Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм


В стихотворениях экспрессионистов периода мировой войны ощущение разрушающегося мира, образы смерти, распада, одиночества, характерные для произведений довоенного времени, находят соответствия, подтверждения в действительности и приобретают значение констатации факта:

        Die Erde verschimmelt im Nebel.
        Der Abend drückt wie Blei.
        Rings reisst elektrisches Krachen
        Und wimmernd bricht alles entzwei.9

А. Лихтенштейн, “Die Schlacht bei Saarburg” [Menschheitsdämmerung 88]

Если бы эти строки были написаны до войны, они оставались бы описанием субъективного состояния лирического “Я”. Но название стихотворения указывает на то, что речь идёт о действительном состоянии мира.

Экспрессионисты преодолевают границы единичной, единственной в своём страдании личности – в таких текстах, как “Klagen will ich” (1916) Ивана Голля, “Krieg” (1917) Оскара Канеля (Kanehl), “Kriegserklärung” (август 1914) Виланда Херцфельде, речь идёт о страдании не человека – лирического героя, а людей, всего человечества; появляется лирическое “Мы”:

        Vielleicht würden uns am Abend Siegesmärsche umstreichen,
        Vielleicht lägen wir irgendwo ausgestreckt unter Leichen.10

Э. Штадлер, “Der Aufbruch” [Menschheitsdämmerung 80].

Война стала обобщающим, универсальным символом всего того, против чего восставали и из-за чего страдали экспрессионисты, – символом старого мира, метафорой кризиса цивилизации. Неизбежно возникавшее тяготение к новому привело к политизации экспрессионистического движения, к обращению многих экспрессионистов к социализму, коммунизму и анархизму – своего рода метафорам мира грядущего.

Антивоенный и революционный пафос нередко сливались, что обусловило появление в экспрессионистической поэзии социальной критики. Примером могут служить “Die Mörder sitzen in der Oper” Вальтера Газенклевера (Hasenclever), “Auf!” Альберта Эренштейна (Ehrenstein), “Mütter” Эрнста Толлера (Toller). Клабунд в 1917 году обратился с открытым письмом к Вильгельму II с требованиями прекратить войну и отречься от престола [Экспрессионизм 1986 441].


 
След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


статистика