Маркова История мировой культуры КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Оглавление
Маркова История мировой культуры КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13


СТРАНЫ  ВОСТОКА
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

История Византии как самостоятельного государства (395—1453) началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь1, основанный в 324 г. императором Константином (ок. 285—337). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей.
Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т. е. Римской империей, а Константинополь — Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.


15.1. ОСОБЕННОСТИ
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИИ

В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическими, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.
Территория Византии
и особенности экономики
В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Такое географическое положение предопределило связь Византийской цивилизации с двумя различными мирами — Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути — сухопутный и морской «шелковый путь» в Китай и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря. Персидскому заливу и Индийскому океану.
Устояв от нашествия варваров, Византия получила в наследство от Рима немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми городами. Провинция Византии на Балканах — Фракия, а также Египет были главными житницами империи, их называли хлебной кладовой. На востоке, в Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, высоко было развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Поэтому Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми. В Византии развивались ремесла, которых тогда не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Здесь было меньше рабов, больше свободных крестьян, чем в Западной Европе, что обусловило меньшее истощение земли, более высокие урожаи.
Роль городов
и населения
В Византии сохранились оживленные и многолюдные города, являвшиеся культурными центрами. В IV—V вв. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (европейская часть). Крупные городские центры Византии сохранили внешний облик античного города. Они имели четкую планировку улиц с портиками и площадями, украшенными античными статуями.
Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. Уже в VI в. он превратился в крупнейший торгово-ремесленный центр, который современники называли «огромной мастерской роскоши», «мастерской вселенной». В Константинопольский порт постоянно прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Византийское купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице Византии осуществлялось широкое строительство светских зданий, зрелищных сооружений, а также храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а в первой половине VI в. — 375 тыс., т. е. столько же, сколько в Риме. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.
Население Византии, достигавшее примерно 30—35 млн. человек, состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов, греков. Многие народы, особенно в восточных провинциях, прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Но постепенно в Византии складывается основное этническое греческое ядро — греки, бывшие самой многочисленной народностью империи. Хотя римлян проживало в Византии немного, государственным языком до VII в. был латинский язык, а с VII в. — греческий.
Этапы развития государства
За тысячелетнюю историю Византия эволюционировала в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному, который окончательно утвердился в IX—XI вв. Переход к феодализму происходил в Византии медленнее, чем в Западной Европе, что объяснялось влиянием как внутренних, так и внешних причин. В IV—VI вв. рабство было еще распространено в Византии, хотя формы эксплуатации рабов уже изменились: рабам стали давать землю, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, увеличивалось число рабов, отпущенных на волю. В VII—IX вв. развитие феодализма в Византии приобрело синтезные черты, что было обусловлено ролью славянских племен. Под влиянием расселения славян основной ячейкой хозяйственной жизни Византии стала сельская община. Труд рабов и колонов1 постепенно заменялся трудом зависимых крестьян. Х—XII вв. стали периодом утверждения феодальных отношений, утверждения крупной феодальной частной собственности. В то же время феодализм в Византии существенно отличался от западноевропейского — здесь важную роль играло государство. Оно контролировало количество земли, находящейся в собственности феодала, имело право ее конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Положение изменилось в XIII—XV вв., когда
Византия распалась на части и мощь государства была подорвана. В это время возросла роль феодальной аристократии, укрепились позиции крупной частной земельной собственности, функции государственной власти на местах перешли к феодалам.
Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V—VI вв.), Болгарского царства, существовавшего в VII — начале XI вв.; испытывала территориальные претензии могущественного противника на Востоке — Ирана, с  которым  шла  длительная  кровопролитная война  в  VI в. за  торговые  пути. В  истории  Византии VII в. был  трагическим
Византия и соседи. Конец Византийской империи
— арабские племена, создавшие свою государственность и объединенные новой религией — мусульманством, захватили Сирию, Палестину, Северную Африку. В это время территория Византийской империи сократилась втрое. В IX в. Византии удалось восстановиться как сильной централизованной империи, которой она осталась до XIII в., когда начался ее закат. В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами, империя вновь распалась на части. Несмотря на восстановление единства империи во второй половине XIII в., государственная власть на этом историческом этапе не смогла противостоять феодальному сепаратизму. Византия в XIV—XV вв. все больше дробилась на уделы. Империя слабела. Армия сокращалась. В 1453 г. турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю. Византийская империя прекратила свое существование.


