ГЛАВНАЯ arrow Мировая культура arrow Культура средневековья  
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Мировая культура Культура средневековья

Культура европейского средневековья

Оглавление
Культура европейского средневековья
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

Рейтинг 0.0/5 (0 голосовать)

Image
Культура европейского средневековья
Д. А. ЧЕКАЛОВ, 
В. А. КОНДРАШОВ

КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Конспект  лекций

ЕВРОПЕЙСКОЕ  СРЕдНЕВЕКОВЬЕ

Эпоха  Средневековья — более  чем тысячелетний пе- риод становления и развития культуры  человеческо- го общества от крушения греко-римской античности до Нового времени, совпадающий с существованием в За- падной Европе  феодализма.
История  свидетельствует, что  развитие  человечества во всех  регионах  происходит от архаического состояния  еди- нения с природой в родовом обществе в направлении созда- ния  современного индустриального и постиндустриального общества.  Это  развитие  осуществляется  в долгом   и  труд- ном  процессе культурно-исторического самосозидания об- щественных форм  жизни человека через  разложение пер- воначальных природных форм  её  организации в условиях родоплеменной  общности и  творчества новых  культурных форм в условиях цивилизации. Однако, являясь магистраль- ным  направлением  развития человечества, он  происходил в различных регионах  в силу  множества причин  в разных формах  и с разной степенью интенсивности,  породив два типа древних  цивилизаций — восточные и античную (гре- ко-римскую).
Восточные цивилизации  базировались преимуществен- но на государственной собственности на основные средства производства,   обусловившей  невозможность  выделения индивида из родоплеменной общности, позднее соседской, территориальной общины,  а  также   полную   зависимость всех  проживающих на  определенной территории от  цен- тральной государственной власти.  Античность же  породи- ла частную  собственность и относительную независимость
 производителей как  основу  индивидуальной самостоятель- ности личности и становления договорных отношений в об- ществе.

Крушение античной цивилизации, произошедшее вслед- ствие  исчерпания внутренних ресурсов  развития античного рабства  и империализма и под ударами  варварских племен (взятие  Рима готами в 41О г., вандалами в 455 г., наконец, гер- манским наемником Одоакром в 476 г.), знаменовало конец Западной Римской империи, а вместе  с нею всего предыду- щего этапа  культурно-исторического развития.  На длитель- ный  период  времени Западная Европа  погрузилась в хаос смешения германских племен  (алеманы,  тевтоны, англы, саксы, вандалы, готы,  бургунды, франки, лангобарды), во многом  ещё стоявших на уровне общинного уклада жизни — с военной демократией и вождями во главе, с остатками рим- ской цивилизации.
Мир  «варваров», как  называли полудикие племена гер- манцев римляне,  значительно уступал  греко-римскому с точки   зрения  наличия  гражданской,  политико-правовой и духовной  культуры, но  обладал  большей жизнеспособно- стью.  На долгое время  здесь исчезли государственные обра- зования, крупные города были  разрушены, и весь этот мир раскололся и раздробился на мелкие  части.  Народы бывшей империи были  отброшены из цивилизованного состояния далеко  назад, к догосударственному существованию и пери- оду разложения родового  общества, и им предстояло заново пройти нелегкий путь становления первичных государств  и основ цивилизации.
Единственной уцелевшей от прежнего мира силой, обла- давшей  централизованной организацией и духовным  влия- нием, оказалась христианская церковь во главе  с римским патриархом, что  обусловило её роль  в становлении нового порядка и её возвышение, обретение политического веса и власти  на всей территории Западной Европы.
Однако столетия существования античной цивилизации не могли пройти даром для народов Европы. Они обусловили
 характер   западноевропейского   феодализма   прежде   все- го частной  собственностью  на землю,  навыками  управле- ния  государством,  развитым  договорным  правом,  наличи- ем христианской  религии и церкви,  а также доставшейся от античности  философией. Это позволило  западноевропей- скому феодализму в ускоренном темпе пройти этап станов- ления  новой  цивилизации, в ходе которого сложилась со- циальная  структура феодального  общества  и  способы  его жизнедеятельности, позволяющие характеризовать запад- ноевропейский феодализм как законченный целостный культурно-исторический  тип  — романо-германская  хри- стианская цивилизация.
Другие средневековые  цивилизации — арабо-мусульман- ская, византийская, восточные — вследствие засилья там па- триархально-родовых и даже рабовладельческих отношений, их переплетения  с феодальными,  оказались  гораздо менее динамичными и продуктивными  в культурно-историческом процессе движения  человечества к современному обществу. Присущие  им типологические  характеристики  — государ- ственная  собственность  на землю, стремление  к политиче- скому централизму,  деспотизм  власти и бесправие  поддан- ных, доминирование общинных  обычаев и традиций  — на длительное время затормозили  становление этих цивилиза- ций и обусловили,  в конечном  счете, их историческое  от- ставание от западноевропейского мира. Поэтому в истории мировой  культуры Средневековье  представляет  именно  за- падноевропейский феодализм как реализующий закономер- ности становления культурно-исторического развития чело- вечества в наиболее чистом, классическом  виде.
Существуют  различные   способы   периодизации  эпо- хи Средневековья.  Наиболее приемлемой выглядит пе- риодизация,  в основу которой  положен  принцип  цикли- ческого развития феодального общества: становление феодализма,  зрелый феодализм,  кризис  феодальных обще- ственных отношений.  Первый период соответствует раннему
 
Средневековью  (У—ХI в.), второй — зрелому (ХН-ХIУВ. ) И третий — позднему Средневековью  (ХУ—ХУII в.), совпадаю- щему по содержанию с эпохой Возрождения и Реформации.


 
След. »

da



Rambler's Top100