Маркова История мировой культуры КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Оглавление
Маркова История мировой культуры КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13

18

КУЛЬТУРА
СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ

Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 в. н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску. Эпоха Классического Средневековья была временем высочайшего взлета китайской культуры — «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость китайского народа. Культура Зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.
 

18.1. ЭПОХА РАННЕГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Общая характеристика периода

Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны. Вслед за империей Хань, сметенной народным восстанием «желтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220 — 280): образовались три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У. Это было время войн, эпидемий, голода, крестьянских волнений. Противоборство трех царств завершилось победой правопреемницы Вэй — империи Цзинь (280—316). И хотя формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. Разложение имперского порядка сделало Китай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшееся с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода Северных и Южных династий. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III—VI вв.
Религия
Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники, чаще всего из простолюдинов, притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений. Движение «небесных наставников», зародившееся в Северном Китае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами. К концу столетия народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. Оставаясь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким слоям общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. Популярными в этой среде были идеи близкого конца света.
 
Дао, объединяющее в себе три «даоские драгоценности»: энергию – ци, семя – цзини,  дух — шэнь

Датой прихода буддизма в Китай считается 65 г. н. э., когда близ города Лояна был возведен знаменитый монастырь Баймасы (Белой лошади). По преданию, именно на лошади белой масти в Китай из Индии были доставлены первые буддийские сочинения — сутры (букв. — нить, жанр произведений, состоящий из афоризмов). Падение династии Хань в 220 г. ослабило позиции той части знати, которая ратовала за традиционное конфуцианство, что благоприятно сказалось на распространении в Китае буддизма. Правящие династии, часто сменявшие друг друга, видели в буддизме свою опору. Так, в одном только V в. было основано 17 тысяч культовых мест. Признанными центрами буддизма стали города Лоян, Чаньань и Нанкин.
Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы (1-я пол. VШ в. н.э., кит. Дамо).
Со  временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.
Таким образом, первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. К VI в. буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. В комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство «трех религий», в котором каждое учение как бы дополняло два других.
В течение довольно короткого периода времени, во второй половине VI в., сформировались основные школы собственно китайского буддизма, оказавшие влияние на буддийские традиции всего Дальнего Востока. Среди них наибольшее распространение получили школы чанъ-цзун, проповедовавшие взгляд на мир как совершенное целое и утверждавшие возможность спасения всех живых существ в этой жизни. По сей день большим влиянием пользуется оформившаяся в конце VI в. школа «Чистой Земли», обещающая спасение верой в будду Амитабху. Это учение, доступное пониманию широких масс и обещавшее человеку лучшую посмертную участь, не требовавшее знания сутр и исполнения сложных религиозных обрядов, призывало к «думанию о Будде», утверждало, что одно лишь произнесение с верой имени Амитабхи способно даровать человеку перерождение в блаженном царстве.
В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Именно ее приверженцы отказались от изучения сутр и всякого ритуала. В отличие от других школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно в коллективе. Медитацию они также трактовали по-новому — как спонтанное самораскрытие истинной природы человека в ходе его существования. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.
Литература
Литература в Китае издревле занимала уникальное по значимости место. Проявленная на государственных экзаменах литературная одаренность давала ученику право претендовать на высшие должности в империи. Ведущее место в китайской классической литературе занимала поэзия, ее же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств.
Жанр литературной поэзии III—VI вв. прошел несколько этапов развития. К концу II — первой трети III вв. относится творчество поэтов из семейства Дао и плеяды «Семь цзяньаньских мужей». До наших дней дошло около 300 стихотворений поэтов той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности и личностного начала, пафос объединительных идей, сочувствие к бедам народа.
Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха — фу, который пришел на смену четырехсловному, господствовавшему ранее. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне, из которой он и развился. «Золотой век» фу начался с Кун Жуна (153—208) и Цао Чжи (192—232). Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточил за критику основателя династии Вэй. Через все творчество Цао Чжи прошел образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.
Следующий шаг в развитии пятисловных стихов сделали семь друзей литераторов — «Семь мудрых из бамбуковой рощи». Они положили начало поэтическому профессионализму в Китае. До наших дней дошли стихи двух представителей этого поэтического содружества — Жуань Цзи (210—263) и Цзи Кана (223—262). Творчество Жуань Цзи отличали глубокий лиризм и трагизм мироощущения. Его дух сопротивления выражался в переживании непостоянства всего сущего, изменчивости всего, даже «солнце и луна появляются и исчезают». Разоблачение алчности власть имущих в «Стихах о скрытом негодовании» Цзи Кана, написанных им в тюрьме, стоило поэту жизни. Петицию с выражением симпатии к казненному подписали 3000 человек, что было невиданным прецедентом.
IV столетие проходит под знаком господства «Поэзии таинственных речений» — модных среди аристократов стихов на темы даоской философии. Контрастом ей явилось творчество великого национального поэта Китая Too Юань-мина (365—427), жившего на юге страны, автора дошедших до нас 160 стихотворений. Его стихи утверждают идеал простоты и духовной свободы:

Жену я зову, детей мы берем с собою,
И в добрый к нам день гулять далеко уходим.

Сам поэт совершил подвиг разрыва с обеспеченной жизнью, предназначенной ему по праву рождения. Государственную службу он начал в 29 лет, а в 41 год покинул ее, уйдя с должности начальника небольшого уезда. Выбрав правду простого существования, вместе с ней он получил в придачу и бедность. Одним из лучших в китайской поэзии считается его стихотворение из цикла «За вином»:

Очертанья горы
так прекрасны в закатный час,
Когда птицы над ней
чередою летят домой!

В этом всем для меня
заключен настоящий смысл,
Я хочу рассказать,
и уже я забыл слова.

