Поэтическая абсурдология


Приложение 1 
Сигачёв А. А., Об авангарде, о времени и абсурдософии

Современная абсурдософия представляет собой синтез авангардной литературы, психологии и философии, граничащих с запредельным абсурдом, с экстраполяцией на абсурдную действительность современного мироустройства. Это новое течение в авангардной литературе является как бы зеркальным отражением современной действительности, и, по сути, является оружием в борьбе с международным злом «глобализации», как одной из разновидностей мракобесия. По выражению абсурдософов: подобное следует искоренять подобным, клин вышибают клином.
По мнению современного, самобытного, молодого ведущего европейского авангардиста Юрия Тубольцева, — в современном мире создалась парадоксальная ситуация главенствующей роли идиотизма, мракобесия и безраздельного господства «князей тьмы». По образному выражению молодого психолога и философа, родоначальника философии абсурда Юрия Тубольцева: «Тёмные невидимки-мракобесы, заняв все ключевые позиции в государствах, правят бал...» Это очень точно выражено в известном стихотворении А. С. Пушкина «Бесы»: «...Бесконечны, безобразны, / В мутной месяце игре / Закружились бесы разны, / Будто листья в ноябре... / Сколько их! куда их гонят? / Что так жалобно поют? / Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают? <...> Мчатся бесы рой за роем / В беспредельной вышине, / Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне...»/
«Великий русский поэт А. С. Пушкин избрал для борьбы с бесовщиной оружие безупречной красоты и гармонии, — пояснил мне Юрий Тубольцев в беседе со мной. Современные молодые авангардисты избрали иной путь, иное творческое оружие борьбы с международным злом бесовщины — «глобализацией» с прицелом ее лидеров на мировое господство с пресловутой идеей об избранном «золотом миллиарде». Новое время диктует новые формы сопротивления международному злу. Миниатюра абсурда, призвана не потешать, хрюкающих и лающих, рассыпанием перед этой бесовщиной прекрасного бисера слов, но действовать выработанным психологическим секретным оружием борьбы с мировым злом — жалящим словом абсурда, эпатажем на грани шока, ибо прекрасных слов мракобесы не воспринимают, никак не реагируют на них, и продолжают творить зло. Наша задача: вернуть архитекторам зла, их же собственные "таблетки" шоковой терапии...»
В доказательство психологической позиции абсурдософии как таковой, Юрий Тубольцев перечислил несколько десятков слов, называя их «нейтроновыми» и «урановыми», которые, наряду с другими психологическими «словами-пилюлями», призваны исполнять роль секретного оружия борьбы с «князьями мракобесия». Вот лишь некоторые слова из арсенала абсурдософии: сексомания, порнопсёнок, сексопсёнок, кровопсёнок, порносёнок, сексосёнок, порносексик, кровосёнок, кровосексик, кровопорно, сексопорно; сексосекситься, порнопорниться, кровокровиться, хрюнохрюкаться, порноманиться, шизофобиться, сексошизиться, маносекситься, сексопорниться, порнохрюкаться, хрюколаяться, лаяхрюкаться, хрюхихикаться, хихилаяться, хрюмяукаться, мяухрюкаться, быкосекситься, сексобыкаться, быкопорниться, слонобыкаться, мамонтслониться, параноиться, шизопорниться...
«На самом деле, — пояснил мне Юрий Тубольцев, — эти и другие абсурдософские ключевые слова, являются лишь небольшой увертюрой, к призыву о создании обязательной рекламной строки в телевидении, всех без исключения телевизионных каналов крупным шрифтом: Минздрав предупреждает: Осторожно, люди! Смотреть и слушать все без исключения телепередачи — вредит вашему здоровью. Это яд самой гремучей змеи!..»
Юрий Тубольцев дал мне прочитать макет его будущей очередной книги по абсурдософии. В ходе беседы я попросил Юрия Тубольцева разрешения задать ему несколько вопросов для того, чтобы написать статью о нём, как о первопроходце в философии абсурда, шокового эпатажа, а также показать развитие этой проблемной темы в современной литературной школе авангарда, её связи с социально-психологическими процессами, протекающими в современном обществе в мире. Я задал Юрию Тубольцеву несколько вопросов, и он любезно согласился ответить на них.
— Юрий, что явилось главным толчком к выбору вашего, прямо скажем, необычного творчества в области авангардной литературы, миниатюры абсурда, шокового эпатажа и создания новой авангардной школы абсурдософии?