15.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО ВИЗАНТИИ
Культ императорской власти

Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов.
Император имел практически неограниченную власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначая на должности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью страны осуществляли сановники императора. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен весь ритуал дворцовой жизни. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа — в качестве его символа на сиденье возлагали крест.
Несмотря на восприятие императора как подобия Отца Небесного, судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый из них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Непрочность положения императора усугублялась тем, что в Византии царская власть не передавалась длительное время по наследству. Неугодных императоров смещали. Формально император выбирался армией и народом. В Х в. изменился обряд вступления на престол — раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны — храме святой Софии. С этого периода император нарекался василевсом, т. е. царем, а также автократом (самодержцем).
Византийцы признавали империю наиболее совершенной формой государственного устройства, и идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.
Влияние церкви
Второй крупной силой в Византии была церковь. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.
Несмотря на то, что в Византии христианство было признано в IV в. государственной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревне даже в XII в. продолжал существовать культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331—363), философ, храбрый полководец. Хотя он и получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность язычеству, реформировав его на основе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его Отступником.
Утверждение христианства встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен Серапиум — центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370—415). Было запрещено проведение Олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии.
В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. По мнению церковников, человек должен был постичь содержание Священного писания в неприкосновенности и сохранить данные ему Божественные истины, не менять их значения и не изобретать новых. В то же время во мнениях не было единообразия — богословы и еретики понимали Священное писание по-разному, а поэтому духовная жизнь Средних веков представляла собой поле битвы, где люди отстаивали свою трактовку любой фразы из Писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На Вселенских соборах речь шла о правомерности или неправомерности учений. От членов общины требовалось соблюдение обрядов и признание церковных догматов. Страстные споры разгорелись вокруг главного догмата христианства — о единой и неделимой Троице, включающей Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Особенно волновал людей того времени вопрос о природе Христа. Бог он или человек?
В христологических спорах мнения участвующих постоянно расходились, менялись. На Эфесском (431) и Халкидонском (451) соборах победило мнение, которое пыталось обосновать миф о земной жизни Христа.
С течением времени возрастали противоречия между западной (католической) и восточной (православной) церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол (схизма), вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отъединилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии — Россия.
15.3.    ПЕРИОД
РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX—Х вв. Византийское искусство, как и культура других стран средневековых государств, представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.
Образование
Поскольку Восточно-Римская империя в IV—V вв. не подверглась нашествиям варваров, ее старые центры античной науки уцелели — Афины, Александрия, Бейрут,
Газа; были созданы и новые. В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, хотя обучались в таких школах дети богачей. Созданная комиссия в Константинополе, в которую входили лучшие знатоки греческого и латинского языков, вели поиск редких книг, которые переписывали для императорской библиотеки. Византия стала государством, в котором была открыта первая в Европе высшая школа. Она начала функционировать в IX в. в Константинополе. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Уже тогда было продумано медицинское обслуживание населения города. За каждым врачом столицы закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.
Научные знания
Достигли успехов византийские географы: они умело чертили карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В начале этого этапа в Византии не замирало научное творчество. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии, а также оптики. Значительными были успехи в медицине. Врач Орибазий (326—403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней содержались обширные выписки из трудов древних медиков, а также собственные выводы и обобщения автора.
После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла Ипатия, с трудом удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные центры: в 489 г. по настоянию епископов была закрыты школа в Эфесе, в 529 г. — школа в Афинах — один из крупнейших центров греческой образованности. В конце IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие.
С утверждением позиций церкви наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. В середине VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея неправильной и противоречащей Библии. По представлению Косьмы, форма Земли — плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается рай. Это сочинение было распространено не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси.
