История мировой культуры Новейшее время |
Страница 6 из 7 29 КУЛЬТУРА США XX ВЕКА На рубеже XIX —XX вв. на первое место по уровню экономического развития выдвинулись США, и центр мирового экономического развития переместился из Европы в Америку. США стали производить промышленной продукции больше всех и быстрее всех. Успехи экономического развития этой страны были обусловлены рядом социально-экономических, исторических, природно-географических факторов. Важнейшее значение в социально-экономическом плане имел радикальный характер буржуазно-демократической революции 1861—1865 гг., а также широкое использование достижений второй научно-технической революции, давшей миру новые средства связи, электричество, автомобиль и самолет, поточную (конвейерную) систему производства и многое другое. Экономический и технический взлет страны стал существенным фактором всестороннего развития в XX в. не только материальной, но и духовной культуры США, по уровню которой эта страна занимает ведущие позиции в мире. Главной особенностью процесса развития культуры США так же, как и европейских стран, видимо, следует признать взаимное пересечение старого и нового, развитие тенденций, охраняющих прошлое, и новаторских тенденций, отрицающих прошлое. А поэтому общество задает вопросы, для чего существует искусство, что оно может, что оно собой значит. Но однозначного ответа нет, да и само искусство и культура бесконечно выдвигают новые стили и формы. 29. 1. ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ Философия и мировоззрение С начала XX в. самое широкое распространение в США получил прагматизм1, который оказал большое влияние на различные области культурной жизни страны. Родоначальником этого направления был Ч. Пирс (1839—1914), а его крупнейшими представителями — У. Джеме (1842—1910), Дж. Дьюи (1859—1952), Дж. Мид (1863—1931). От других форм субъективного идеализма прагматизм отличается тем, что за основу своих построений он берет не ощущения, а цели, намерения, задачи действующего субъекта. Не «истинное полезно», а «полезное истинно» — таков принцип прагматизма. В первой четверти XX в. появились две школы реализма: неореализм (Р. Б. Перри, 1876—1957; У. П. Монтегю, 1873—1954 и др.); критический реализм (Р. В. Селларе, 1880-1973, Дж. Сантаяна, 1863-1952, Ч. О. Стронг, 1862-1940 и др.). Появление этих школ внесло заметное оживление в философскую жизнь. Современная философия в США представляет очень пеструю картину со многими философскими течениями. Прагматизм потерял прежнее господствующее положение. Протестантская философия выступает либо в форме персонализма1, либо в открыто фидеистической форме2. За последние годы значительно активизировалась католическая неотомистская философия. Религия Статистика в США утверждает: более 90% американцев верят в Бога. С 1955 г. на долларовых банкнотах печатается: «С нами Бог». Наибольшее распространение в США получил протестантизм. Более того, США стали мировым центром протестантизма, здесь обосновались штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и др. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей, за время существования которого его членами стали 300 религиозных объединений из 100 стран мира с 440 млн. верующих. В основе идеологии протестантизма — учение реформаторов (Мартина Лютера, 1483—1546; Жана Кальвина, 1509—1564 и др.) о спасении личной верой, о священстве всех верующих, об исключительном авторитете Библии, о праве каждого верующего проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Протестантизм упразднил церковную иерархию, отказался от монастырей и монашества. Молитвенные дома освобождены от пышного убранства алтарей, икон, статуй, нет колоколов. Богослужение предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. В настоящее время протестантизм в США — это совокупность самостоятельных церквей, организаций и сект. Одна из крупных церквей в США — протестантская епископальная церковь, тождественная английской, численность ее действительных членов 3,5 млн. человек. Эта церковь ведет активную миссионерскую деятельность как в США, так и за ее пределами. Более 120 самостоятельных церквей и 5 млн. последователей имеют в США пятидесятники. Они также с самого начала не ограничивали свою деятельность границами своей страны, а стремились к всемерному распространению идей «святой пятидесятницы» по всему миру. Большое распространение в США получили и такие последователи протестантского направления, как баптисты1. Единственным источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет). Баптисты не признают святых, монашество, сосредоточивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который, жертвуя собой, спас грешников. Главный принцип: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать Христу. Проповедь неизбежной «греховности мира», лежащего за границами общины, строгое соблюдение простейших нравственных норм (отказ от употребления алкоголя, сквернословия, взаимная поддержка и помощь) оказываются весьма привлекательными для людей, ощутивших несправедливость и черствость окружающих. Особое внимание баптисты придают проповеди своей веры, вести которую обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. В 1976 г. 20% американцев считали себя баптистами, среди негров их было около 70%. Американский баптизм играет ведущую роль во Всемирном союзе баптистов, объединившем свыше 7 млн. человек. Баптизм представляет крупнейшую протестантскую организацию, владеющую огромным капиталом и имеющую свои университеты, журналы, газеты, издательства, миссионерские общества и т. п. Ныне баптизм — существенный компонент американизма. Баптисты выдвинули многих теологов и социальных мыслителей, существенно повлиявших на облик современного американского протестантизма и культуры в целом. Среди них основатель и теолог «социального евангелизма» У. Раушенбуш (1861— 1918), неортодоксальный теолог и социальный мыслитель Р. Нибур (1892— 1971), У. Грэм (р. 1926) — основатель и глава «Всемирной евангелической ассоциации», автор многих книг, владелец радиостанций и различных изданий. Грэм формирует евангелическое вероучение на уровне и средствами массовой культуры, используя впечатляющие образы и символы христианства; Мартин Лютер Кинг (1929 — 1968) — один из руководителей борьбы за гражданские права негров в США, баптистский теолог. Выдвинутая им тактика «прямых ненасильственных действий» сыграла решающую роль в подрыве системы сегрегации2 и дискриминации черных американцев. Наконец, радиопроповедник Дж. Фолуэлл (р. 1933) с 1971 г. ведет популярную телепрограмму «Час Евангелия старых времен». Наиболее четко воззрения Фолуэлла изложены в работах «Слушай, Америка!» и «Фундаменталистский феномен». Но одну из самых крупных американских протестантских церквей представляют методисты. Вероучение методистов опирается на известные принципы протестантизма — признание авторитета Библии как Священного писания, отстаивание священства всех верующих и т. п.; отправляются два обряда — крещение и причащение. История методизма изобилует различного рода расколами, появлением отдельных самостоятельных церковных организаций, которые в последующем объединялись. В соответствии с уставом все церковные дела методисты решают на своих ежегодных и генеральных конференциях (раз в четыре года). Генеральная конференция, в работе которой принимают участие представители от мирян, является высшим законодательным органом церкви. Методисты — активные члены Национального совета церквей Христа. В настоящее время в США свыше 14 млн. методистов, объединенных в 23 церкви. Самая многочисленная (около 10 млн.) — Объединенная методистская церковь, сформированная в 1968 г. путем слияния нескольких методистских деноминации. Следует отметить, что с конца 70-х гг. XX в. духовные искания молодежи США принимают более уравновешенные, спокойные формы. Преобладающей тенденцией становится забота о том, чтобы сохранить свою индивидуальность, отыскав соответствующую нишу в обществе. Получают распространение замкнутые ассоциации и коммуны, члены которых, отгородившись от общества, в кругу единомышленников стремятся к различным формам самореализации и духовного обогащения. Многие видят выход в возрождении веры как в русле официальных религий, так и в нетрадиционных формах. В лоне традиционных церквей молодежь примкнула к представителям фундаменталистских направлений, выступающих за возврат к «истокам». Фундаменталисты в протестантизме выступали и выступают против либерального протестантского рационализма, отвергают любую критику Библии. Из нетрадиционных религиозных форм особую роль стали играть либо напрямую заимствованные у Востока верования, либо навеянные им. Новые культы — внеконфессиональные, внецерковные общины и объединения «Церковь унификации», «Движение Харе Кришна», Сатанинские секты и др. в своих проповедях и призывах пропагандируют идею скорого конца света и доказывают, что лишь приход в их ряды дает смысл земному существованию и указывает выход из тупика. Восточные верования манят молодых людей своим мистицизмом, перспективой регулярных контактов с божеством без посредничества священнослужителей. «Близость к богу» достигается аскетизмом и медитацией, постепенно вводящей участников в состояние транса. В США последователей новых культов насчитывается не менее 20 млн. человек. 29.2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ Наука Резкое возрастание связи науки со всеми сферами общественной жизни и усиление ее социальной роли в XX в. обусловили бурное развитие как естественно-технических, так и гуманитарных наук. Для активизации научных исследований, особенно в прикладных науках, в первом десятилетии сложилось взаимодействие государства, крупных монополий и университетов. В 1915 г. в США функционировало 100 исследовательских лабораторий, созданных предпринимателями, а в 1930 г. — 1600. Возникли также отраслевые институты, такие как Американский институт железа и стали (1908), Меллоновский институт промышленных исследований (1913), Батгелевский мемориальный институт (1925). В 1901 г. было создано Национальное бюро стандартов, задачей которого являлась стандартизация научной аппаратуры и инструментов. Сложился ряд новых направлений в технических науках: авиация, автомобилестроение, радио и др. Исследования по фундаментальным наукам осуществлялись университетами, финансируемыми федеральным правительством. В 1900—1920 гг. среди теоретических исследований приоритетными были математические науки. Большое значение в развитии математики имели работы Дж. Д. Биркгофа (дифференциальные уравнения, теоретическая механика), О. Веблена (дифференциальная геометрия). Физики Р. Милликен определил заряд электрона (Нобелевская премия, 1923), А. Комптон открыл эффект изменения длины волны рентгеновских лучей, рассеиваемых электронами (Нобелевская премия, 1927). В области медицины были достигнуты значительные успехи. А. Каррель предложил эффективные методы сшивания кровеносных сосудов (Нобелевская премия, 1912). В 1926 г. Дж. Уипл, Дж. Майнот и У. Мерси разработали методику лечения анемий препаратами, полученными из печени (Нобелевская премия, 1934). В 1936 г. Э. Кендалл, Т. Рейхштейн и Ф. Хенч предложили лечение некоторых болезней кортизоном (Нобелевская премия, 1950). Большое значение в развитии биологической науки имели труды Т. Моргана (Нобелевская премия, 1933), К. Бриджеса, Г. Мёллера, содержащие основы хромосомной теории наследственности. Со второй половины 30-х гг. возросли государственные ассигнования на науку. К тому же заинтересованность монополий в расширении научных исследований обусловила создание частных научных фондов, среди которых наиболее крупными были фонды Форда, Келлога, Слоуна и др. Значительным был вклад ученых в развитие американской науки и прежде всего физиков, иммигрировавших из фашистской Германии, — Н. Бора, К. Гёделя, Э. Ферми, А. Эйнштейна и др. В годы Второй мировой войны крупные ученые США (Л. У. Альварес, А. X. Комптон, Э. О. Лоуренс, Р. Оппенгеймер, Л. Силард, Э. Ферми) приняли участие в разработке атомных реакторов и атомной бомбы. В послевоенные годы значение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) постоянно повышалось. На фундаментальные исследования направлялось 12,5%, на прикладные — 21,5%, на опытно-конструкторские разработки — 66% всех средств, выделяемых на научные исследования. При этом важнейшей тенденцией стало установление прочных связей между наукой и производством. К середине 80-х гг. затраты на НИОКР превысили 100 млрд. долл. Результатом проведенных обширных космических исследований стал запуск в 1958 г. искусственного спутника Земли. В 1962 г. Дж. Тлен совершил первый в США орбитальный полет, а в 1969 г. Н. Армстронг, Э. Олдин впервые совершили посадку и выход на Луну. В настоящее время организации, финансирующие и осуществляющие научные исследования, составляют четыре группы: министерства и ведомства федерального правительства, промышленные организации, университеты и различные бесприбыльные учреждения. В разработке и реализации