На V в. приходится расцвет пейзажной лирики («Стихи о горах и водах»). Открыватели ее — поэты юга из семейства Се — Се Линьюнь (385 —433) и Се Тяо (464— 499). Се Линьюнь всматривается и вслушивается в природу, находясь в постоянном предчувствии минуты, когда очертания гор откроют ему смысл мироздания. Поэзия Се Тяо уже во многом предвосхищает «золотой век» танской лирики. Она становилась все более предметной и ясной, хотя и сохраняла еще налет рафинированности, обусловленный вкусами среды и времени. С конца V в. началось формирование придворного стиля, который господствовал в китайской поэзии в течение последующих двух столетий. Ему были присущи забота о благозвучности стиха, узкий набор заданных тем, словесный этикет.
Наряду с литературной поэзией в III—VI вв. развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения — Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики, возникшей в среде горожан. Северная поэзия в отличие от южной разнообразнее по содержанию. В ней немало воинских песен, по стилю она более груба и непосредственна.
Китайская проза III—VI вв. продолжала оставаться многожанровой. Исторические и географические сочинения становились все более научными. Среди них выделялись сочинения Чэнь Шоу (233—297) «История Троецарствия», Фань Е (398—445) «История поздней Хань», Ли Дао-юаня (?— 527) «Комментарий к Книге Вод» и То Пу (276 — 324) «Комментарии к Книге гор и морей».
Ведущим прозаическим жанром эпохи была близкая к поэзии ритмическая философская проза, родившаяся вокруг бесед и споров на религиозные темы: «Письма о разрыве», трактаты «О долголетии», «Опровержение теории о естественной любви к учению».
Период смутного времени отмечен рождением в Китае из «рассказов об удивительном» художественной повествовательной прозы. Такие сочинения имели назидательный характер, утверждали с помощью собранных примеров веру в нечистую силу, даоских бессмертных, могущество учения Будды. Интерес к таким рассказам в обществе был огромен, их коллекционировали и распространяли в виде сборников, типа «Записей о духах» Тань Бао (III—IV вв.), «Жизнеописаний святых и бессмертных» Гэ Хуна (III—IV вв.).
Рассказы о мирских событиях и людях, в том числе и исторические анекдоты, как особый жанр прозаической литературы также появились в IV— VI вв. Подобные повествования были всегда лаконичны и содержали запись лишь одного события. Наиболее популярными стали «Рассказы о событиях в мире» Лю И-цина (403—444), распределенные по рубрикам: дела, язык, правления, поступки. Деление не было случайным. Автор создал как бы художественную иллюстрацию к трактату III в. Лю Шао «Описание людей», дававшему оценки черт человеческого характера.
Искусство
Несмотря на явный литературоцентризм культурного развития Раннего Средневековья, многовековые традиции искусства не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками. Среди прочих выделяются монастыри близ Дуньхуана — Юньган, Лунмэнь и Цяньфодун. В святых местах сложился обычай строить пагоды (кит. бао-та — башня сокровищ) — многоярусные мемориальные башни-реликварии.
В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество, отмеченные удлиненными пропорциями и изяществом исполнения. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения рукой.
На юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками, по средствам же выразительности, разнообразию линейного штриха явно сближались с искусством каллиграфии. От V в. дошел до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Его автор Се Хэ (ок. 500) оказал основополагающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая. Первые два закона Се Хэ содержали философские принципы живописи — постулат одухотворенного ритма и пластической динамики, остальные четыре намечали частные аспекты техники — сходство, цвет, композицию, копирование.
Наука
и техника
Период политической раздробленности не приостановил развитие науки и техники в Китае. Великим достижением китайской математики стали результаты вычислений, сделанные в V в. отцом и сыном Цзу Чунчжи и Цзу Гэньчжи. С помощью не известных нам методов они получили точное число до десятого знака после запятой. Это достижение было зафиксировано в летописи, сами же труды бесследно исчезли.
Китайцы открыли способ измерения физических тел на расстоянии, пришли к выводу, что «земля имеет форму, а небо лишено тела». Впервые в истории календаря в Китае использовали прецессию1, знали около полутора тысяч звезд. Разработали диагностику заболеваний: исходя из учения о темном и светлом началах, объяснили связь между физиологией, патологией и заболеванием, открыли методы биологического контроля за растениями.
В V в. был разработан процесс сплавления металлов, при котором чугун и ковкая сталь плавились до получения новой стали1.
В III в. впервые в мировой практике китайцы научились отливать металлические стремена совершенной формы. На запад их принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Появился навигационный «кибернетический прибор», работающий по принципу обратной связи. Его называли «повозкой, указывающей на юг». Это устройство не имело ничего общего с магнитным компасом и представляло собой именно повозку, увенчанную нефритовой фигуркой мудреца. Куда бы ни поворачивалась повозка, даже если она ездила по кругу, вытянутая рука мудреца всегда показывала на юг.
Одним из наиболее удивительных предметов, созданных китайскими мастерами, были «волшебные зеркала». Они существовали уже в V в. Выпуклая отражающая сторона зеркала отливалась из светлой бронзы и полировалась до блеска. Оборотная сторона покрывалась литыми бронзовыми рисунками и иероглифами. Под яркими лучами солнца через отражающую поверхность можно было смотреть насквозь и видеть узоры обратной стороны, словно бронза становилась прозрачной. Тайну разгадали только в XX в., когда изучению доступна стала микроструктура металлических поверхностей.
В VI в. появились в Китае первые спички. Считается, что своим появлением они обязаны осаде императорского дворца в 577 г. в северном царстве Ци. Когда у осажденных вышел весь трут, кто-то придумал окунать маленькие сосновые палочки в серу и, высушив, держать их наготове. Сначала это чудесное изобретение называли «рабом, приносящим огонь», а позже, когда спички начали продавать, появилось новое название — «зажигательные палочки».


18.2. ЭПОХА КЛАССИЧЕСКОГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Общая характеристика эпохи