В VI—VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие химическое ремесло — изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и изготовлении тканей.
Большинство медицинских трудов этого периода пыталось объединить медицину с богословием. Только некоторые медики продолжали отстаивать достижения античной науки, обобщали свою собственную практику. Среди них Александр Тралльский, изучавший патологию и терапию внутренних болезней. Его работы были переведены впоследствии на латинский, сирийский, арабский и еврейский языки. Павел Эгинский — составитель большой энциклопедии, которая пользовалась в дальнейшем авторитетом у арабов, прежде всего по хирургии и акушерству.
Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. «Греческий огонь» широко применялся при осаде крепостей в VII—XV вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии (IX в.). Имелся ряд произведений исторического плана, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса.
В IX в. в Константинополе была восстановлена высшая светская школа, закрытая в VII в.
Философия
Поскольку кризис рабовладельческого общества в Византии не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то это определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии. В период Раннего Средневековья в IV—V вв. в Византии был распространен неоплатонизм, представлявший, по определению Маркса, сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля1. Наиболее известными представителями этого направления были Прокл (410—485) и Иоанн Филопон, или Грамматик (VI—VII вв.). Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Некоторые из них были последователями Аристотеля. Однако использование системы Аристотеля осуществлялось с изъятием из нее наиболее прогрессивных элементов, что особенно проявилось во взглядах Грамматика. В конце VI — начале VII вв. в Византии отход от рабовладения и утверждение феодальных отношений сопровождались мистическими настроениями в среде господствующих классов. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник (580-662).
Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VIII—IX вв. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 754), автор труда «Источник знания». Первая часть этого произведения — «Диалектика» — стала основой всей средневековой схоластики. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью.
Литература
Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Хотя в этот период христианство утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Светские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. При этом античная метрика используется и церковными поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.
Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того времени. Церковь, старавшаяся закрепить свою победу над язычеством, использовала народные верования, язык и песни, т. е. церковная поэзия пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии.
Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославлявшие героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была написана феодальная поэма о Дигенисе Акрите. Борьба народных масс против феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве. Сохранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для сатирического изображения господ.
Период VII—IX вв. характеризуется резким сокращением количества сохранившихся литературных памятников, а также ослаблением античной традиции. Сокращение письменных литературных источников объясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством. В связи с окончательной победой православия сохранилась практически только богословская литература. Ее представляли: Косма Магомский (VIII в.) — один из крупнейших церковных песнопевцев, Иоанн Дамаскин, приобретший также славу канонами1. Столпом иконопочитания был Феодор Студит (759—826) — автор канонов, гимнов и эпиграмм из монашеской жизни. К этому времени изменились формы религиозных произведений, в том числе песнопений. Гимн сменился каноном, отличающимся манерностью, искусственностью, далеким от языка и ритма народных песен.
Но не прекращалось и светское поэтическое творчество. Особенно важное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество книг), состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. «Мириобиблон» — своеобразная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий (ок. 810 или ок. 820—890). Служение церкви он сочетал с плодотворной деятельностью просвещенного мецената, покровителя наук и искусств, поклонника и знатока античной культуры. «Мириобиблон» включает труды по философии, богословию, медицине, сочинения историков и любовные романы, описание путешествий и ораторские произведения. Ценность труда Фотия неизмеримо возрастает, поскольку многие ныне утраченные сочинения античных авторов дошли до нас лишь из этого труда. Критические оценки Фотия считаются первым примером литературной критики в эпоху Средневековья. Это светское течение византийской литературы отличает ее от целиком богословской литературы Запада.
Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.
Изобразительное искусство
и архитектура
Искусство Византийской империи в силу исторических особенностей развития страны было сложным. В формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные народы, населявшие империю.
Представления о священном характере политической организации государства отразились в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. В то же время развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными традициями, широко вошедшими в качестве наследия в культуру Византии.
Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 или 483—565), когда империя достигла размеров, почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана — это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.
это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев. показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.