— Современное общество, поражённое глобальным кризисом, раздираемое противоречиями, оказалось в упадочном состоянии. Словно из прорванного гнойника вылезли наружу такие злокачественные явления, как пиратство, терроризм, рабство, кража и торговля детьми и человеческими органами и многие, многие другие дикости нового тысячелетия. Всё это сопровождается беспримерной бесовщиной, льющейся водопадами с экранов телевизоров. Я настолько был шокирован происходящим в мире беспределом, что стал решительным борцом с этим беспримерным злом в истории человечества. Наша суровая и мрачная действительность послужила главным толчком в выборе литературного творчества в сфере абсурдной миниатюры, абсурдософии.
— Юрий, в вашей книге по поэтике развёрнутого абсурда (Ю. Тубольцев «Поэтика развернутого абсурда», 2008)  часто встречаются такие авангардные термины, как сюрреализм, эпатаж, минимализм. Не могли бы вы коротко пояснить: какой смысл вкладываете Вы в эти термины? Какую новую смысловую нагрузку несут у Вас эти, уже ранее известные в авангардной литературе, слова?
— Что касается термина «сюрреализм», то я больше склоняюсь к французскому толкованию слова “surrealisme”, что буквально означает сверхреализм. Это понятие пришло на смену дадаизму, направлению в авангардистском искусстве, объявляющее своей задачей бесконтрольное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания. Это порождало причудливо-искажённые сочетания слов, способствовало сращиванию реальных и нереальных явлений и предметов. Другой термин «эпатаж» происходит также от французского слова “epatage” (скандальная выходка); чаще всего, я в своих произведениях абсурдной миниатюры вкладываю именно такой или подобный этому смысл (скандальное поведение героя миниатюры), впрочем, иногда желательно выразиться острее, тут и приходит на помощь слова из абсурдной, «потусторонней» философии — абсурдософии. А что касается термина «минимализм», то, как мне представляется, в самом этом слове содержится ответ на ваш вопрос. И всё же, я больше склоняюсь к тому, что слово «минимализм» является антиподом слову «максимализм». Мне, в этом сравнительном анализе слов, видится большая точность.
— Известно, что писатели индивидуалисты и являются конкурентами. Отчего же у них появляется потребность к объединению?
— Когда люди работают вместе, возникает эффект синергии (греч. Συνεργία/Synergos — вместе действующий). Человек по своей природе социален и потому постоянно нуждается в общении с подобными себе. Любой писатель ищет своего читателя, мечтает обратить его внимание, надеется на понимание и на возможное творческое сотрудничество. У писателя постоянно возникает вопрос, как найти своего читателя, как до него «достучаться»? В этом и состоит неоценимая роль писательских сообществ, Союзов писателей: проводить совместные конкурсы, крупные издательские проекты.
— Как Вы считаете: нужна ли организация «авангардистов-абсурдистов»? Если «да», то зачем она, по-вашему, нужна?
— В случае создания организации «авангардистов-абсурдистов» можно будет говорить о своей школе. Писательская организация — это, прежде всего, коллектив. Разумеется, писательское дело сугубо индивидуальное, но писателю необходимо сотворчество и коллективизм, как в театре, кино и даже в любом небольшом оркестре. И писательское творчество не является исключением, ему необходимо постоянно ощущать чувство коллективизма. Писательские объединения существуют самые различные, и даже там, где нет писательских союзов, писатели всё же группируются вокруг крупных издательских журналов, литературных проектов, конкурсов и т. п. Вот это и есть коллективные формы писательской работы. И, если вспомнить прошлое, то, ещё в начале ХХ века имели свои издания даже небольшие литературные течения авангардистов (футуристов, имажинистов, акмеистов и т. д.).
— Ради чего мы живём и пишем? Какие приоритеты в Вашем творчестве, как молодого писателя 20–30-летнего возраста?
— Я бы хотел выработать у читателя вкус, чтобы моему читателю были противны продукты массовой культуры, Голливуда. У меня нередко возникают подобные вопросы, который являются стержневыми вопросами. Духовность в настоящее время массовой деградации личности обретает особую актуальность. Если ответить кратко, то живём мы ради постижения светлой духовности (истины, добра, красоты, гармонии).
— Как происходит переосмысление жизненных ценностей? 
— Переосмысление жизненных ценностей происходит на основе художественных, эстетических переживаний при соприкосновении с духовными ценностями. И приоритетом в шкале ценностей являются, на мой взгляд: уважение к природе, бережное отношение к ней; соблюдение принципа равенства и братства всех людей и народов.
— Насколько мне известно: кроме авангарда Вы ещё увлечены наукой, публикуетесь в научных журналах и даже готовитесь к поступлению в аспирантуру. Что Вас вдохновило на научный поиск?