общенациональной научно-технической политики весьма значительно участие государственных органов. Формирование этой политики осуществляет Управление по вопросам политики в области науки и техники, созданное в 1976 г. К началу 80-х гг. наука в США становится одним из важнейших приоритетов государства. Численность научных работников США с 1980 по 1986 гг. увеличилась на 82% и составила более 2,3 млн. чел., или 1,9% рабочей силы страны. Число наиболее квалифицированных научных сотрудников достигло 308 тыс. чел. В 1984 г. в США на 10 тыс. занятых приходится 65 ученых (для сравнения: в Японии — 62, ФРГ — 47, Франции — 40, Англии — 35 чел). Из общего числа научных сотрудников специалисты по электронно-вычислительной технике занимают первое место, на втором — биологи, на третьем — ученые по социальным наукам. Более высокий уровень жизни и заработной платы в США обусловливает иммиграцию высококвалифицированных специалистов. С 1949 по 1976 гг. в США прибыло 255 тыс. специалистов, что обеспечило экономию 12,9 млрд. долл. по подготовке специалистов. Из общественных наук большое развитие в США получила экономическая теория. Целый ряд ученых в разные годы были удостоены Нобелевской премии за разработку широкого спектра вопросов экономики. Среди них П. Самуэльсон (1970), С. Кузнец (1971), В. Леонтьев (1973), М. Фридмен (1976), Г. Саймон (1978), Л. Клейн (1980), Дж. Тобин (1981), Ф. Модильяни (1985), Дж. Бьюкенен (1986), М. Миллер (1990), Р. Коуз (1991), Р. Фоуджел (1993), Р. Э. Лукас-младший (1995). Образование Одной из особенностей системы образования в США является более раннее, чем в других капиталистических странах, введение всеобщего бесплатного начального и среднего образования. В конце XIX в. завершился переход к всеобщему начальному образованию и начался переход к неполному среднему образованию. Многие штаты уже в конце XIX — начале XX вв. приняли законы о всеобщем среднем образовании, что обеспечило доступ к нему широких слоев населения. Система американского образования включает как государственные, так и частные учебные заведения. В настоящее время система образования представлена следующими типами учебных заведений: начальная школа с шестилетним сроком обучения, которой предшествует подготовительный класс для детей пятилетнего возраста; средняя школа, которая подразделяется на младшую среднюю школу (три года обучения, 7—9-й классы), старшая средняя школа (три года обучения, 10—12-й классы). Независимо от варианта школы общая продолжительность обучения составляет 12—12,5 лет. Законы штатов, касающиеся сроков обучения, определяют не число обязательных классов обучения, а возраст, до которого ученик должен находиться в школе. В большинстве американских штатов обязательным является обучение до 16 лет, а в четырех штатах — до 18 лет. Профессиональная подготовка осуществляется в профессиональных школах, вечерних классах для взрослых, младших колледжах, выпускающих высококвалифицированных рабочих для сложных отраслей экономики. Система высшего образования включает университеты, институты университетского уровня, колледжи с двухгодичным обучением, технические институты с одно-двухгодичным обучением. Управление и финансирование образования децентрализованы. Каждый штат имеет местные органы управления и школьное законодательство. Несмотря на то, что в 1979 г. был создан департамент (министерство) образования, руководство в области образования осуществляют местные власти. Значительная часть средств, расходуемых на начальное и среднее образование, приходится на долю штатов и местных органов власти. Например, в 1986 г. штаты и местные органы оплатили 93% средств на школьное образование, а федеральное правительство — лишь 6,2%. Государственные расходы на начальное и среднее образование значительно превышают частные. В 1986 г. расходы государственных учебных заведений составили 211,6 млрд. долл., частного сектора — 48,6 млрд. долл. Из 105,5 тыс. начальных и средних школ 84, 7 тыс. — бесплатные государственные школы, в которых обучается более 90% детей. Роль частного сектора, особенно в области высшего образования, значительна: 10% учащихся получают образование в 20,8 тыс. частных и платных школах, 4/5 из них принадлежат церковным общинам. Примерно из 3,3 тыс. высших учебных заведений страны 1,8 тыс. являются частными, в которых обучается 21% всех студентов США. После окончания начальных классов во многих школах устанавливается раздельное обучение по ряду дисциплин. Уже в седьмом классе учащиеся по желанию могут выбрать те или иные дисциплины. В девятом классе набор выбираемых дисциплин расширяется. Существуют три профиля обучения: академический — подготовка учащихся к поступлению в высшее учебное заведение; профессиональный — дает практические знания для устройства на работу и общий — не ставит задачу специализированной подготовки учащихся. Распределение учащихся по направлениям обучения осуществляется в зависимости от врожденных способностей, выявляемых с помощью тестов. В соответствии с актуальными проблемами исторического развития американская система образования на тех или иных этапах подвергалась реформированию и изменению. В период после Второй мировой войны государственный и частный секторы образования развивались высокими темпами, что было связано прежде всего с потребностью широкой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Для устранения несоответствия образования требованиям развертывающейся научно-технической революции в 60-х гг. был расширен перечень преподаваемых дисциплин в школе (математики, физики, химии, биологии), расширилось использование технических средств обучения. Был принят целый ряд законов, направленных на совершенствование системы образования. Для организации научных исследований в сфере образования в 1972 г. был создан Национальный институт образования. Все эти меры привели к увеличению (в четыре раза) расходов на образование: с 11 млрд. дол. в 1950 г. до 215 млрд. дол. в 1983 гг. В результате был достигнут общий подъем уровня подготовки квалифицированных кадров, возрос уровень образования юношей и девушек из непривилегированных слоев и цветного населения. К началу 90-х гг. уже 76% подростков оканчивали среднюю школу. Несмотря на огромные достижения в области образования и его демократический характер, американская система имеет серьезные проблемы. Технологическое переоснащение производства, широкое использование электронно-вычислительной техники, рост потребности американской экономики в качественно новых кадрах работников ставят перед школой новые задачи. Важной проблемой является необходимость значительного повышения численности юношей и девушек, имеющих среднее образование. Не разрешена и проблема выравнивания уровня продолжительности обучения белого и цветного населения. 29.3. ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР, МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Литература В конце XIX и в начале XX в. дальнейшее развитие получила литература критического реализма. Фрэнк Норрис (1870—1902) в романах «Спрут» и «Омут» разоблачает грабительскую сущность монополий, капиталистической биржы. Теодор Драйзер (1871 — 1945) в своих произведениях сочетает реализм с натуралистическими принципами творчества. В романах «Сестра Керри» и «Дженни Герхард» он показывает противоположные социально-нравственные судьбы простых девушек; трилогия «Финансист», «Титан» и «Стоик» — о финансисте-«сверхчеловеке», пришедшем к осознанию бесплодия стяжательства; «Гений» — о мертвящей власти денег над искусством; «Американская трагедия» — о несостоятельности «среднего» юноши, любой ценой добивавшегося осуществления американской мечты о социальном успехе. Стеффенс Джозеф Линкольн (1866—1936) — один из вдохновителей движения литераторов, так называемых «разгребателей грязи», разоблачавших методы обогащения крупных монополий («Стыд городов», «Борьба за самоуправление»). В первые ряды «разгребателей», чье стремление к проведению социальных реформ нашло отражение во множестве его документальных романов, в начале своего творчества выдвинулся Эптон Синклер (1878—1968). В романах «Джунгли», «Король Уголь», «Столица», «Менялы» он критикует большой бизнес и показывает беспросветные будни рабочих. Реалистическое направление в американской поэзии XX в. представляют: Эдгар Ли Мастере (1869—1950), поэтический сборник которого «Антология Спун-Ривер» стал своеобразным манифестом критического реализма в поэзии США; Роберт Фрост (1875—1963), воспевавший родную природу, труд и быт фермеров (сборники «К северу от Бостона», «Неоглядная даль», «На вырубке» и др.); Карл Сэндберг (1878—1967) — продолжатель традиций У. Уитмена, широко использовавший фольклор. Выдающийся вклад в развитие реалистической литературы внес Джек Лондон (собст. имя Джон Гриффит, 1876—1916). В неоромантических повестях и рассказах («Зов предков», «Любовь к жизни», «Морской волк» и др.) сочетает поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических испытаний, принимаемых ради обогащения. В романтической утопии «Железная пята» отразилось увлечение идеями социализма. Реалистический роман «Мартин Иден» о судьбе писателя из народа, пришедшего к трагическому разочарованию в буржуазной цивилизации. В 20-е годы начали свой творческий путь Эрнест Хемингуэй (1899—1961), Уильям Фолкнер (1897—1962), Джон Дос Пассос (1896—1970), Френсис Скотт Фитцджеральд (1896—1940). Очень разнородные по творческому методу эти писатели, причисляемые к так называемому «потерянному поколению», отразили в своих произведениях настроения пессимизма и разочарования части интеллигенции в американской буржуазной демократии. На их творчество оказали сильное влияние декадентские литературные течения, также активизировавшиеся в 20-е годы. Откровенными проповедниками мистики и декаданса1 выступили поэты Т. С. Элиот (1888—1965) и Эзра Паунд (1885—1972). Идеологом и теоретиком декаданса в США была Гертруда Стейн (1874—1946). Под влиянием фрейдизма и декадентства оказалось и творчество драматурга Юджина 0s Нила (1888— 1953). Основные проблемы его пьес: трагическая несовместимость прекрасной мечты и повседневности («За горизонтом»), разрушение личности, захваченной преуспеванием («Душа поэта», губительность собственности «Любовь под вязами» и др.) Лауреат Нобелевской премии (1936). В 30-е гг. в творчестве многих писателей усиливаются социальные мотивы. Выходят роман С. Льюиса (1885—1951) «У нас это невозможно» антифашистской направленности; рассказы С. В. Бенета (1898—1943) и Д. Паркер (1893— 1967). К животрепещущим проблемам современности обращается Э. Хемингуэй (роман «Иметь и не иметь», пьеса «Пятая колонна», рассказы). В 1954 г. Хемингуэй стал лауреатом Нобелевской премии. Крупнейшее произведение критического реализма — роман «Гроздья гнева» (1939) создает Джон Стейнбек (1902 —1968), где рассказывает о трагической судьбе обездоленных фермеров. В 1962 г. он стал лауреатом Нобелевской премии. В годы Второй мировой войны писатель выступает с произведениями, осуждающими фашизм (повести «Луна зашла» и «Бомбы вниз»). Однако тема народной борьбы против фашизма не получила широкого развития в литературе США. В послевоенный период наступила полоса реакции. Некоторые писатели (Дос Пассос, Синклер) отступили от идеалов 30-х гг. С 50-х гг. особый вес приобрела массовая литература, являющаяся составной частью индустрии культуры. Ключевая характеристика массовой литературы — облегчение доступности и сопричастности к современной культуре в ее редуцированном1 виде, суррогат эстетического удовлетворения: поэзия становится псевдопоэтичностью, пафос — патетической мелодекламацией, красота — красивостью, любовь — сексуальным влечением и т.д. Поэтика массовой литературы — это поэтика штампа, особенно в портрете и психологии героев, в слоге и сюжете. Огромное место занимают произведения, смакующие секс, насилие. Детективы всегда пользовались успехом и поэтому стали благодатной почвой для создания массовой литературы. Большинство таких литературных произведений изобилует описаниями убийств, драк, потасовок, грязным натурализмом. Подобные произведения обращаются исключительно к биологическим инстинктам человека, играют на его чувствах, щекочут нервы. Насилие во всех его видах и проявлениях — необходимый атрибут современной массовой литературы и культуры США. Как это ни парадоксально, его наряду с грезами и мелодрамами можно, видимо, отнести к эскейпизму2, так как подобные произведения, обращаясь к подсознанию и играя на эмоциях, тоже заставляют потребителя подобной продукции забыть о своих каждодневных проблемах, переключиться на «книжные страхи». Самое древнее и самое сильное чувство, ощущаемое человеческим существом, — это страх, и самый сильный страх —это страх перед неведомым. «Продукция ужаса» ставит перед собой цель запугать человека, парализовать, подчинить его сознание навязчивым идеям и образам. Одним из крупнейших представителей реалистического направления литературы второй половины XX в. был лауреат Нобелевской премии 1949 г. Уильям Фолкнер (1897 — 1962). Уверенный в том, что литература должна служить гуманистическим целям, Фолкнер неоднократно подчеркивал, что писатель несет свою долю ответственности за судьбу человечества, а потому обязан писать правду. Закономерно, что одной из центральных проблем творчества У. Фолкнера стала ответственность новых поколений белых американцев за преступления, творимые в свое время их предками-рабовладельцами и совершаемые расистами уже в нашем веке. Наиболее глубоко затронута проблема расовых предрассудков в повести «Осквернитель праха» (1948). В конце 50-х гг. появляются два сюжетно связанных романа Фолкнера — «Город» и «Особняк». Проблеме науки и нравственности посвящены романы Митчелла Уилсона (1913—1973) «Живи среди молний», «Встречи на далеком меридиане» и др. В 1987 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе стал эмигрировавший в 1972 г. из СССР в США поэт Иосиф Бродский (1940—1996). Его становление как поэта прошло несколько этапов. Ранние произведения И. Бродского оптимистичны, устремлены в будущее, его зрелая поэзия — философична (цикл «Каппадокия», 1992). Лидер американского литературного авангарда — Джон Барт (р. 1930). Часто он творит в манере черного юмора. Его романы: «Козлоюноша Джайлз», «Химера», «Письма» и др. Они энциклопедичны, наполнены переплетающимися сюжетами и игрой слов,- Автора интересует природа повествования и зависимость языка от реальности. 29 А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА, КИНО Изобразительное искусство С наступлением XX в. еще более разошлись пути реалистического искусства и формалистических направлений. В живописи и скульптуре уже с 10-х гг., все усиливаясь и расширяясь, возник ряд формалистических течений, первоначально повторяющих приемы европейского кубизма, экспрессионизма или дадаизма, а затем занявшихся и самостоятельным творчеством в сфере сюрреалистического (сверхреалистического) или абстрактного искусства1. Крайние их проявления — абстрактный экспрессионизм (ташизм), «тихоокеанская школа»2, неоэкспрессионизм3 и др. В начале XX в. выражением реалистических взглядов на задачи искусства стала деятельность Роберта Генри (1865—1929) и возглавляемой им группы художников. Искусство Генри утверждало красоту и моральную значительность человека, поэзию большого города («Девушка в черном», «Лиллиан», пейзажи Нью-Йорка и др). Гуманизм Р. Генри был воспринят его учениками Джорджем Беллоузом (1882—1925), ставившим своей целью создать реалистический американский стиль, и Рокуэллом Кентом (1882—1971), долгие годы являвшегося крупнейшим представителем американского искусства. Реалистично творчество скульпторов Уильяма Зораха (1887—1966) и Джейкоба Эпстайна (1880— 1959). Г. Вуд. Американская готика Последовательно и неизменно работали над утверждением интереса и внимания к человеку, к противоречиям и трудностям социальной действительности такие художники, как Антон Рефрежье (1905—1979), Эндрю Уайет (1917-1979). С 30-х гг. в американской живописи существует такое течение, какрегионализм. Его представители — Г. Вуд, Т. X. Бентон. Они писали типично американские ландшафты, бытовые и исторические сцены, соединяя натурализм с примитивизмом. Абстрактный экспрессионизм (ташизм) стал первым международным течением в живописи, в котором американские мастера заняли ведущее место. Расцвет абстракционизма приходится на 50-е гг., когда живопись и скульптура такого рода вошли в быт среднего американца и европейца. Самым крупным представителем абстракционизма был Джексон Поллок (1912—1956). Он придал принципам абстракционизма логическую законченность. Дж. Поллок утверждал, что важен не результат, а сам процесс творчества и воспоминания о нем, оставшиеся на полотне. Поэтому можно отказаться от традиционных средств живописи, мольберта и т.п., беспорядочно разбрызгивая краски на полотно. Метод Дж. Поллока и его последователей и получил название абстрактного экспрессионизма («Люцифер», «Номер пятнадцатый»). Широкое распространение в США получило и течение поп-арта1, возникшее в конце 50-х гг. Отличительная его черта — широкое использование в качестве выразительных средств для создания произвольных композиций реальных случайных предметов быта, афиш, газет, рекламы. Впервые к консервным банкам, бутылкам от пепси-колы, рекламным объявлениям стали относиться как к объекту эстетического интереса. Наибольшую популярность в сфере поп-арта США приобрели Джаспер Джонс (р. 1930), Роберт Раушенберг (р. 1925), а также Рой Лихтенштейн (р. 1923). Дж. Джонс первым из поп-художников удостоился персональной выставки в 1958 г., где он продемонстрировал изображение американского флага, букв алфавита, цифр и мишеней для стрельбы из лука. Самая знаменитая работа Р. Раушенберга — заляпанное краской чучело козла, опоясанного автомобильной покрышкой. Благодаря Р. Раушенбергу поп-арт получил международное признание: в 1964 г. художнику вручили приз на Венецианской экспозиции. Р. Лихтенштейн специализировался на карикатурах и комических страничках, воспроизводя в них бытовые предметы и товары с высокой точностью. В 60-е годы оформилось кинетическое искусство — произведения изобразительного искусства, чаще скульптуры, части которого находятся в движении или создают впечатление движения. Кинетическое искусство обычно выступает разновидностью поп-арта (Р. Раушенберг выставлял произведения, которые приводились в действие от движения публики). Самое молодое направление в изобразительном искусстве — гиперреализм (сверхреализм). Гиперреалисты полагают, что всякое реалистическое, или, как они выражаются, традиционное, изображение не отражает истинной картины мира. Использующий цветную фотографию или муляж для воспроизведения действительности, гиперреализм по сути является разновидностью натурализма. Фотореализм характеризуется интенсивным фотографическим реализмом и выписыванием каждой детали. Примером этого стиля может служить произведение американской художницы Одри Флэк (р. 1931) «Семейный портрет». В роскошной золотой раме в подражание раскрашенной фотографии изображены родители с детьми, которые, уставившись в объектив, позируют фотографу. В жизни этих людей, наверное, есть моменты, когда они выглядят привлекательно. Но здесь, когда это семейство, можно сказать, влезает в вечность, оно не вызывает симпатий. Эффект отторжения усиливается холодным, с полным отсутствием юмора изображением персонажей. Картина «Давид» написана О. Флэк в 1971 г. по фотографии, сделанной ею самой во Флоренции с известной скульптуры Микеланджело «Давид». Копирование форм оригинала сочетается в ней с подменой скульптурного материала. Художница «заменяет» мрамор чем-то иным, более дешевым и легким, что превращает скульптуру из произведения искусства в рекламную поделку. Характерна для фотореализма также картина американца Ричарда Эстеза (р.1936) «Фасад» (1974), демонстрирующая зрителям отражение улицы в стекле витрины магазина. Гиперреализм и фотореализм часто объединяют в одно понятие «новая вещественность». Один из видных представителей монументальной живописи США — Антон Рефрежье (1905—1979). Идеями гражданственности, историзмом проникнуты двадцать семь фресок в здании Почтампа в Сан-Франциско, над которыми Рефрежье работал с 1940 по 1949 гг. Их тема — история Калифорнии от древнейших времен до современности. Рефрежъе не соединяет в одно целое разновременные моменты действия. Лаконичен, порой остро выразителен вплоть до гротеска рисунок Рефрежье, в композициях нет контрастности, напряжения, цвета яркие, локальные, а свет нейтральный. Музыка До начала XX в. композиторское творчество в США развивалось под сильным воздействием европейской, преимущественно немецкой, школы. Несмотря на попытки ряда композиторов утвердить национальный стиль американской музыки, это не удалось. Лишь в области развлекательной музыки зародилось то новое, «американское», что нашло свое наиболее яркое выражение в стихии джаза. Процессу становления национальной композиторской школы в области симфонической, оперной, камерной и инструментальной музыки в немалой степени мешали посторонние влияния, пришедшие в США вместе в крупными европейскими композиторами и теоретиками, которые в 30-е гг. эмигрировали из Европы. В США жили и работали Арнольд Шенберг (1874—1951), Пауль Хиндемит (1895—1963), Игорь Федорович Стравинский (1882—1971), Дариюс Мийо (1892—1974), Эрнст Кшенек (р. 1900), Бела Барток (1881—1945) и многие другие. Почти все они вели педагогическую работу, обучая молодых американских музыкантов. Одним из основоположников новой американской школы был Чарльз Айве (1874—1954), экспериментировавший с атональностью. Написал пять симфоний («Праздничная» и др.), камерную музыку (соната «Конкорд» и др.). Штраус вспоминает, Бетховен мечтает, — писал композитор В первые десятилетия XX в. заметно сказалось влияние французского импрессионизма. Видным представителем этого направления был Ч. Гриффс (1884—1920). Его симфоническая пьеса «Дом удовольствий Кубла-хана» до сих пор в репертуаре американских оркестров. Современная композиторская школа США отличается большой пестротой творческих течений — от умеренного академизма до крайностей авангардистского модернистского экспериментаторства. Среди основоположников национальной композиторской школы — Аафон Копленд (оратория «Портрет Линкольна», балеты «Парень Билли», «Родео», крупные симфонические и хоровые произведения). Глубокий интерес к народнопесенной традиции, к истории американского народа характеризует творчество таких композиторов, как Рой Гаррис (р.1898), Марк Блицштейн (р. 1905), Эли Сигмейстер (р. 1909). К числу самых ярких представителей «музыкального американизма» относится талантливый композитор Джордж Гершвин (1898—1937), творчество которого очень многим обязано негритянскому искусству и порожденному им джазу. Среди наиболее значительных сочинений Гершвина — «Рапсодия в стиле блюз», опера «Порги и Бесс», построенная на джазовых ритмах, симфоническая поэма «Американец в Париже». Продуктивным оперным композитором проявил себя Джон Карло Менотти (р. 1911). На собственные либретто написал оперы в стиле реализма: «Медиум», «Консул», «Телефон», «Лабиринт», «Святая с Блекер-стрит», «Мария Головина» и др. В 1958 г. он основал в Сполето «Фестиваль двух миров» (итальянской и американской музыки), в 1977 г. — американский фестиваль в Чарлстоне. Один из крупнейших в США музыкантов XX в. Леонард Бернстайн (1918 — 1990) — автор симфоний {«Время тревог» и др.), балетов {«Без любви» и др.), мюзиклов. Большим успехом пользуется его мюзикл «Вестсайдская история». Он дирижировал многими оркестрами, в 1958—1969 гг. — главный дирижер Нью-Иоркского филармонического оркестра. Видный мастер симфонической и камерной музыки — Сэмюэл Барбер (1910— 1981), написавший оперы «Ванесса», «Антоний и Клеопатра». Барбер — автор пьесы для оркестра «Адажио для струнных», балета «Змеиное сердце». В послевоенные годы усилилась тяга композиторской молодежи к крайним течениям модернизма и использованию электронной музыки. Это название, появившееся в 1954 г., относилось к музыке, создаваемой и воспроизводимой с помощью электронно-акустической аппаратуры. В США существует коммерческий путь развития музыкальной жизни, определяемый прежде всего законами рынка. Умело организованная индустрия развлечений диктует и контролирует взаимоотношения между композитором и обществом, держит в своих руках все средства массовой информации. Музыкальная жизнь США в немалой степени зависит от системы частного покровительства искусству. Многие вопросы, связанные с существованием и деятельностью музыкальных учреждений страны, решают меценаты, банкиры и промышленники, субсидирующие различные комитеты по руководству оркестрами, оперными театрами и т.п. В США имеются превосходные оркестры и талантливые дирижеры. К числу лучших симфонических оркестров страны относятся Бостонский, Нью-Йоркский и Филадельфийский. Во главе этих коллективов стояли крупнейшие дирижеры Шарль Мюнш (1891—1968), Юджин Орманди (1899—1985), Леопольд Стоковский (1882—1977), Леонард Бернстайн. Музыкальная жизнь США в значительной степени связана с деятельностью иностранных гастролеров-дирижеров, пианистов, скрипачей, певцов и т.д. Нью-Иоркский оперный театр «Метрополитен-опера» по составу певцов-гастролеров принадлежит к числу лучших в мире. Всемирной известностью пользуются выдающиеся музыканты американского происхождения — скрипачи Иегуди Менухин (р. 1916) и Исаак Стерн (р. 1920), пианисты Ван Клайберн (р. 1934) и Харви Лаван (р. 1934), негритянские певцы Мариан Андерсон (р. 1902), Пол Робсон (1898—1976). Лучшие консерватории США «Джульярдская музыкальная школа» в Нью-Йорке и «Малкин-консерватория» в Бостоне. Театр К концу первого десятилетия XX в. все театральное дело превратилось в отрасль промышленности — бизнес увеселения. Сформировался новый тип театра США, получивший название коммерческого театра. Он вытеснил стационарные театры, которые не могли соперничать с ним ни по пышности оформления, ни по яркости рекламы. Изменился репертуар театров: классические произведения почти не ставились; ловко написанные развлекательные пьесы с выигрышными ролями звезд, музыкальные комедии а ревю (шоу) заполнили сцены многочисленных театральных зданий. Снизившийся художественный уровень спектаклей прикрывался пышным оформлением. Центром театральной жизни США стал Бродвей — одна из главных улиц Нью-Йорка. Бродвейские театры, не имеющие ни постоянных трупп, ни постоянных режиссеров, ни постоянного репертуара, — до сих пор ведущие театры США. В 20-х и 30-х гг. в репертуаре театров США широко исполнялись пьесы американского драматурга Юджина (У Нила («Любовь под вязами», «За горизонтом», «Странная интермедия», «Траур к лицу Электре»); писателя-драматурга и киносценариста Альберта Мальца (1908—1985) («Карусель», «Мир на земле», «Черная шахта», «Рядовой Хикс»). В годы Второй мировой войны на сценах коммерческих театров ставились преимущественно комедии и обозрения. Наиболее значительные постановки этого периода — «Отелло» В. Шекспира с участием известного певца (баса) и драматического актера Пола Робсона (1898—1976) и «Три сестры» А. П. Чехова. В послевоеные годы значительное место в коммерческих театрах заняли мрачные пьесы с убийствами. Сцены заполнялись героями-алкоголиками, сумасшедшими, деклассированными элементами, покорившимися своей судьбе («Продавец льда грядет» Ю. О' Нила, «Наш город» Т. Уайдлера (1897—1975). В пьесах доказывалась обреченность людей, бессмысленность их борьбы за лучшее будущее. В последние годы в коммерческих театрах преобладают постановки ультранатуралистических пьес, принижающих человеческое достоинство, пытающихся свести сущность человеческого к животному, смакующие всевозможные патологические извращения. Значительное распространение получили и пышно оформленные постановки музыкальных комедий (мюзиклы). 40-е гг. были апогеем творческого успеха Артура Миллера (р. 1915). Он автор семейных драм с социальным звучанием. В пьесе «Смерть коммивояжера» остро чувствуется протест против разрушения цивилизацией экологической среды, постепенной утраты связи человека с природой, несоответствия американской мечте реальности, возможности карьеры для всех. А. Миллер определял свой творческий метод как «абстрактный реализм», однако в 50-е гг. и позже в его произведениях явственно зазвучали экзистенциалистские мотивы. Так, пьесу А. Миллера «Это случилось в Виши» литературоведы определяют как экзистенциалистски окрашенную «драму идей» о соотношении личной и коллективной ответственности за зло мира. В комедии «Сотворение мира и другие дела» прослеживается ироническая коллизия между греховностью человека и поисками нравственного абсолюта. В этот период в театрах США работал ряд талантливых актеров. Так, одной из «звезд» бродвейского коммерческого театра была Кэтрин Корнеля (1898— 1974). Ведущей актрисой драматических театров США долгие годы была Линн Фонтенн (1887—1983). В 1958 г. она совместно со своим мужем и постоянным партнером Альфредом Лантом открыла в Нью-Йорке «Лант-Фонтенн-театр». Их актерский дуэт был известен как «Лантсы». Большое значение для развития театров США имеет деятельность факультетов драмы университетов и университетстких театров. Эти любительские и полупрофессиональные театры, осуществляющие постановки силами студентов и местной интеллигенции, в известной мере восполняют пробел, образованный отсутствием постоянно действующих государственных театров. Они способствуют также воспитанию квалифицированных молодых актеров, режиссеров и драматургов. В 50—60-е гг. возросло значение и так называемых общинных театров — небольших театральных организаций, существующих во многих городах США на средства членов-подписчиков, заранее приобретающих абонементы на все постановки театра в данном сезоне. В 1953 г. в Нью-Йорке был создан некоммерческий Феникс-театр, осуществляющий постановку на своей сцене классических произведений. В 1959 г. появилась новая форма драматического искусства — хэппенинг (происшествие). Это своеобразный театральный поп-арт. Он представляет собой набор почти не связанных между собой сцен, в которых актеры и зрители свободно взаимодействуют друг с другом. Текст лишен какой-либо философии. Киноискусство Зарождение и становление киноискусства в США относятся в концу XIX — началу XX вв. Первый киносеанс в Америке состоялся в 1896 г., спустя четыре месяца после первого кинопоказа в Париже. Изобретатель киноаппарата в США Томас Алва Эдисон (1847—1931) организовал в Нью-Йорке собственную кинофирму, вслед за которой стали возникать другие кинокомпании. Выпускавшиеся ими картины демонстрировались 1—2 мин и представляли собой чаще всего хроникальные и видовые сценки. С технической точки зрения фильмы долго оставались примитивными. Кино впервые снискало себе популярность только после появления художественного фильма в одной части «Большое ограбление поезда» (1903). Для дальнейшего развития американского кинематографа и становления его как искусства много сделал режиссер Дейвид Уорк Гриффит (1875—1948). В его фильмах — «Рождение нации» (1915) (о Гражданской войне в США), «Нетерпимость», «Сломанные побеги» и др. — действие перестало быть простой иллюстрацией к надписям, оно обрело образную силу. Он ввел крупный план, параллельный монтаж, «обратный» кадр и другие приемы, обогатившие художественную выразительность киноязыка. Первой попыткой монополизировать американскую кинематографию было создание десятью фирмами, владевшими патентами на киноаппаратуру, треста МППК. Борясь с трестом, мелкие кинопредприниматели основали новый Киноцентр — Голливуд (по названию местечка близ Лос-Анджелеса). В 1912 г. Голливуд победил МППК. Но голливудские «независимые» производственники быстро сами превратились в крупных промышленников. К 60-м гг. 3/4 всей кинопродукции США выпускали восемь голливудских фирм, а производство хроникальных фильмов контролировалось ими полностью. В соответствии с духом, воцарившимся в Голливуде, одной из постоянных тем американской кинематографии стало прославление индивидуальной предприимчивости, инициативы, идеализация американского образа жизни. Вторая сквозная линия американского кино — ковбойские фильмы, или вестерны — представляли собой романтическую сторону все того же идеализированного американизма. Одним из создателей Голливуда был известный кинорежиссер Томас Гарпер Инс (1882—1924), поставивший в 1916 г. свой самый известный пацифистский фильм «Цивилизация». В последующие годы творчество Инса приобрело отчетливо выраженный коммерческий характер. Новый этап в развитии