Эпоха Классического Средневековья (VII—XIII вв.) начинается правлением династии Тан, продолжавшимся почти 300 лет (618—907). В результате объединения враждовавших между собою княжеств было создано мощное государство со столицей в Чанъвани, городе с миллионным населением. После падения Танской династии и нескольких десятилетий междуцарствия (907— 960) к власти пришла династия Сун (960—1275). Сунский Китай со столицей Кайфэн, ослабленный недавними междоусобицами, вынужден был непрерывно отбиваться от наседавших на него кочевников. В 1126 г. кочевники нанесли сокрушительное поражение сунским войскам, захватив в плен императора, а вместе с ним и весь Северный Китай. Сунам еще удалось полтора столетия (1127—1279) продержаться на юге страны (столица Ханчжоу), пока весь Китай не стал добычей новых завоевателей — монголов.
Религиозно-философская традиция
Новая страница Истории чань-буддизма в Китае начинается с деятельности шестого патриарха Хуэйнэна (638— 713). Он считается основателем южной школы чань, которая придерживалась принципа «внезапного просветления», исходя из того, что постепенное приближение к нему невозможно. Хуэйнэну приписывается авторство знаменитой «Алтарной сутры шестого патриарха», являющейся ключевой среди священных текстов чань-буддизма.
Хуэйнэн учил, что вместо попыток очистить сознание нужно лишь дать ему свободу, ибо сознание не есть то, чем можно овладеть. Освободить сознание — значит отпустить поток мыслей и впечатлений, дать им возможность приходить и уходить, не вмешиваться в их ход, не подавлять их и не удерживать. После смерти Хуэйнэна школа распалась на два направления — Северное и Южное. Последнее сумело консолидироваться вокруг учения Хуэйнэна и стало ведущим в чаньской традиции. С середины VIII в. в монастырях этой школы начинает применяться практика «вопросов-ответов» (вэньда, япон. мондо). Как правило, на вопрос ученика учитель давал неожиданный, чаще всего алогичный ответ. Ответ мог выражаться и жестом (удар, поднятый палец) и криком. Вопросы и ответы явились основным материалов для историй из жизни чаньских патриархов. Многие из таких сборников передавались из поколения в поколение. Два наиболее знаменитых сборника были составлены в XI—XIII вв.: «Застава без ворот» и «Записки у бирюзовой скалы».
До середины IX в. буддизм пользовался покровительством императорского двора. В 845 г. император У-цзун с целью подрыва экономического могущества и самостоятельности буддийских монастырей и сокращения их численности стал инициатором суровых гонений на буддизм. Вскоре начинается медленный, но неуклонный упадок буддизма в Китае, происходит его слияние с народной религией.
Народная религия рождается в XI в. из сплава культа предков, жертвоприношения духам, веры в призраков и демонов, гаданий, медиумизма, дополненных буддийскими понятиями кармы и перевоплощения, а также даоским учением об иерархии богов. У этой религии изначально и по сегодняшний день нет профессиональных священнослужителей. Расходы на содержание храмов несли местные жители. Почти все боги — обожествленные духи умерших людей. Во главе иерархии богов — Нефритовый государь (Юй Ди). В оппозиции к богам находятся демоны, неуспокоенные души людей, умерших насильственной смертью. Их изгнание составляет основной ритуал религии. От имени какого-либо могущественного божества медиум делает надпись на талисмане, которая представляет собой приказ злым силам немедленно покинуть тело. После прочтения вслух она сжигается. Считается, что дым доносит послание к небу.
Обеспокоенные ростом популярности буддизма, некоторые чиновники и мыслители занялись созданием новой конфуцианской философии. Они заимствовали идеи из даосизма и буддизма, соединяя их в новую систему с преобладанием конфуцианских ценностей. Наиболее известным неоконфуцианцем был Чжу Си (ИЗО—1200). Он утверждал, что обязанность каждого человека — наполнять жизнь смыслом и порядком, укреплять их и способствовать упорядочению семьи, общества и государства. Этим сочетанием личного самосовершенствования с общественной ответственностью неоконфуцианство понравилось правительству. Стабильность общества ставилась в прямую зависимость от верности каждого человека своей социальной роли. Позже, уже в XIV в., правительство распорядилось, чтобы толкования Чжу Си конфуцианской классики были положены в основу программы государственных экзаменов. С тех пор их должен был изучать каждый образованный человек.
Литература
Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с двухстрочной рифмой. Выдающимися поэтами были Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу и Бо Цзюй-и. Расцвету поэзии способствовало появление в VII в. первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12158 иероглифов.
Первый в ряду великих классиков танской эпохи Ван Вэй (699—759) — не только замечательный поэт, но и талантливый живописец. Он сумел сделать свои стихи объемными, приблизив их к картине, а картины — к стиху. В его творчестве большое место занимает природа. Ли Бо (701—762) принадлежал к числу тех немногих гениев, чье творчество выразило самый сокровенный дух китайского народа. Сохранилось более 900 его стихотворений. Жизнь поэта не вписывалась в рамки стандартов его положения. Он ушел из дому, странствовал, развивая идеал свободы. Однако в величии Ли Бо не было ни тени высокомерия.
С поэзией Ду Фу (712—770) связана тема сострадания к человеку, обличения несправедливости, стыда благополучного перед страждущим, мотив самопожертвования. В одном их стихотворений последних лет Ду Фу мечтает об огромном доме, в котором нашли бы спасение от непогоды все бедняки Поднебесной.
Во второй половине VIII в. раскрывается дарование последнего из великих танских поэтов Бо Цзюй-и (772—846). Если его знаменитые предшественники определили свой разлад с обществом самой своей жизнью, то Бо Цзюй-и вступил на путь государственной карьеры и при каждом независимом слове рисковал ею. Среди обличительных стихов поэта центральное место занимают «Новые народные песни» и «Циньские напевы».
В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр — новеллы — чуань-ци (букв. передавать удивительное). Танскими признано 79 рассказов. Они невелики по размеру, занимательны по сюжету, назидательны по характеру и динамичны по действию. Характерная черта — тяготение к «исторической точности» повествования, которая обеспечивается частыми отсылками на личное знакомство авторов с друзьями героев. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл, ибо, по представлениям рассказчиков, любовь безраздельно правит миром и находит свои жертвы повсюду. Многочисленную группу составляют рассказы о снах. Любопытно, что в новеллах не дается ни одного яркого отрицательного героя. Завоеванием жанра стал диалог, сближавший новеллу с драмой.
Сунская эпоха в истории китайской словесности (X—XIII вв.) была последней, достойно завершившей период ее расцвета. Обогащение выразительных средств поэзии было связано с развитием нового стихотворного жанра — романса — цы. Родившись в тесной связи с музыкой, этот жанр приобрел самостоятельность. Его отличало многообразие, связанное с многочисленностью мелодических образцов. Другая особенность романса состояла в использовании в стихотворении строк разной длины. В целом романс был более свободной поэтической формой, чем предшествующие жанры поэзии. Однако на первых порах его отличала узость тематики — преимущественно любовного содержания.
Обновление литературы периода Сун составляло одну из граней борьбы за реформы. Ее возглавил выдающийся китайский реформатор, ученый, писатель и поэт (мастер цы) Ван Аньши (1021—1086). С общественными исканиями связано творчество лирика  Лю Юна (987—1052), создавшего новую, более крупную форму романса. Другой поэт Су Дунпо (1037—1101) способствовал отделению романса от музыки и превращению цы в самостоятельный жанр. Величайшим мастером цы была поэтесса Ли Цш-чжао (1084—1151).
С момента завоевания империи Сун чжурчжэнями в 1127 г. и вплоть до монгольского нашествия во второй половине XIII в. китайская поэзия была посвящена теме родины и борьбы за ее освобождение. Был сформирован идеал активной творческой личности с обостренным чувством собственного достоинства и свободолюбия.
Завоеванием Классического Средневековья стала «проза древнего стиля», наивысшего расцвета достигшая в эпоху Сун. Ее отличала свободная манера изложения, усиление личного начала, сочетание лиричности со злободневностью. Инициатором обновления прозы был представитель политической элиты Оуян Сю (1007—1072), автор «Новой истории Тан» и «Истории пяти династий». Никому прежде в китайской историографии не удавалось написать историю целой эпохи со своей личной точки зрения. Оуян Сю первым взялся за пересмотр толкований конфуцианского канона. Выдающимся современником Оуян Сю был Сыма Гуан (1019—1086), автор «Зерцала всеобщего, в управлении помогающего». Это была летопись истории Китая с древнейших времен и до Х в. — первый образец большой формы исторической прозы связанного повествования.
В сунское время рождается новый жанр — народная повесть, пришедшая на смену танской новелле. Сложился этот жанр в процессе коллективного творчества рассказчиков, выступавших на улицах городов. В отличие от новеллы повесть создавалась на основе разговорного языка и была более демократична. Основными персонажами стали прежде презиравшиеся сословия — земледельцы и торговцы. Решающими при оценке человека оставались в это время богатство и чины, но важными уже становятся личные качества героя. Новым был и язык повести, ставший основой языка современной китайской художественной литературы и сохранивший в себе фольклорные элементы, воспроизводивший особенности живой разговорной речи. Условный литературный язык вкрапливался лишь в речи чиновников и в документы. Таким образом, народная повесть сунского времени совершила решительный поворот к массовому читателю и слушателю.
Музыка
Эпохи Тан и Сун отмечены необычайным взлетом всех видов искусств, находившихся под покровительством правящих династий. В VIII в. было открыто пять специальных учебных заведений, в том числе Придворная школа и консерватория «Грушевый сад». Специальные канцелярии ведали музыкой и оркестрами. С Х в. в Нанкине действовала императорская Академия живописи. В XII в. при кай-фэнском дворе был организован музей-хранилище более 6000 произведений живописи и каллиграфии.
В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Благодаря своей многозначности звук, особенно ценившийся китайцами, обретал способность подчинять себе все остальные виды искусства. Подобный образно-эмоциональный строй китайской духовности во многом задан характером национального языка, в котором слово, произносимое с разными интонациями, может иметь разные значения.
Популярна была поговорка «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Ее издревле почитали за одну из самых сильных разновидностей магии.
В танскую эпоху придворная музыка была представлена двумя жанрами:
музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполнявшейся в помещении. В домах образованных людей стала распространяться традиция камерного музицирования на струнных (арфе, кунхоу, цине) и духовых (флейте ди) инструментах. Перелагавшиеся на музыку стихи исполнялись певицами под аккомпанемент лютни. В IX—Х вв. в городах получили распространение песенные сказы и декламация под музыку отрывков из буддийских канонических книг.
В эпоху Сун популярными становятся зрелищные искусства: разыгрывавшиеся в балаганах песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные драмы, южные музыкальные драмы.
Архитектура
Пантеистическое1 мировосприятие китайцев в зодчестве проявляло себя древней практикой фэн-шуй («ветер-вода»), представлявшей собой систему ориентации и пла-
нировки городов, парков, зданий в соответствии с благоприятным расположением светил, рек, гор, направлением воздушных потоков. По этим правилам главным фасадом здания была продольная стена, ориентированная на юг. Таиской архитектуре был присущ дух монументального величия и праздничности. Города представляли собой прямоугольные в плане мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, с прямыми улицами и разделенные на участки для защиты от пожаров и набегов кварталы. Размеры каждой городской постройки были строго регламентированы. Торжественный облик городу придавали почти лишенные украшений кирпичные и каменные пагоды, триумфальные ворота из камня или дерева, пролеты которых образовывались резными столбами и перекрывались изогнутыми крышами. Их возводили при входе в храм, погребальный ансамбль, парк либо в честь правителей и героев. Наиболее распространенным типом дворцового и храмового сооружения в Средневековом Китае были постройки стоечно-балочной системы — дянь. Одноэтажный однозальный четырехугольный в плане павильон под широкой загнутой вверх одно- или двухъярусной крышей возводился на высокой каменной платформе, разделялся колоннами на три нефа, параллельных фасаду, и обносился с наружной стороны обходной галереей, образованной рядом крытых лаком колонн. Важнейшим декоративным элементом фасада зданий была система расписных и покрытых лаком многоцветных деревянных кронштейнов, поддерживавших перекрытие.
В Сунский период в дворцовом и храмовом зодчестве распространение получили многоэтажные здания с обходными галереями на каждом этаже. Пагоды были более вытянуты и имели легкость форм. В период, когда могущество государства оказалось подорванным, архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматься как часть природы. Сложился принцип пейзажных композиций. В южных городах стали создаваться маленькие приусадебные сады, воспроизводившие в миниатюре все многообразие окружающей природы. Непременным атрибутом садово-паркового зодчества была деревянная сквозная галерея на невысоком каменном цоколе. Ее венчала выкладывавшаяся глазурованной черепицей крыша, опиравшаяся на столбы с лаковым покрытием. По тому же принципу строились садовые беседки.
Скульптура
С приходом в Китай буддизма получает развитие скульптура. Ее изготавливали из дерева, камня, лёссовой глины, чугуна, бронзы. Китайских мастеров отличала высокая техника литья. Им удавалась тонкая моделировка лица и одежды. Популярными были изображения Будды и других божеств. Самая ранняя буддийская скульптура представлена рельефами и изваяниями пещерных монастырей. Самой известной является высеченная в VII в. в скалах Лунмэня 17-метровая статуя Будды Вайрочаны (владыки Космоса). Скульптурная композиция «Бодхисатва и Ананда» пещерного буддийского храма Цяньфодун близ Дуньхуана (VIII в.) выполнена из лёссовой глины и раскрашена.
Больших успехов достигли танские и сунские мастера в погребальной пластике. В погребения знатных людей клались небольшие красочные статуэтки из поливной керамики: боевые кони в пылу сражения, согбенный раб, ученый, погруженный в раздумья, или грациозная танцовщица. С угасанием буддийских монастырей скульптура все более уступала место живописи, расцвет которой приходится на сунское время.
Живопись. Каллиграфия
Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника — не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Поэтому их не принято вывешивать, отсюда и форма картины — горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. По доминирующему тону картины можно определить не только историческую эпоху, но и характер описываемого события. Линия, пятно и фон — основные средства выразительности, каждое из которых благодаря индивидуальной манере делает картину неповторимой и нуждающейся в рассекречивании. Так, минимумом средств достигалась удивительная многозначность1.
В союзе с живописью, а также и как самостоятельный вид искусства выступала каллиграфия — шуфа. В Средневековье выделились четыре основных стиля шуфа: деловое письмо неровными волнистыми линиями; уставное письмо с уравновешенностью всех элементов иероглифа; стиль, переходный от уставного к скорописному; скоропись со стремительным движением линий, тяготевших к безотрывности.
В эпоху Тан произошел перелом в эстетических теориях живописи. Утверждалась духовная концепция живописи, появились теоретические трактаты о живописи. Одним из наиболее значительных художников и теоретиков живописи первой половины Х в. был Цзын Хао. Он жил один в горной хижине и писал картины для собственного удовольствия. В оставленном им коротком трактате, представляющем беседу таинственного старца с юным художником, целью живописи провозглашается не красота, а истина, подлинное значение которой заключается в том, как она улавливает сущность вещей, а не их внешние формы.
Во второй половине XI в. (1074) появилась наиболее важная работа Го Жо-сюя по истории искусства эпохи Сун — «Записки о живописи: что видел и слышала. Он был автором аристократической концепции живописи. Живопись рассматривалась им не как ремесло, а как высшее проявление внутреннего порыва человека. Ценность произведения поэтому являлась прямым следствием культуры и духовной высоты ее создателя.
В VII—VIII вв. главными сюжетами живописи были образы буддийского рая, изображениями которого покрывались стены пещерных монастырей. Придворная светская живопись преимущественное внимание уделяла сценам пиршеств, игр, прогулок знатных красавиц, поэтических собраний. В народной среде популярным становился лубок — новогодние картинки, изображающие персонажей народной и даоской мифологии.
Иконография высшего божества народной религии — Нефритового императора сложилась около Х в. В народных лубках он изображался на троне в царском головном уборе и халате, расшитом драконами, с нефритовой дощечкой в руках, символом закона и справедливого суда.
В IX—Х вв., когда преимущественное развитие получила монохромная живопись, оформились три ведущих жанра: живопись людей, пейзажная живопись и цветы-птицы. Эволюция жанра живописи людей отмечена переходом от легендарно-исторических сюжетов к реальным сценам дворцового быта. С XII в. в живопись вводятся мотивы детских игр, пейзажные и архитектурные фоны.
Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сун была пейзажная живопись, которая вобрала все лучшие достижения изобразительного искусства предшествующих эпох.
Пейзаж, изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной темными и светлыми силами. Размывы
черной туши создавали впечатление единства всей природы. Воздушные прорывы, полоса тумана или водная гладь между расположенными друг над другом пейзажными планами и объединяющая композицию точка зрения сверху давали иллюзию грандиозных далей. Обилие свободного пространства
 
вызывало ассоциацию с бесконечностью Вселенной. Прославленным мастером пейзажа в эскизной манере был великий поэт Ван Вэй.
Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр — цветы-птицы. Размещенные на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов, насекомых в сопровождении каллиграфических надписей отражали даоско-буддийские представления о дуальности сил Вселенной. Широкое распространение получили благожелательные композиции, в которых человеческие качества сопоставлялись с особенностями изображавшихся предметов. Особое место занимало изображение так называемых «четырех благородных» растений: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Так, мэйхуа символизировала благородство, чистоту и стойкость. В одном их трактатов по живописи о ней сказано так:

Небольшие цветы, и нет изобилия их — это изящество. Тонкий ствол, а не толстый — вот утонченность. В возрасте не особенно юном — вот элегантность. Цветы полуоткрыты, а не полное цветение — в этом изысканность.
Декоративно-прикладное искусство
Среди направлений декоративно-прикладного искусства, таких, как вышивки, ткани, лаки, эмаль, инкрустированная мебель, ведущее место заняли фарфор и керамика. Секрет изготовления фарфора был открыт в Китае в первые века нашей эры, намного раньше, чем в других странах, поскольку китайским мастером удалось найти подходящую глину и получить высокую (1280°) температуру для ее спекания. Компонентами фарфора, наряду с пластичной глиной, являются каолин, полевой шпат и кварц. Секреты производства фарфора в Китае строго охранялись. Знаменитым центром фарфорового производства, где находились императорские мастерские и создавались изделия из белоснежного фарфора, был Синчжоу. В Танское время славились трехцветные зелено-желто-коричневые сосуды округлой формы. В Сунскую эпоху распространение получили голубовато-зеленые вазы и чаши, прозванные в Европе селадоном. Их декор часто дополнялся легкими трещинками по глазури, называвшимися кракле. Белые сосуды, как правило, декорировались рельефными тонкими цветочными узорами, желтоватые вазы украшались черным каллиграфическим орнаментом. В последующее время фарфор расписывался кобальтом и покрывался сверху прозрачной глазурью. Также появилась пятицветная роспись эмалевыми красками поверх глазури. Рисунок постепенно усложнялся, но всегда подчеркивал форму изделия.
Наряду с фарфором в Средневековом Китае, равно как и за его пределами, славились многоцветные тканевые картины, выполнявшиеся по рисункам прославленных живописцев, — кэсы. Их создавали на небольших ручных станках из шелка-сырца (нити основы) и шелка (нити утка). Для изготовления одной такой картины необходимо было несколько месяцев напряженного труда. В технике кэсы ткались и ткани для одежды придворных.
Известным видом прикладного искусства была вышивка по шелку, — «живопись иглой». Ею украшались панно, ширмы, одежда.
Наука и техника
Великие открытия Средневекового Китая были немыслимы без развития научных знаний. Усилиями математиков были созданы основы китайской алгебрдаря изобретениям буддийского монаха И Сына (683—727) стало возможно измерить скорость движения небесных тел. Развитию медицины способствовало создание в Танскую эпоху медицинского управления, с помощью которого было положено начало преподаванию различных специальностей медицинской практики. Расцвет географии связан с появлением записей о горных и речных системах Китая и Западного края. Была создана «Карта китайцев и варваров, проживающих в пределах четырех морей».
Выдающимися открытиями были книгопечатание, порох и компас. В IX в. с резных досок была напечатана первая книга. В середине XI в. появился подвижной глиняный наборный иероглифический шрифт, а примерно в XII в. — и многокрасочная печать. Эти достижения привели к созданию первых крупных библиотек и газетного дела. Опыты китайских алхимиков завершились в Х в. изобретением пороха. В XII в. китайские мореплаватели первыми в мире стали использовать компас.
Общекультурное значение имело также изобретение бумажных денег — ассигнаций. Они появились в стране в конце VIII в. и назывались тогда «летающими деньгами», так как ветер легко уносил их из рук.
В Х в. возникло понятие вакцинации, когда стала практиковаться прививка против оспы.
Китаю принадлежало и первенство в изобретении механических часов. Их сделал И Син, а усовершенствовал в 976 г. Чжан Сисюнь. Их изобретения стали ступенями на пути создания «Космической машины» — величайших китайских часов эпохи Средневековья, построенных Су Суном в 1092 г. Они представляли собой астрономическую часовую башню 10-метровой высоты. Принцип часов Су Суна лег в основу первых механических часов Европы.
Чудом инженерной техники своего времени стал первый арочный мост протяженностью 37,5 м, называемый китайцами и поныне Великим каменным мостом. Он был построен в 610 г. Ли Чунем через реку Цзяо в предгорьях Шаньси на окраине Великой китайской равнины. Самый же известный средневековый пологий арочный мост Китая получил имя Марко Поло потому, что был им подробно описан во время путешествия по стране и назван «самым замечательным в мире». Этот мост был возведен через реку Юндин в 1189 г. к западу от Пекина. Действующий до сих пор, он состоит из 11 арок, длина пролета каждой составляет 19 м, а общая протяженность — 213 м.
Еще одним китайским чудом литейного и инженерного искусства является восьмиугольная колонна — так называемая «Небесная ось». На ее сооружение в 695 г. пошло 1325 т чугуна. Колонна (32 м в высоту и 3,6 м в диаметре) покоилась, на фундаменте окружностью 51 м и высотой 6 м. На ее вершине был расположен «облачный свод» с четырьмя бронзовыми драконами (каждый высотой 3,6 м), поддерживавшими позолоченную жемчужину.
Самое крупное цельнолитое сооружение из чугуна сохранилось и поныне. Это шестиметровое изваяние «Великий Лев Цзанчжоу». Достижением китайской металлургии стала сооруженная в 1061 г. чугунная 13-метровая пагода Юцюань в Даньяне. В 70-е годы XIII в. была построена 13-метровая каменная башня, которую китайские астрономы считали центром мира. Она предназначалась для измерения тени в период зимнего и летнего солнцестояния.


18.3. ЭПОХА МОНГОЛЬСКОГО
ЗАВОЕВАНИЯ КИТАЯ

Общая характеристика эпохи
Китай завоевывался монголами в XIII в. поэтапно. В 1234 г. пала независимость Северного Китая. В 1280 г, был покорен весь Китай. Период господства монголов в масштабе всей страны охватывает около 70 лет. В 50-е годы XIV в. центральные и южные районы фактически отсоединились от правящей монгольской династии Юань, окончательное свержение которой пришлось на 1368 г. В эпоху Юань равноправными столицами были монгольский город Каракорум, Пекин и Кайпин. Перевод официальной резиденции монгольских завоевателей из Каракорума в Пекин в 1264 г. стал датой рождения новой династии китайских императоров — Юань.
Опустошительная война и иноземный гнет серьезно деформировали традиции китайской культуры. Однако были и положительные моменты. В обширной монгольской империи стали активно развиваться культурные связи, процветали ремесло, торговля, росли города.
Религия
Веротерпимость монгольского двора, равно как и утрата конфуцианством статуса господствовавшей идеологии, способствовали демократизации жизни. С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм — тибетская разновидность буддизма. В ставке императора было создано управление тибетскими делами и ламаистской церкви. Принятие ханом Хубилаем имперской формы управления Китаем неизбежно вызвало обращение к конфуцианскому учению, тесно сросшемуся с государством. И хотя ведущее положение конфуцианства восстановлено при Юань не было, однако в 1315 г. вводилась экзаменационная система отбора, чиновников, учреждалась Академия сынов отечества — кузница высших конфуцианских кадров страны.
Все более проникает в страну мусульманство, пользовавшееся покровительством монголов. Первые общины мусульман появились тогда на Центральной равнине и в Юньнани. Хороший прием встретили и первые христиане, преимущественно несторианцы1, выходцы из Сирии. Они имели приверженцев главным образом в среде некитайского населения из числа допущенных в страну иностранцев для содействия в торговле и управлении.
При монголах в Китае проживало несколько итальянских миссионеров-католиков, строивших храмы. С изгнанием монголов исчезли из страны и христиане.
Характерной особенностью религиозной жизни было появление многочисленных сект, рождавшихся на базе буддийского и даоского вероучений. Одни из них признавались властями, другие — преследовались. Создавались они, как правило, монахами-проповедниками. Особую популярность приобрел будда грядущего мирового порядка Майтрея (кит. Милэфо, буквально — связанный дружбой), чье скорое пришествие должно было преобразить мир и сделать жизнь людей счастливой.
Среди сект, ожидавших прихода нового Будды и проповедовавших «монашество в миру», наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца.
Литература. Искусство
Попытка монгольского двора ввести в качестве официального алфавитное письмо (так называемое квадратное письмо) не удалась. Развитию китайской литературы эпохи Юань способствовало совершенствование национальной иероглифической традиции, обогатившейся в 20—50-е годы XIV в. рядом новых фонетических словарей.
Поэтическая лирика, бывшая на протяжении почти тысячелетия ведущим жанром китайской литературы, с XIII в. уступает первенство драматургии и прозе.
Наиболее яркой страницей литературной жизни юаньского Китая была драматургия. Всего за эту эпоху было написано около 600 пьес (до нас дошло 170).
Северокитайская драма характеризовалась четким делением на четыре акта, каждому из которых соответствовал цикл арий одной тональности и рифмы. Арии исполнялись только одним персонажем, другие вели прозаический диалог на языке, близком к разговорной речи, либо декламировали стихи. В начале пьесы и между актами вставлялись интермедии. Такая форма была рассчитана на восприятие широких масс городского населения.
Суровые законы монголов не позволяли прямо говорить правду о бедствиях китайцев в эпоху иноземного ига. Поэтому распространение получает традиция перенесения современных событий в прошлое, обращение к историческим и фантастическим сюжетам, что однако не лишало пьес злободневности.
В истории драматургии принято выделять два основных периода: ранний и поздний, рубежом которых является начало XIV в. Ранний период отмечен творчеством наиболее известных драматургов — Гуань Ханьцина, Ван Шифу, Ма Чжиюаня и Бо Пу.
Если в эпоху Тан родился прозаический жанр новеллы, в эпоху Сун — городской повести, то в годы Юань популярными становились народные книги, основанные на устном сказе. Они нередко иллюстрировались гравюрами, занимавшими верхнюю треть каждой страницы. Такое соотношение текста и изображения, как предполагают, восходит к буддийским сказам, которые нередко велись по картинкам, нарисованным на стенах пещерных храмов. В 1320 г. на языке, близком к простонародному, было издано сразу пять народных книг в одной серии. Они были едины по принципу построения и имитировали знаменитую летопись Сыма Гуаня «Зерцало всеобщее, в управлении помогающее» XI в. Ярче других в народных книгах отразилось буддийское вероучение.
Главным содержанием поэзии эпохи Юань была патриотическая тематика, описание ужасов монгольского завоевания, бедственного положения людей. Смутное время конца династии Юань нашло отражение у знаменитого поэта-отшельника Ван Меня (?—1359) и в стихах живописца Ни Цзаня (1301 —1374).
Изобразительные виды искусства эпохи Юань не отличались самобытностью. Художники преимущественно подражали живописи эпох Тан и Сун. Наиболее талантливым пейзажистом, стремившимся развивать традиции живописи Сун, был Ни Цзань. Среди произведений портретного жанра наибольший интерес по своей художественной выразительности представляли картины, изображавшие юаньских императоров. В скульптуре и архитектуре усилилось индийское и тибетское влияние. С XIV в. в буддийской архитектуре Южного Китая стал распространяться новый тип кирпичного храма с полуциркульным коробовым сводом. В жилой архитектуре по-прежнему преобладал тип планировки усадьбы с четырьмя-тремя- павильонами по сторонам прямоугольного в плане двора.
Наука
и техника
В эпоху Юань были введены некоторые усовершенствования: прялка с ножным приводом, новый вариант шелкоткацкого станка. Внедрялись новые виды орошения полей с помощью бамбуковых водопроводов и водяного колеса с ведрами-черпаками. Распространилась новая полевая культура сорго (гаолян). В быт стали входить некоторые элементы монгольской одежды, конструкции седла, смычковые инструменты. В 40-е годы XIV в. были написаны три новые династийные истории.
Самым же знаменитым научным открытием эпохи Юань был календарь, в котором длительность года составляла 365, 2425 суток, что лишь на 26 секунд расходилось с тем временем, в течение которого Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца. Это совпадает с действующим в настоящее время григорианским календарем, который появился на 300 лет позже.
Таким образом, эпоха монгольского завоевания Китая не может быть расценена однозначным образом, как время беспросветного для китайцев иноземного ига. Шло взаимное обогащение культур, приспособление их друг к другу. Вместе с тем рост патриотических настроений в обществе привел к падению монгольской династии. Началась новая эпоха истории.


18.4. ЭПОХА МИН.
ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Общая характеристика эпохи

В правление династии Мин (1368—1644) Китай снова стал самостоятельной державой, пережившей период интенсивного обновления и духовного развития. Минский Китай родился в горниле великой крестьянской войны против монгольских завоевателей, которую возглавил крестьянский сын и бывший монах Чжу Юаньчжан.
В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесенные монголами обычаи, одежда, прически демонстративно искоренялись правительством. Свой законченный вид в Минскую эпоху приобрела опиравшаяся на национальные традиции система управления обществом. О грандиозности замыслов минских императоров и их стремлении опираться на седую древность говорит затеянное в начале XV в. по инициативе двора составление свода всех литературных памятников Китая, а также восстановление Великой китайской стены.
Минская держава занимала всю территорию так называемого внутреннего Китая, то есть в пределах Великой стены. Два с половиной столетия мира и процветания способствовали удвоению численности населения державы, так что к началу XVII в. она составляла более 150 млн. человек. Особенно выделялся уровнем культурного и экономического развития район нижнего течения Янцзы. Его по праву считают Китаем в миниатюре. Здесь находилось несколько крупнейших городов, где проживало большинство виднейших ученых и литераторов, имелся обширный рынок сбыта произведений искусства, находились крупнейшие книжные издательства и печаталось около половины всей книжной продукции империи.
Религия. Идеология
Возрождая имперские традиции, минские правители неизбежно вынуждены были обратиться к конфуцианству, которое и заняло господствовавшее положение, обогатившись некоторыми элементами даосизма и буддизма. Согласно этой доктрине империя представлялась земным проявлением небесного, космического порядка, в котором сходятся божественное и человеческое. Поэтому управление в Китае, с одной стороны, было техникой манипулирования людьми, а с другой, — торжественным священнодействием. Провозглашая принцип единства жизни и морали, минские правители в то же время не верили в способность людей наладить свою жизнь без твердой направляющей руки. Поэтому в Китае нарастал деспотический характер императорской власти. Правители считали своим долгом держать умы подданных под неусыпным контролем и одновременно поощряли академическую декоративную ученость. Так, по приказу Чжу Юаньчжана из главного конфуцианского канона «Мэнцзы» было изъято более 80 мест, бросавших, по его мнению, тень на авторитет государя.
В конце XVI в. впервые в истории Китая были введены наказания для тех, кто на экзаменах посмел бы толковать каноны в противоречии официальным комментариям. С этого времени прослеживается стремление властей поставить даосизму и буддизму определенные ограничения. В 1373 г. в каждой административной области империи было разрешено иметь по одному буддийскому и одному даоскому храму. Самовольная организация монастырей каралась законом. В целях сокращения численности монахов устанавливались возрастные ограничения и вводились испытательные проверки для выявления их посвященности в суть учения. В XVI в. подверглись репрессиям проповедники синкретизма «трех религий» и разного рода нонконформистские мыслители. При этом в эпоху Мин многочисленными и популярными оставались локальные народные культы и религиозные секты.
Терпимым оставалось отношение властей к мусульманам, общины которых в это время численно прирастали и китаизировались: заимствовали язык, одежду, национальный стиль при возведении мечетей. После полутора веков самоизоляции Китая, когда все христианские миссии покинули страну, было получено от властей разрешение на прибытие итальянских иезуитов. Им давалось право на проповедь и постройку церквей. Некоторые из них были назначены придворными математиками и астрономами. Проповедуя христианское учение в среде китайской аристократии, иезуиты вместе с тем соглашались считать Конфуция великим мудрецом и признали культ предков. Благодаря такой гибкой политике христианские приходы стали быстро расти. Позже в страну были допущены и другие католические миссионеры.
Образование и наука
В империи Мин была возрождена традиционная система образования, однако она не смогла достичь размаха Сунского времени. В обеих минских столицах, Пекине и Нанкине, были открыты высшие государственные школы, в которых обучали военным наукам, медицине и даже магии. Восстанавливались местные школы-академии, областные, окружные и уездные училища. Указом 1375 г. предписывалось создать сеть начальных деревенских (общинных) школ. Наряду с государственными открывались частные учебные заведения. Все типы школ находились под контролем администрации.
Развитие научных знаний отразилось в практике создания трудов энциклопедического характера, в которых обобщались знания по сельскому хозяйству, технике ремесленного производства, фармакологии. Особое развитие в эпоху Мин получила история. В начале XV в. был издан «Великий свод годов правления Юн-лэ». Эта энциклопедия состояла из 11095 томов и 22877 глав и содержала разделы по истории, географии, медицине, технике и искусству. Период монгольского завоевания Китая был отражен в «Истории династии Юань». Появился новый тип исторической хроники — «Записи о свершившемся». В области философии ведущей в эпоху Мин оставалась неоконфуцианская школа, представленная именами мыслителей У Юйби (1391—1469),  Лоу Ляна (1422-1492), Чэнь Сяньчжана (1428-1500).
Расширению географического кругозора способствовали описания земель, сделанные участниками грандиозной экспедиции под руководством Чжэн Хэ, и составленная в ходе нее «Карта морских плаваний Чжэн Хэ». С 1405 по 1435 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку было совершено семь экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ, который в разных походах вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Кроме культурно-познавательных экспедиции имели торговые и дипломатические цели.
Литература
Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы — героической эпопеи и романа. Героическая эпопея представляла собой сплав народного и авторского творчества. В основе первых книжных эпопей («Троецарствие» и «Речные заводи»)— народные сказы, элементы драматургии, историографии. По сравнению с ними эпопея второй половины XVI в. «Путешествие на Запад» была больше проникнута личным авторским началом. Первым крупномасштабным произведением, основанным всецело на авторском творчестве, было «Плавание Трижды Праведного по Индийскому океану» Ло Маодэна (конец XVI в.).
В эпоху Мин продолжалось развитие драматургии. Крупным драматургом был Сюй Вэй (1521—1593). Наибольшей известностью пользовался его цикл пьес под названием «Четырехголосая обезьяна», одной из которых была «Мулань», посвященная знаменитой героине китайского фольклора.
С конца XV в. наблюдается расцвет большого южного театрального представления, ориентированного исключительно на южные мелодии. Среди наиболее известных драматургов этого направления был Тан Сяньцзу (1550—1616). Самая знаменитая из его пьес — «Пионовая беседка» (1598).
Арихитектура. Искусство
В эпоху Мин, когда Китай снова стал самостоятельной державой, интенсивно развивалось градостроительство. Были обновлены большие участки Великой китайской стены, и вся она была облицована камнем: За короткий срок отстроили императорские резиденции в северной (Пекин) и южной (Нанкин) столицах, а в их пригородах сооружены грандиозные погребальные комплексы для первых минских императоров.
 