— Я два года учился в психологической аспирантуре, но решил переквалифицироваться в культурологи. Меня интересуют, в первую очередь, этика и педагогика, то, как тексты могут оказывать воспитательное воздействие на читателя или зрителя.
— Скажите несколько слов о современном научном процессе.
— Современная наука превращается в иррациональное искусство, научное слово становится не псевдологичным, а образным, метафоричным, субъективным. Наука перестает предписывать обществу, что является верным и обязательным, а, наоборот, показывает, что различные точки зрения равноправны и относительны. Научных традиций становится много и все они различны и несводимы к общему знаменателю.
— Какие на Ваш взгляд литературные тенденции в мировом литературном процессе будут доминировать через 10–15 лет?
— Эклектика, смешение жанров и стилей. Очень надеюсь, что духовонность будет постепенно выветриваться свежим воздухом настоящего искусства. Думается, что к тому времени в литературе будет доминировать реализм и получит широкое распространение новаторство и авангардизм.Литературное течение современного авангардизма часто понимается, как литературное объединение или школа. Оно обозначает совокупность творческих личностей, объединённых идейно-художественной близостью и программно-эстетическим единством. Получит своё дальнейшее развитие неореализм, который, наряду с характерной правдивостью, устремится в глубину проникновения в действительность, затрагивая самые ее корни, во всей полноте художественного и психологического понимания. Но особое место в литературном процессе займёт символизм, высвечивающий весь абсурд современной действительности «с изнанки». Новый символизм будет формироваться и оформляться в связи с общим кризисом псевдокультуры на стыке тысячелетий. Символисты в недалёком будущем устремятся в своем творчестве к постижению «скрытых реальностей», через мистифицированную форму своих абсурдософских произведений. Исходя из кризисных противоречий нынешнего мрачного времени, можно сказать, что назрела потребность выражать мысли образами символов, доводя их до художественной впечатлительности, и указывать путь к божественной сущности мира. Заметную роль в этом процессе будут оказывать модернистские течения в поэтике. Современная шоковая пощёчина общественному вкусу настоятельно требует новых литературно-художественных средств. Методы Маяковского обретают «второе дыхание» — «стать делателями собственной жизни и жизни для других». Другими словами, абсурдософия завоёвывает право по преобразованию окружающего мира, стать продолжателем естественной природы и положить конец бесчинствам тьмы. Призвать людей к пробуждению чувства родины. Обычные средства уже не пробуждают Емелю на печи, нужен эпатаж, абсурд, шок!..
— Как, по Вашему мнению — русский авангард в России ещё не дорос до уровня зарубежного авангарда?
— Думаю, советская духовность еще оказывает огромное влияние на современное российское искусство, и мы даже опережаем Запад в плане авангарда, но, к сожалению, процессы деградации в России идут сейчас ужасающими темпами. Издательства пустились во все тяжкие, пытаясь зарабатывать деньги, как можно больше и быстрее, с немедленной коммерческой отдачей от выпуска книжной и электронной продукции. На рынок выбрасываются всё более новые «модные» издания, причем издатели не считаются ни с какой нравственностью. При этом часто выходит материал очень сомнительного качества. Руководители крупных издательств не задумываются над тем, что наряду с низкопробной, вульгарной литературой, должны выходить и серьёзные книги, а также необходимо прислушиваться к зову нового времени в решении современных задач. Старые литературные формы всем уже набили оскомины, топчутся на месте и подобно гоголевской вдове унтер-офицера высекают сами себя...
— Как обстоят дела с издательскими проектами по авангарду в сети Интернет? Какие Вам видятся в этом перспективы?
— Активных, посещаемых литературных сайтов самиздата уже больше пятидесяти, популярных издательских интернет-парталов, в которых работают редактора, и публикуется не все, а только отобранное — не более пяти. Существуют и альтернативные варианты, когда на сайте есть блог, в котором все авторы публикуют всё, что они хотят, но есть и редакторская часть сайта, в которой размещаются только избранные работы.
— В чём конкретно, по Вашему мнению, должна состоять помощь государства писательским организациям и крупным проектам творческих коллективов авангардистов на современном этапе?