Храм Софии в Константинополе

Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы. Изображения этой статуи императора сохранились на русских иконах.
К числу выдающихся памятников середины V в. относится мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены, низкие коробовые своды, сохраняющие склепный полумрак. В то же время стены этой усыпальницы украшала внизу драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом в усыпальницу — мозаика, выполненная в светлых тонах с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола — символический крест, на стенах — фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами и похожи на древних учителей-философов. Таким образом, в усыпальнице Галлы Плакидии основы античного художественного мировоззрения еще не вполне были преодолены.
В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города — храм святой Софии (строился в 532—537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но и единственным местом, где народ мог общаться с правителями.
Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: основной художественный замысел раскрывается в интерьере собора, представляющем собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4 м1. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно повышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Особенность художественного оформления храма —сочетание пышности с ощущением безграничности пространства. Своими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания. Поражает храм Софии и художественным совершенством — слитыми воедино двумя типами раннехристианской архитектуры — купольным и продольным. В то же время это целое многообразно по значению. Купол содержит героическое, имеет космическое значение подобия мира, но вместе с тем осеняет место собрания общины, т. е. живых людей. Считается, что ни в одном здании древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в Софии2.
Наряду с созданием крупных городских центров развивались местные художественные традиции, благодаря чему находили выражение национальные особенности. Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии, Египта.
Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из всех цветов.
Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной представлены император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой — жена Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами яркая галерея образов придворных — выразительны их портреты. И если молодой император несколько идеализирован, то второстепенные персонажи как бы выхвачены из жизни: у епископа щетинистые редкие волосы, у монаха костлявое, жилистое лицо и взгляд фанатика, у придворного тупое и заплывшее жиром лицо.
Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию — в ней император приобщается к неземному величию. Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв — фигуры не ступают по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер прежде всего стремился выразить богоподобный характер императорской власти.
В Никее сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы». Перед нами образ ангела — полубога-получеловека. У ангелов тяжелые парчевые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало выразительные, но лица исполнены удивительного обаяния. По оценке искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе — самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.
К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни1. По сравнению с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже представляют другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны друг с другом, симметричны — это и юный святой с огромными, расширенными глазами, и оба дарителя, и представители светской и духовной власти — епископ, префект. Персонажи лишены лирического подъема, они почти идолы, предметы суеверного поклонения. Их фигуры напоминают каменные столбы — византийское искусство как бы возвращается к самой первоначальной стадии.
Отмеченная противоречивость ранневизантийского искусства подготовила возникновение иконоборчества — социально-политического и религиозного движения в Византии в VIII—IX вв., направленного против культа икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворные церемонии.
Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и дальнейшее подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. Только в 787 г. в Никее, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.
Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины IX в. — мозаика Софии Константинопольской. Величественная, сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.
Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось памятниками прикладного искусства, т. е. искусства малых форм. Так, в Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V— VI вв. из слоновой кости, которые называются консульскими диптихами. Часто на них изображены цирковые сцены.
Прекрасным образцом прикладного искусства является кипрское блюдо «Обручение Давида», в котором черты византийского монументального стиля сочетаются с классическими. Построение отличается торжественным спокойствием и симметрией. В центре — священник, слева — Давид, справа — его невеста. Группу окаймляют два изящных флейтиста, похожих на пастушков в пасторалях. Вся композиция прекрасно вписана в круглое обрамление. На фоне группы — портик, он не только поддерживает фигурную композицию, но и выделяет центральную фигуру. Такой связи фигур с архитектурой, как отмечают искусствоведы, античность не знала.
Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.
Музыка
Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также позднегреческому и римскому мелосу1. По мере развития контактов с другими народами в музыку Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. В литературных источниках упоминается о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм».
Большое развитие получили приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Их часто сопровождали орган и трубы. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей.
Из йотированных памятников до нас дошла только культовая музыка, бывшая чисто вокальной и одноголосой. Широкое распространение в Византии получили гимны — религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием. Расцвет византийского гимнотворчества относят к V—VI вв.; наиболее известный поэт и музыкант — автор гимнов Роман Сладкопевец, родом из Сирии. Знаменитым автором гимнов был Иоанн Дамаскин. Его лучшие гимны собраны и сгруппированы по восьми гласам в известнейшем «Октоихе». С IX в. центром гимнотворчества стал Студитский монастырь в Константинополе, где трудился распевщик монах Феодор Студит.
До IX в. византийская музыка играла в Европе видную роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.

15.4.    ПЕРИОД МАКЕДОНСКОЙ
ДИНАСТИИ и ДИНАСТИИ КОМНИНОВ


          Оформление феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам. В период Македонской династии (842—1057) и династии Комнинов (1057—1204) в византийской столице вновь пробуждается интерес к классической литературе и философии. Анна Комнин, одна из образованнейших женщин своего времени, изучала Гомера, в подражание древним сама сложила поэму, прославляющую отца, Алексея Комнина.
Образование
и научные знания
В XI—XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе в XI в. возрождается университет — центр светского образования для всей империи. На юридическом факультете университета изучали римское право, латинский язык, византийскую юриспруденцию, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи, проникавшие сюда, сурово пресекались государством и церковью.
В византийской науке Х в. связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913—959) в Византии издано несколько больших сборников и энциклопедий, в числе которых историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная. Эти энциклопедии составлены преимущественно из произведений античных авторов, но в систематизации, подборе и обработке материала отображается перелом культуры, вызванный переходом к феодализму. Около 975 г. была составлена литературная энциклопедия, содержавшая сведения об античных и византийских авторах — Суда1, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних и ранневизантийских авторов и т.п. материалы. Византийская наука сохранила его. Современники-византинисты и по сей день черпают из него разнообразные сведения.
Большой материал для изучения истории византийской культуры этой эпохи дают мемуары крупнейшего византийского ученого и писателя XI в. Михаила Пселла (1018 — ок. 1078 или ок. 1096) — автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, которых он знал. Ему же принадлежит обзор «квадривиум» — курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Эта работа М. Пселла в XVI в. была переведена на латинский язык; особенно она повлияла на развитие в Западной Европе математики.
В области медицинской науки в этот период развивались исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи. Представлены сочинения о животных, птицах и др. В области исторических наук в Х— XII вв. произведения византийских авторов носили преимущественно характер хроник и мемуаров, хотя в них использовались приемы античной стилистики.
На XI—XII вв. приходится наибольшая интенсивность философских дискуссий, что обусловило более раннее по сравнению с Западом разложение схоластики. Ведущие представители византийской философии XI в. — Михаил Пселл и Иоанн Штал (2-я пол. XI в.). Они пытались отделить философию от богословия, хотя оставались на позициях идеализма.
Литературная жизнь
В этот период литературная жизнь Византии переживает оживление. Ее представители — Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. Особенностью общественной жизни Византии было развитие городов, что предопределяло и большую роль их светской жизни. В XI в. виднейшим представителем придворной литературы был Михаил Пселл — плодовитый писатель, перу которого принадлежали сочинения по истории, богословию, математике; он автор стихотворений, од и эпиграмм, тонкий стилист. В «Хронографии» им даны яркие характеристки, что свидетельствует о наблюдательности историка-реалиста. Следует отметить Феодора Продрома (ок. 1100 — ок. 1170), использовавшего в некоторых своих произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат любовный роман в стихах «Роданфа и Досикл», драматическое стихотворное подражание пародийной греческой поэме «Война мышей и лягушек» и др.
Широкое распространение получили в придворных кругах прозаические и стихотворные романы. Однако большинство из них написано высокопарным, напыщенным стилем, с обилием цитат из античных авторов.
В литературе этого периода появились произведения, отражавшие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. Талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» — о нравах и обычаях Византии XII в. Народное творчество X—XII вв. представлено эпическими, лирическими и сатирическими произведениями, главным образом стихотворными.
Изобразительное искусство
и архитектура
В середине IX — середине XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно называется Македонским Возрождением, что было связано с усилением экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся Византии. Середину XI—XII вв. определяет «комниновский» период, но архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря на различия в типах и местных стилистических направлений.
В церковной архитектуре базилика как форма культового здания в виде удлиненной постройки к этому времени отживала свой век. Ее место стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-купольной архитектуры было длительным и сложным процессом — от создания шедевра архитектуры храма св. Софии в VI в. до Х в. В X—XII вв. крестово-купольное зодчество стало доминировать как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах.
 
Появляются новые тенденции — сокращаются масштабы храма. Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получают сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала, сельского прихода, монастыря или замка. Другая тенденция — храм одновременно растет в высоту, изменяются пропорции здания — вертикаль становится преобладающей идеей. Устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству. Третье новшество — до этого периода главную роль в культовых сооружениях играло внутреннее пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную. В XI—XII вв. все большее значение приобретает внешний вид храма. Замкнутые, с широкими нерасчлененными гладкими плоскостями, закрытые фасады и стены сменяются новыми архитектурными формами экстерьера: фасады членятся, украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется асимметрия. Художественная выразительность здания значительно увеличивается благодаря внешнему декору.
Храм крестово-купольного типа
Широко применяют облицовку фасадов разноцветным камнем, кирпичным узорочьем, декоративным чередованием слоев красного кирпича и белого раствора. Благодаря цвету создается совершенно новый художественный облик храмов. Сложившись окончательно в XI в., этот стиль достиг апогея в XII в.
Впервые новый тип храма был воплощен в новой базилике Василия Македонянина «Новая церковь» («Неа», 881). Современники отмечали, что храм-базилика был украшен, как невеста. Он имел пять куполов и белую колоннаду снаружи. Мозаики располагались по строго определенному церковно-догматическому плану, отражая тему иерархии феодального общества. Церковь признается классическим памятником этого периода. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру, в том числе и в России.

Церковь девы — покровительницы котельщиков в Фессопонике. 1028

Старые и новые формы культового зодчества на большей территории империи сосуществовали долго. К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и монастырь Дафни близ Афин, предоставляющие собой варианты крестово-купального храма. Собор монастыря Хосиос Лукас был воздвигнут императором Василием II (958—1025), прозванным Болгаробойцем (в прославление своих военных побед над болгарами), и неоднократно достраивался. Примерами классического варианта крестово-купольного храма являются церковь Богоматери в Солуни (1028), церковь Феодоры в Афинах (1049), церковь Пантелеймона в Солуни (XIII в.).
В искусстве с Х—XI вв. начинает господствовать пышная декоративность. Торжественный монументализм все чаще соединяется с усложненной символикой. В живописи и архитектуре утверждаются строгая рассудочность, симметрия. На фресках и мозаиках храмов преобладает уравновешенность линий и движений человеческих фигур. В таких храмах купол ставится на высокий цилиндрический барабан и обособляется, храм по существу состоит из самостоятельных объемов и пространственных ячеек. Вместо ажурности, игры светотени, просветов теперь застылая масса, гладкие и непроницаемые стены. Большинство храмов XI—XII вв. суровы, величественны и строги.
В решении задачи подчинения человека догматам православия значительную помощь оказала архитекторам монументальная живопись. Если в ранневизантийской живописи чередовались символические и Легендарно-исторические темы, то теперь живопись подчиняется догматике. Особенно большое значение придается изобразительным мотивам. Церковная роспись складывается в законченную систему, освященную авторитетом церкви. Все византийские храмы XI—XII вв. украшаются по раз и навсегда выработанной схеме.
Средневизантийская система росписи сохранила традиции старой символики: купол — олицетворение неба, поэтому его украшает пребывающий на небе и взирающий оттуда на землю Вседержитель. По четырем стенам от него располагаются четыре ангела как хранители четырех стран света. Четыре паруса купола украшают евангелисты, разнесшие по всем странам света учение Христа. Святые выстраиваются внизу как бы хороводом вокруг центрального изображения. Стены опоясывают росписи эпизодов священной истории.
Мы видим, что живописная система росписи XI—XII вв. проникнута идеей чиноначалия, пронизывающей все византийское мировоззрение того времени. В росписях Христос все больше уподобляется самодержцу, ангелы — телохранителям, святые — придворным. Как царица небесная в красных сапожках византийской императрицы восседает на троне Богоматерь. Таким образом, вся система росписи представляет пирамиду, увенчанную огромной фигурой Христа, утверждающего извечность этого порядка.
Стилизованные архитектурные ансамбли, фантастические пейзажи фона делаются все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество художника становится безликим, оно сковано традицией и церковным авторитетом.
Церковное богослужение превратилось в Византии в пышную мистерию. Через магическую силу искусства церковь пыталась идейно воздействовать на массы народа.
В XI—XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи, хотя и здесь был выработан ряд постоянных условных художественных средств. Бесплотные фигуры охвачены единым строгим контуром, свет как бы пронизывает лики и одеяния персонажей, преображая человеческое тело; фоном, как правило, служило золото. Однако о том, что в эти годы не иссякла творческая энергия византийских мастеров, можно судить по шедевру византийской иконописи — иконе Владимирской Богоматери. Это произведение художника столичной школы, выполненное для русского князя. Икона относится к редкому в Византии так называемому типу умиления. Щечкой к матери прижимается изображенный на иконе младенец. Она смотрит перед собой проникновенным взглядом, как бы не замечая ласки сына. Взгляд ее исполнен материнской тревоги. Владимирская Богоматерь своей глубокой жизненностью не уступает «Никейским ангелам». Но она строже и в ее глазах больше назидания.
Искусствоведы полагают, что в решении темы материнства византийские мастера не только продолжили античное искусство, но пошли дальше. В искусстве древности эта тема была развита мало, в произведениях на эту тему нет такой близости между матерью и младенцем, как в византийской Богоматери. Мастер создал образ общечеловеческого значения.
Другая византийская икона XII в. — «Григорий Чудотворец». У святого суровое аскетичное лицо, оно мужественно и спокойно, взгляд глубокий.
Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя направлениями — образцами придворного официального искусства и произведениями для более демократических кругов населения.
Изделия из слоновой кости и камня, художественное стекло и ткани, икона, керамика были широко распространены в пределах империи. Славились высоким мастерством многокрасочные перегородчатые эмали.
Большого мастерства византийцы достигли в обработке золота. Это огромные кубки, усыпанные драгоценными камнями, тяжелые ризы на иконах, оклады богослужебных книг. Перегородчатая эмаль византийцев соперничала по красоте с мозаикой. Во всем средневековом мире славились византийские парчовые ткани. Прикладное искусство Византии одухотворено: блеск золота, прозрачность хрусталя, сверкание драгоценных камней — все это подчинялось задачам художественной выразительности и гармонии. Византия прочно сохраняла традиции производства стекла, унаследованные от позднеантичной эпохи. Из стекла изготовляли лампы, лампады, чаши, рюмки, кувшины, украшения. Любимым цветом для посуды был насыщенный синий в сочетании с золотом, фиолетовый и светло-пурпурный, в сочетании с серебром. Византийское стекло распространилось по всей Европе.
Поразительной высоты достигло в Византии искусство резьбы по слоновой кости. Пластинки из этого драгоценного материала служили иконками, украшали переплеты книг, шкатулки. И в мелких произведениях византийцы умели создать впечатление величия, почти как в большом памятнике. Так, на рельефе XII в. «Дмитрий на коне» (Хранится в Оружейной палате Московского Кремля) Дмитрий представлен как победитель, триумфатор. Очертание коня, всадника и его плаща охвачено единой плавно изгибающейся линией — такая слитность была незнакома античному искусству. Линейный ритм придает победителю особую одухотворенность.
Музыка
В конце Х в., когда Киевская Русь приняла христианство, византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Но в связи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает импровизаторство, статичность и застылость образов преобладают в культовой музыке. В XII—XIV вв. в период поздневизантийского феодализма господствует внешняя красочная орнаментальность.

15.5. ЭПОХА ПАЛЕОЛОГОВ

Династия Палеологов — последняя в истории Византийской империи. Этот новый и последний период истории искусств Византии условно называется Палеологовским Возрождением (1261 — 1453).
Начало кризиса феодализма
и культуры
В XIII в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204—1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Этот период характеризуется спадом в развитии ее культуры.
Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых о «латинянами». Поэтому в XIII—XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и отчасти исторические. Наиболее крупный историк этой эпохи — Никита Хониат, автор обширного исторического труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и справедливую оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии.
Из географических сочинений выделяют «Историю земли» и «Всеобщую географию», являющихся разделами общей работы богослова, историка и географа Никифора Влеммида (1197 или 1198—1272).
Начавшийся кризис феодализма в Византии в XIV—XV вв. усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математические произведения. Из-за противодействия духовенства не был проведен в жизнь новый византийский календарь Никифора Григора (1295—1360). В то же время зарождение в византийских городах капиталистических элементов усиливает интерес к достижениям античной науки. Одним из первых в европейской литературе Максим Плануд (1260—1310) указал на индийское происхождение так называемой арабской системы цифр, чему он посвятил работу «Счетное искусство по индийскому образцу». Эта система уже была известна в Византии.
Математика была хорошо развита в этой стране, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Николай Артабасд Рабд (XIV в.) в своих математических письмах охарактеризовал византийскую систему счета на пальцах. В работах по астрономии учитывались достижения арабских ученых.
Появляются элементы гуманистического мировоззрения, особенно ярко выраженного в творчестве виднейшего византийского философа и ученого XV в. Георгия Темиста Шифона (1355—1452). Он ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной, частью которой является человек.
Медицинская наука на этом этапе включает анатомию, физиологию, фармакологию. Здесь, а также в области медицинского инструментария начинают использоваться достижения арабов. На медицинском факультете Парижского университета вплоть до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIII в. византийским врачом Николаем Мирепзосом.
Исторические труды этого периода отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.
Развитие византийской науки затормозило турецкое завоевание 1453 г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В связи с внешнеполитическими неудачами в византийской философии в XIII—XV вв. усиливаются мистические течения. Поздневизан-тийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит (рубеж XIII и XIV вв.), Николай Кавасила (XIV в.), Григорий Полома (ок. 1297—1360). У них были противники, представлявшие также интересы феодальных групп. Вместе с тем в XIV—XV вв. в Византии зарождается новое, родственное социально и идейно западноевропейскому гуманизму, философское направление, важную роль в котором играл Георгий Плифон.
Литература
Латинское завоевание принципиально нового в развитие литературы Византии не принесло. Не потеряла своеобразия византийская литература и при Палеологах. Уже вполне сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем в предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния, в том числе западноевропейские. Представители литературы этого времени — Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты XIII—XIV вв. — Мануил Олабол и Мануил Фил. Сохранилось несколько романов: «Илиада» Гермониака, «Ахиллеыда» и др.
Актуальный вопрос того времени о церковной унии с западной церковью усилил внимание к догматическим богословским спорам, которые проникли даже в поэтические произведения. Наметился «уход в прошлое» — попытка реставрировать в языке и стилистике нормы, давно похороненные историей, что было симптомом кризиса феодализма. В то же время в XIV—XV вв. появилось течение, сходное по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов. Его представляли Мануил Хрисолор — выдающийся преподаватель, ритор и философ, Плифон и Виссарион Никейский.
Из произведений народного творчества сохранилось немало эпиграмм и пародий, иногда остро сатирических и даже антиклерикальных. Распространенным был жанр рассказов-новелл, а также «животный эпос». Дошла до нас полностью и сатирическая повесть «Пулолог» (XIV в.). Сохранился ряд превосходных образцов искреннего глубокого поэтического вдохновения («Родосские песни любви», XV в.). Народным языком написана стихотворная версия «Морейской хроники», повествующей о судьбах крестоносцев в Южной Греции.
Издания текстов, охватывающих все виды литературы, не имеется. Наиболее полно представлена церковная литература в изданиях беллетристов и в «Петрологии» — «Полном собрании творений отцов церкви, изданном аббатом Минем» (161 том издания 1857—1866).
Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда.
Изобразительное искусство
и архитектура
Памятники эпохи Палеолологов сохранились в Константинополе и в Спарте, где их особенно много. Так как эпоха была уже не способна к созданию большого архитектурного стиля, строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. В эти годы приобрел живописный вид древний храм монастыря Хора (ныне мечеть Кахриэ Джами) благодаря обустройству его причудливыми притворами с переходами. Особенной нарядностью отличаются храмы Мистры (в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Если типы зданий в зодчестве удерживались прежними, то орнаментация становилась богаче, композиции ансамблей — более живописными, пропорции — более хрупкими. В XIV в. сооружена церковь Апостолов в Солуни, дворец Текфур-серай в Константинополе.
В живописи, однако, проявились новые устремления. Это наглядно выразилось в церкви монастыря Хора. Мозаика и фрески Кахриэ Джами принадлежат к числу лучших памятников живописи эпохи Палеологов. Решающую роль в этих живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. В храме Кахриэ Джами трогательно рассказана история Марии и Христа. Она представлена длинным циклом, который, как лентой, опоясывает неровные поверхности стен и сводов притворов. В фигуре Марии — выражение грусти и томления, когда она выслушивает несправедливые упреки Иосифа. В сцене Рождества она нежна, при бегстве в Египет — тревожна, у ног Христа ее фигура полна глубокого благоговения. Порывистое движение во всех фигурах, они хрупки, изящны. Отдельные лица святых среди фресок этого храма замечательны: нахмуренный Анфим, мудрый и строгий Иоанн Златоуст, юношески прекрасный Прокопий. В эту эпоху плотные и яркие цвета средневизантийской живописи сменяются приглушенными оттенками нежно-розового, голубого, сиреневого. Византийские мастера XIV в. предпочитали фреску, миниатюру и икону мозаике.
Новое направление отразилось в миниатюре. В миниатюре рукописи XIV в. пророк взволнован голосом с неба, и он делает решительный поворот, фигура даже немного выходит за пределы рамы. Миниатюра выполнена широким живописным приемом.
Византия XIV в. испытала признаки внутреннего оскудения. Не смог найти применения своему дарованию Феофан Грек (ок. 1340— 1405), возросший на лучших традициях константинопольской школы. Он отправился на Русь. Феофан Грек считается последним и едва ли не величайшим из византийских мастеров эпохи Палеологов. Свой огромный талант он проявил в росписи Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378): свободное живописное письмо, величественные замыслы, могучие фигуры старцев и праотцов дышат особенной силой, кажется, что они вобрали в себя всю вековую мудрость Востока.
Но традиции дряхлели. Перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину. Он глубоко изучал искусство в Италии и вошел в историю мировой живописи под именем Эль Греко (1541-1614).

Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, — Древняя Греция и Восток.
Однако византийское искусство нельзя считать не самостоятельным. Подвергаясь значительным изменениям, культура Византии окончательно сложилась в VI в. и сохраняла в течение многих веков постоянные черты.
Самая существенная особенность византийского искусства — его культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Светское искусство играло подчиненную роль. Первейшая задача художника здесь — создание одухотворенного образа, способного вознести душу верующего из мира земного в мир небесный. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.
Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь — мировым центром православной веры.
Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние века. Мир многим обязан Византии. Она спасла Европу от арабов. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.



 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100