О символике цветов

Image
символика
Цитаты из статьи: Какого цвета стороны света? Автор: Сергей КРИВЕНКОВ Статья опубликована в журнале НЛО № 49 (2006) В русской традиции заря - Красна Девица, поэтому восток скорее всего связан с красным цветом. Север - понятно, с белым, цветом снега. Но уже с югом и западом устойчивых соответствий в наше время нет. Всегда ли так было? Как обстоят дела в других странах?  Это не просто любопытно - без знаний символики цветов часто трудно понять чужую культуру, особенно древние ритуалы. К цветам часто добавляются и другие символы - образы живых существ. Есть воплощения символики сторон света в храмовой архитектуре, в том числе и в России. Пример - скульптуры евангелистов над фронтонами Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Над северным фронтоном - Иоанн Богослов с орлом, над восточным - Лука с тельцом, над южным - Матфей с ангелом, над западным - Марк со львом. Выбор живых существ-спутников вовсе не случаен и восходит к весьма стародавним временам. В древности любили соотносить со сторонами света животных, и даже человек находил свое место в такой схеме мира. Египетские представления: север - коршуна, восток - человека, юг - обезьяны, запад - шакала. Запад не любили, ведь он ассоциировался у древних египтян со смертью. В Древнем Двуречье полагали: север - орла, восток - быка, юг - человека, запад - льва. Древняя Греция: на севере вновь орел, восток - рыба, юг - дракон, запад - слон. Заметим, что евангелическая традиция, отраженная и в России, восходит к месопотамской, а не к греческой. Правда, I прямых цветовых соответствий современная христианская традиция не использует, а вот в других культурах дело обстоит иначе. В Китае издревле считали, что центру мира соответствует желтый цвет. Он преобладал и в императорских одеяниях. А со сторонами света сопоставляли иные цвета. Даже сектора неба делили именно так. Восток символизировал Синий Дракон, юг - Красная Птица, запад - Белый Тигр, север - Черный Воин. Иногда, впрочем, восточный дракон не синий, а зеленый. А вместо Черного Воина север охраняет Черная Черепаха. Аналогичные представления бытуют в Японии и Корее. В буддизме северного толка, махаяне, иное соответствие. Восток - синий, юг - желтый, запад - красный, север - зеленый. Причем центру мира соответствует звук, востоку - осязание, югу - зрение, северу - обоняние. B древних цивилизациях индейцев Центральной Америки господствовали иные цвета сторон света. Чаще всего север - красный, восток - желтый, юг - синий, запад - белый. Им соответствовали ягуар, орел, кролик и змея. Поскольку у ацтеков гвардейцы делились на воинов Ягуара и воинов Орла, легко понять, что север и восток почитались больше, чем юг и запад. Известен и другой вариант: север - белый, восток - желтый, юг - красный, запад - черный. И еще такой: север - черный, восток - красный, юг - голубой, запад - белый. Такое разнообразие не удивительно - племен в Центральной Америке было много. Наиболее опытные воины, называемые куачике, перед боем раскрашивали одну половину лица голубой краской, другую красной или желтой, объединяя все варианты местных традиций. Это означало готовность отразить атаку с любой стороны и презрение к смерти. Своя символика сторон света в индуизме. Иногда она находит даже монументальное воплощение. Известно, что раннесредневековый индуизм 'хорошо сохранился на индонезийском острове Бали. Неподалеку от главной вершины острова - вулкана Агунг - есть особые храмы, посвященные четырем сторонам света, сгруппированные вокруг центрального, который называется Пенатаран-Агунг. Восток символизирует белый храм, юг - красный, запад - желтый, север - черный. Кроме того, уже прямо на склоне вулкана, в другом храмовом комплексе, Пура-Пена-таран-Агунг, есть жертвенник в виде трех лотосов, соответствующих тронам трех главных индуистских богов - Брахмы, Шивы, Вишну. Причем трон Брахмы фасный, Шивы - белый, Вишну - черный. Выходит, что Шива - покровитель востока, Брахма - юга, Вишну-севера. Впрочем, если быть точным, в санскритских текстах Шиве соответствует северо-восток, а север и юг «обеспечивают» не только Вишну и Брахма, но и менее известные у нас Кубера и Яма. Поскольку Яма - бог смерти, мы видим, что юг самим южанам вовсе не казался в древности благодатным краем... Итак, единства мнений на Земле насчет цветов севера, востока, юга и запада нет. Да это и не удивительно - ведь параллели и меридианы не имеют ни цвета, ни вкуса, ни запаха. А многоликие и многокрасочные храмы, столь часто ориентированные по сторонам света, отражают многообразие обычаев и традиций, без каждой из которых Земля была бы беднее.
 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru