СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ

Оглавление
СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
Страница 2

Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:
1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают
людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем
мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой
приспособляемостью к потребностям человека.
2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть", т.е.
описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь
друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на
вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей
социального организма.
3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно целей, к
которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое
время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий,
предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.
4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя человек, чтобы
"вписаться" в ценности культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила
поведения обосновываются ценностями.
Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре культуры,
помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в
центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в своей книге "Наука и
демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или
попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку".
Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой
формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в
создании особого духовного климата в обществе. Наука - это
систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они
переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает
воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве
ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения,
непосредственного мотива действия.
Активным элементом культуры признается искусство, которое является
художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой,
организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство - это образ мира
и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках,
красках, формах. Искусство - средство общения между людьми, источник познания
мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ
самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство
полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает
научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и
взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими выдающимися ее
представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке:
"Музыка и исследовательская работа в области физики различны по
происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить
неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".
Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как
ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность
систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по
крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический
и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием
социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет
несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный
(общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении
идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль
социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая
в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения,
обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При характеристике культуры
как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее
основные исходные положения.
К их числу относится прежде всего принцип преемственности, выступающий
как необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Что
воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на что можно опереться в
ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности
зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и
своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой
культуры", которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных
условий социальной и политической стабильности. Создателями этого течения были
А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная их идея -
"национальная почва" - основа социального и духовного развития России.
     Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной культуры,
гуманитарного и технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище"
духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное.
     Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В
этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных
продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и
символически-знаковых.
     Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в
основном в трех формах:
n   спорадическая, стихийная, неосознанная;
n   метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
n   сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом,
разработкой принципиально новых проектов.
     Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри
определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и
умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между
культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает
многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в
масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и
Запад).


 
« Пред.

Direct/ADVERT


Direct/ADVERT



Rambler's Top100