассказчика, который заключает сказку традиционной концовкой.

Я там был: мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)

2. Билибин ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки. Обладая незаурядным талантом театрального художника, он оформляет оперу Н.А. Римского-Корсакова “Царь Салтан”. Образы оперы, её волшебная музыка произвели большое впечатление на художника. В музыку Римского-Корсакова вплетено множество самых различных мелодий. Он добивается небывалых по яркости и оригинальности музыкальных эффектов. Музыка оперы очень картинная и наглядная. Недаром современники утверждают, что Римский-Корсаков пишет “зримую музыку”.

Итак, ласковый юмор, лирическая теплота, “эпическая наивность”, волшебный добрый мир… Литература, живопись, музыка… Средства разные, а цель одна – высокая нравственная идея: вечная проблема добра и зла, человеческое общество и семья, окружающий мир и человек.

3. Исполняются музыкальные сцены из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Ученики по характеру музыки узнают эпизод сказки (3 музыкальных отрывка).

4. – Как утверждают исследователи, характеры в сказке Пушкина глубже, чем в иллюстрациях Билибина. Для поэта важна внутренняя жизнь любимых героев, только уж потом их внешняя характерность. А Билибин – декоратор (главную роль в спектакле будут играть артисты), для иллюстрирования сказки, где художник “играет” и за обстановку, и за героев, и за гениального автора, этого мало.

Но вот 15 октября 1906 года наиболее близкий по духу Билибину композитор Н.А. Римский-Корсаков записывает первые такты новой оперы “Золотой петушок”, а в августе 1907 года каждый из них – и художник, и композитор – заканчивают свои шедевры: цикл иллюстраций и оперу на сюжеты последней сказки Пушкина. И художник, и композитор в данном случае обратились к Пушкину вполне самостоятельно.

Уникальный случай: и поэт, и художник, и композитор задаются одним и тем же вопросом: могущество нравственных законов, подвластность их “сильным мира сего”.

Чтобы понять акварели художника, нужно хорошо знать самому сказку Пушкина, так мало похожую на предыдущие сказки поэта: в ней много неопределенного, двусмысленного.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,-

начинается сказка, и далее до последней строчки мы так толком и не поймем - вымысел ли всё это, сказка или быль?

Что общего в характере петушка, Звездочета, Шамаханской царицы?

(Они бесхарактерны, в образах нет красок: петушок смахивает на механическую птицу, речь Звездочета – техническая инструкция, а Шамаханскую царицу Римский-Корсаков назвал “загадкой без разгадки”).

- А как показаны подданные царя: воины, народ, приближенные?

( Они особенно обезличены, ясно только одно: никакой искренней любви к царю никто из них не испытывает и соучаствовать в его делах не стремится).

5. Показываются иллюстрации Билибина “Звездочет перед Дадоном”, “Пробуждение Дадона”, “Дадоново войско”, “Царь Дадон перед Шамаханской царицей”, “Дадон убивает звездочета”.

Доказать, что подход к героям сказки у Билибина пушкинский.

(Большинство персонажей обезличены. Глядя на выходящую из шатра царицу, мы узнаем о ней больше, чем от самого Пушкина. Сыновья Дадона убиты, царь в ужасе, появляется царица, а рать у Билибина, как и Пушкина, никак не реагирует, стоит стеной).

- Но кто же все-таки описан ярко, сочно?

(Как и у Пушкина, у Билибина совершенно живой человек – царь Дадон. Особенно ярко охарактеризован он в акварели “Дадон перед Шамаханской царицей”. Фигура нарисована со спины, но художник сумел передать и потрясшее его горе, и удивление царицей, и даже восхищение, которое вот-вот его охватит. Этот человек руководствуется только секундными прихотями. Он мгновенно забывает смерть сыновей, нарушает собственное обещание и , наконец, убивает Звездочета. “Моему ндраву не препятствуй” - вот его кредо).

- Да, сквозь его черты просматривается “ндрав” реального царя, который тоже не сдержал слова, данного самому Пушкину, который муштровал подданных, был неравнодушен к чарам красавиц. Страшен такой человек, как Дадон, и стократ страшен. Почему?

(Он царь, его прихоти становятся законом для других).

- Римский-Корсаков пришел к мысли о создании оперы на сюжет “Сказки о золотом петушке” на несколько месяцев позднее. И художник, и композитор свой сарказм, сатиру направляют на российскую монархию. “Дадона, надеюсь, осрамить окончательно”,- заявлял Римский-Корсаков. Не удалось композитору увидеть постановку своей последней оперы при жизни. Только после его смерти, 24 сентября 1909 года, в частном театре Зимина состоялась премьера “крамольной оперы” в оформлении Билибина.

6. Слушается финальный хор оперы. Какое настроение вызывает эта музыка?

(Жуткая неопределенность, тревожно звучит предостерегающий крик петушка).

7. Почему таков финал? Ведь “царь умолк”, покончено с его слепой властью?

( Сказка Пушкина особая: в ней “порок наказан”, но “добродетель” не торжествует. Более того, носителей добродетели в “Сказке о золотом петушке” нет вообще).

8. Таким образом, иллюстрации Билибина, музыка Римского-Корсакова помогают еще глубже понять пушкинский текст: всякий деспотизм порождает психологию духовного рабства. “Что даст новая заря?” - звучит вопрос в финале оперы. И этот вопрос не только о настоящем, но и о будущем России.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru