Коммуникативная культура. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования |
Страница 8 из 9 Источники изучения коммуникативного поведения Источниками материала при изучении коммуникативного поведения являются: 1. Публицистические источники Страноведческие очерки журналистов-международников Путевые очерки, заметки путешественников Воспоминания дипломатов Путевые заметки писателей Телевизионные передачи о разных странах 2. Художественная литература Анализ текстов художественной литературы Фольклорные произведения Анализ кино- и видеофильмов 3. Специальная литература Страноведческие словари Энциклопедические словари Страноведческие и этнографические публикации Культурологические публикации Фольклористика Психологическая литература 4. Учебная литература Видеокурсы различных языков Национально ориентированные учебники и учебные пособия Переводные, фразеологические словари Сборники пословиц и поговорок 5. Анализ языковых средств Данные контрастивной лингвистики Паремиология 6. Результаты опросов Результаты опроса носителей коммуникативной культуры Результаты опроса лиц, контактировавших с описываемой коммуникативной культурой Результаты психолингвистических экспериментов 7. Результаты включенного наблюдения Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному языку Систематическое описание коммуникативного поведения того или иного народа имеет важную лингводидактическую сторону. Обучение коммуникативному поведению должно осуществляться наряду с обучением собственно языковым навыкам при изучении иностранного языка. Коммуникативное поведение – такой же важный аспект обучения языку, как и другие: обучение чтению, письму, говорению, пониманию и переводу. Необходимо обучать коммуникативному поведению – в рецептивном аспекте – в полном объеме (иностранец должен понимать коммуникативное поведение страны изучаемого языка). Что же касается продуктивного аспекта, то здесь необходим дидактический отбор материала. Видимо, необходимо учить коммуникативному поведению в стандартных коммуникативных ситуациях (речевой этикет). а также коммуникативному поведению в тех коммуникативных сферах, где реализация тех или иных норм связана с понятием вежливого, статусного общения. Необходимо обучать национально-специфическим приемам аргументации и убеждения. В невербальном аспекте продуктивный аспект будет значительно меньше – пальцевый счет, жестовое изображение цифр на расстоянии, жесты привлечения внимания и некоторые побудительные жесты (остановка такси), регулирование дистанции и физических контактов, контакт взглядом. Остальные невербальные средства могут быть усвоены рецептивно. Важно также обратить внимание на этикетное, культурное невербальное поведение, чтобы научить учащихся избегать неадекватного или оскорбительного для другого народа невербального поведения. Н.Нед Сили в книге “Обучение культуре” [С.134] со ссылкой на американского исследователя Ф.И.Г.Ностранд пишет о следующих способностях и навыках, которые должны формироваться при обучении культурным стереотипам: 1. Способность описать образец или приписать его субкультуре, для которой он типичен. 2. Способность узнать образец в факте поведения. 3. Способность ‘объяснить’ образец с точки зрения его функционального отношения к другим образцам или с причинной точки зрения. 4. Способность предсказать возможную реакцию на конкретную (данную) ситуацию. 5. Способность выбрать общественно одобряемый образец. 6. Способность оценить факты, приводимые в качестве дескриптивной генерализации (то есть обобщения – И.С.). 7. Способность продемонстрировать или описать метод анализа или синтеза. 8. Способность выбрать описание знания, необходимое для обычной человеческой потребности. Нетрудно заметить, что все эти навыки относятся к рецептивной сфере, но они могут быть, отработаны, проверены и оценены, поэтому они имеют несомненную дидактическую значимость. Таким образом, коммуникативное поведение, как отмечалось выше, представляет собой: 1. активное страноведение, 2. коммуникативное страноведение, – и как таковое подлежит изучению в процессе преподавания иностранного языка. Формы, методы и содержание обучения коммуникативному поведению требуют специальной разработки. |
След. » |
---|