— Очень стимулируют творческие конкурсы. Также плодотворна деятельность по изданию различных тематических сборников. Помощь государства писательским организациям и крупным проектам молодым творческим коллективам авангардистов, должна быть, прежде всего, финансовая. Писатель не должен быть богатым, но и нищим он быть не должен. Издав востребованную книгу, писатель должен жить безбедно на полученный гонорар, как минимум год. Чтобы он и его семья не чувствовали себя на голодном пайке. Государство должно поддерживать писателей выплатой государственный стипендий, но не в виде жалких крох, на которые можно только перебиваться с хлеба на воду.
— Каким, как Вам видится, должны быть договорные отношения между писателями, редакторами и издательствами?
— Как правило, если писатель не известен, то ему приходится публиковаться за свой счет. Но это даже и выгодно, т. к. в этом случае писатель получает не небольшой процент от продажи книги, а реальную прибыль в случае успешной реализации тиража. Однако просто напечать книгу — не достаточно. Обязательно нужно, чтобы была реальная сеть для ее реализации, иначе весь тираж может остаться на складе. А товароведы в магазинах берут на реализацию далеко не все. Стихи часто являются неформатом. Чтобы быть услышанным и востребованным писателем в современной действительности, необходимо сбросить с корабля современности все одряхлевшие, изжившие свой век, потерявшие ценность.
— Сейчас в мире назрела критическая ситуация в финансовых вопросах. И назрела необходимость государственной помощи писателям в форме «стипендий» или минимальных гонораров. Как обстоят дела в этом вопросе в Германии и в Международной писательской организации, в которой Вы состоите?
— Союз писателей «Новый современник» собирает добровольные взносы для поддержания работы сайта, государственной поддержки, к сожалению, нет. Все держится на энтузиазме. Выражаясь словами Ильфа и Петрова «Забота об утопающих — дело рук самих утопающих».
— Как Вы относитесь к созданию авангардного театра, в том числе в сети Интернет?
 — Авангардный театр призван подтягивать за собой и поднимать планку и уровень искусства, в том числе и в Интернете. Интернет необходимо одухотворить и вытеснить из него глупые компьютерные игры.
— Театр в Интернете, это понятие рыночное?
— Все, что относится к высокому искусству, к сожалению, не рентабельно. Поэтому необходима поддержка фондов и государства. И все же, по большому счёту, театр вообще и театр в Интернете, в частности, — это не рыночное понятие. Публику необходимо ориентировать и настраивать на определённую волну, когда в мире все перепуталось. Нужен театральный маяк в Интернете, в том числе и не рыночного свойства. Тут задето чувство чести современного художника и руководителя театральных проектов. Не хлебом единым жив человек.
— Какие у Вас планы на ближайшее время и на перспективу?
— Окультуривать информационное пространство.
— Вы человек целеустремлённый. Какая у вас мечта?
— Получить Нобелевскую Премию по литературе.  
— Над чем Вы сейчас работаете?
— Над серией миниатюр про разных интересно мыслящих зверюшек.
— Остается ли время для досуга? Что больше всего в жизни придает Вам заряд вдохновенья?
— Лучший досуг — это смена деятельности, замена одной полезной работы на другую. В последнее время я часто слушаю аудиокниги.
В заключение нашей беседы с молодым новатором в современной авангардной литературе Юрием Тубольцевым, я пожелал ему преодолеть все трудности, которые неизбежно встретятся на его творческом пути, как у всякого первопроходца. Уже сейчас Юрий Тубольцев ощущает на себе тяготы тернистого пути нового творчества в авангардной литературе — абсурдософии. Но как в минуту откровения Юрий Тубольцев признался мне: он не из слабого десятка. «Реакция поборников зла только закаляет мой дух, — признался мне Тубольцев, — это только укрепляет во мне веру в могущество слова. У дьявола Люцифера, отца лжи, лицемерия и мракобесия, родной стихией является ложь. А за нами — Правда. Победа останется за нами, как за Дмитрием Донским на берегах Непрядвы, победившим неисчислимую орду Мамая, потому что, как сказал святой Александр Невский: «Не в силе Бог, а в Правде». Сильнее Правды нет ничего. Ложь и мракобесие будут посрамлены...»
(Статья опубликована в электронном журнале «Знание. Понимание. Умение. № 5 2009 – Филология)    


 
« Пред.   След. »

Леонид Шимко

r1.jpg

Евгений Горный

r2.jpg

Расуль Ягудин

r3.jpg

Юрий Тубольцев

r4.jpg

Евгений Шимко

Связь

Адреса для связи с геосимволистами:

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Наш девиз

Наш девиз | Пусть символисты всегда будут в моде, когда они веками свирепствовали в авторитете! >>

 


статистика