В Пекине был построен императорский дворцовый комплекс, оказавший влияние на градостроительство последующих веков, — «Запретный город» площадью более 17 кв. км. Он был обнесен прямоугольным в плане внутренним городом, который, в свою очередь, замыкался каменными стенами с мощными надвратными башнями. В планировке города учитывался рельеф местности. Утомительную для восприятия прямизну парадных улиц китайские архитекторы живописно дополняли искусственными холмами и озерами.
«Запретный город». Пекин
     Главный пекинский Храм Неба (1420—1530), алтарь которого служил местом вознесения императором молитв Небу и Земле, был построен в соответствии с космогоническими представлениями китайцев. Обнесенная стенами квадратная территория символизировала землю, а все заключенные внутри ограды здания имели в плане круг — знак солнца и неба. С небом перекликались и остроконечные синие вершины черепичных крыш.
Мощь минской архитектуры наиболее зримо проявила себя в ансамбле тринадцати царских погребений XV—XVII вв. в пригородах обеих столиц. Эти комплексы включали храмы, башни, подземные дворцы, поражавшую воображение «Аллею духов» со скульптурами воинов, чиновников, мифических и реальных животных. Вдоль аллеи можно было встретить скульптуру главного из всех почитавшихся в Китае зверей — цилиня. Это фантастическое благовещее животное с мягким наростом на голове, копытами коня, бурой шерстью (цвет бессмертных). Появление цилиня означало покой и благоденствие в стране.
Возрождению живописных традиций в Китае эпохи Мин способствовало новое открытие придворной Академии живописи на рубеже 20—30-х годов

 
Храм Неба. Пекин
XV в. Для ее художников была характерна ориентация на сунские традиции и прежде всего жанр «цветов-птиц».
Расцвет получила повествовательная живопись. Тесно связанная с литературным произведением, она усвоила колорит его персонажей и занимательность сюжета. Живописцы этого направления создали увлекательный и поэтичный тип свитков-повестей. С XV в. широко распространились погребальные портреты, которые отличались реалистичностью в передаче черт лица человека. Их создавали после смерти и использовали в ритуальных целях.
Независимые от двора художники преимущественно работали в жанре пейзажа. Для пейзажистов этой эпохи главным было не просто передать внешний мир и свое отношение к нему, а как бы увиденным кем-то другим прежде. Поэтому на первое место выдвинулся стиль как способ отношения художника к миру. Такой стиль регулируется принципом экономии выразительных средств и ставит трудноразрешимую задачу добиться одновременно сходства и несходства между образом и прототипом. В итоге развития такого направления в Китае утвердилась живопись пейзажей «в манере древних мастеров». Образцы таких пейзажей заполняли страницы появившегося в XVII в. классического руководства по искусству живописи — «Слова о живописи из Сада с горчичное зерно».
Живописцы этой поры, нередко выступавшие в образе мудрецов, стремились рисовать «древнее», много раз виденное до них, запечатлеть наиболее выразительные свойства вещей. Они обнаружили, что вещи обретают свою выразительность в тот момент, когда они открываются в непривычном ракурсе. Наиболее фантастический вид приобрела природа в «пейзаже сновидений*, вошедшем в моду в начале XVII в. и отражавшем наиболее емко индивидуальный стиль авторов.
Лучшие достижения живописи XVII в. связаны с именами художников, порвавших с условностями академической традиции и творчески развивавших свободную порывистую манеру письма и экспрессивную интерпретацию природы. Для Сюй Вэя, ведущего пейзажиста XVI в., характерно обращение к красоте и логике строения видимых случайными природных форм. В жизни эти художники, как правило, были монахами или бедными скитальцами. Один из них, Гун Сянь, прославил свое имя особенно необычным пейзажем — «Тысяча пиков, миллион ущелий» (ок. 1670).
Минская эпоха отмечена расцветом декоративно-прикладного искусства, в котором все более проявлялись фольклорные начала. Появились новые образцы вещей: чайник для заварки чая, стулья, кресла, высокие столы. В изготовлении мебели новую жизнь обретает древняя традиция многослойных лаков. С середины XV в. начинают создаваться фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью. Изменился и принцип орнаментации фарфоровых изделий, поверхность которых (белая, розовая, зеленая) использовалась как фон для создания пейзажей, жанровых и орнаментальных композиций. Начинают выпускаться трех- и пятицветные глазури, черные гладкие сосуды, вазы «пламенеющего стиля» с переходом от голубых к пурпурным тонам. В широкое употребление вошли изделия из перегородчатой эмали, выполненные из латуни или бронзы. В этой технике создавались вазы, курильницы, ширмы, фигурки. Пышностью и многозначной символикой отличались церемониальные одежды минских императоров. Цвет императорского халата, темный сверху и желтый снизу, символизировал гармонию Неба и Земли. Выдающиеся произведения прикладного искусства, императорские халаты расшивались строго каноничными знаками высшей власти, соответствующими ритуалу жертвоприношения. Традиция различала 12 основных знаков державной власти, располагавшихся вертикально, по порядку старшинства.

 

Китайская средневековая культура, начавшаяся в эпоху Троецарствия (III в.), претерпела ряд существенных изменений и подошла к пределу своего развития, завершению традиции в эпоху Мин. В древности китайские мудрецы говорили: «Вещи, достигнув своего предела, претерпевают превращения». Общества, которые достигают подобного кульминационного состояния, невольно обращаются к прошлому, оценивают себя в его свете, одновременно отстраняясь и преодолевая тягу к нему. Каждое новшество соизмеряется с этим прошлым, рассматривается как уже однажды бывшее, но вместе с тем вступившее в новый круг обновлений. Предметом поиска в прошлом становится непроницаемая для досужего взгляда сокровенная глубина народной жизни, дающая исток всякой традиции. Поэтому с древнейших времен и по сегодняшний день законом духовной эволюции Китая было не выявление и овладение, а сокрытие и следование потаенному потоку бытия, сопровождавшиеся освобождением от всего внешнего, броского, лишнего. Китайские мастера достигли поразительного мастерства показывать свое искусство, скрывая его. Из-за этого своего свойства китайская культура не дает легких путей познания своей мудрости, тем более что предлагает человеку мужественно довериться персту судьбы, игре случая и возводит эту неуловимую изменчивость в принципиальный постулат своего мировидения. По этой же причине китайская традиция никогда не отрывала мысль от бытия, разум от чувства, а стремилась уловить изменчивый дух в бытии вещей этого мира. Отсюда и символизм языка китайской культуры, который уподобляется «ветру и волне» и всегда указывает в явленном присутствие неведомого, как отражение небесной пустоты в земной тверди.
 


 

 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100