американского кино — творчество Чарлза Спенсера Чаплина (1889—1977), актера, кинорежиссера, сценариста, получившего международную известность благодаря фильмам «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор», «Месье Верду», «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке», «Графиня из Гонконга», в которых выразил надежды и тревоги простых людей. В его фильмах часто соседствуют буффонада и пафос. Комический образ неудачника Чарли, созданный актером, стал величайшим достижением Чаплина. В годы Второй мировой войны значительное место в голливудской продукции заняли фильмы религиозного содержания («Ключ от царства небесного», «Следуй по моим стопам», «Колокола св. Марии»). После вступления США в войну на экранах страны появился ряд антифашистских фильмов. Среди них «Миссис Минивер» (реж. Уильям Уайлер), «Седьмой крест» (реж. Фред Циннеман) по роману Анны Зегерс (1900—1983), фрагменты из советских фильмов. В конце 50-х гг. появляется ряд фильмов, получивших широкий общественный резонанс, среди них «Смерть коммивояжера» по пьесе А. Миллера, «Не склонившие головы» режиссера Стэнли Крамера (р. 1913) и др. Но основное содержание массовой продукции американского кино по-прежнему составляют уголовные, детективные и фантастические фильмы ужасов, псевдопсихологические и сексуальные мелодрамы, приключенческие вестерны, а также пышные постановочные боевики на библейские и евангелистические темы. Архитектура В начале 20-х гг. значительное влияние на архитектуру Америки оказал финский архитектор Элиель Сааринен (1873—1950), привлекший внимание своим проектом высотного здания редакции «Чикаго дейли трибюн». По его проектам построены здания «Телефон-билдинг», музея Рериха и одно из высочайших зданий в мире «Эмпайр стейт-билдинг» (381 м). В 1930-х гг. в американской архитектуре начинает развиваться тенденция, возникшая как протест против эклектизма. Каноном современной американской архитектуры стали здания и проекты зданий из стекла, стали и алюминия ведущего представителя интернационального стиля архитектора Людвига Мис ван дер Роэ (1886—1969), развившего идею совершенной «универсальной формы». Он создал тип здания — параллелепипед со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен. Одним из первых архитектор применил навесные, Ненесущие стены в каркасных зданиях, представляющие собой одну из главных отличительных черт современных зданий всего мира. На фоне технологических достижений в области новых материалов и новых методов строительства развивается творчество ведущих мастеров американской архитектуры: сына Э. Сааринена — Эро Сааринена (1910—1961), Минору Ямасаки (1912—1986), Ричарда Бакминстера Фуллера (1895—1983), Фрэнка Ллойда Райта (1869-1959). Наиболее интересные работы Эро Сааринена — здание аудитории Массачусетского технологического института, покрытое бетонным изогнутым парусом, опирающимся на три точки и не имеющим промежуточных опор; грандиозный комплекс зданий Технического центра «Дженерл моторе» в Уоррене, железобетонные здания свободных пластических форм (здание аэровокзала компании «TWA» в аэропорту им Дж. Кеннеди в Нью-Йорке напоминает по своей форме гигантскую птицу в полете). Для творчества архитектора М. Ямасаки характерно обращение к истории архитектуры Индии, Италии и Японии. В 50—60-е гг. он создал вариант неоклассицизма, отличающийся декоративным изяществом железобетонных форм и металлической отделки зданий. Наиболее интересные работы Ямасаки — здание Американского института бетона в Детройте, ярко демонстрирующее конструктивные и эстетические возможности бетона; здание фирмы «Рейнольдс» в Детройте, решенное в виде прямоугольного объема с солнцезащитным щитом из тонких трубок золотого (анодированного) алюминия; здание аэровокзала Сент-Луиса, покрытого тремя большими крестовыми сводами. Совместно с другими архитекторами построил две 110-этажные башни Центра международной торговли в Нью-Йорке. Особое место в американской архитектуре занимает Б. Фуллер. Ему принадлежит идея создания так называемого пространственного, или геодезического, купола, состоящего из чрезвычайно легкого, сильно напряженного и прочного каркаса, покрытого самыми различными материалами. Основная ценность такого купола, способного выполнять функции зданий самого различного назначения, — в его экономичности и быстроте монтажа. По его проекту был построен павильон науки Американской национальной выставки 1959 г. в Сокольниках в Москве. Ф. Л. Райт — основоположник органической архитектуры, рассматривающей здание как организм с единым свободно развивающимся пространством, связанным с природной средой. Постройкам Райта присущи индивидуальность и пластичность облика («Дом над водопадом», Музей Гуггенхейма и др.) Современная американская архитектура характеризуется чрезвычайно резкими контрастами между отдельными интересными сооружениями и монотонными, лишенными всякой архитектурной выразительности, конторскими и жилыми зданиями. Такие контрасты объясняются главным образом преобладанием техники над архитектурой, пристрастием американцев к сенсации и рекламе и высокой ценой на землю. 29.5. АМЕРИКАНИЗАЦИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Один из важнейших факторов, определяющих характер культуры второй половины XX в., — научно-техническая революция. Ее влияние проявляется во всех сторонах материальной и духовной жизни общества. Под ее влиянием произошла и индустриализация культуры. Развиваться быстрыми темпами и играть все большую роль индустрия массовой культуры начала с середины 40-х гг., после Второй мировой войны. На поточную основу было поставлено производство фильмов, литературных произведений, продукции новых отраслей, таких, как телевидение, видеозапись. И именно в США это явление нашло наибольшее распространение. Как особенности исторического развития США, так и их доминирующее положение в западном мире привели к тому, что, говоря о массовой культуре, в первую очередь имеют в виду массовую культуру американскую, ту, которая определяет духовную жизнь в США и экспортируется в капиталистические европейские, а с 90-х гг. и в бывшие социалистические страны, а также развивающиеся государства. Последнее обстоятельство свидетельствует о постоянном стремлении США не только к экономическому, политическому, но также и к идеологическому, духовному господству в мире. В развитии массовой культуры в Америке в значительной степени проявилась специфика политики «переплавки в тигле». После Второй мировой войны индустрия американской массовой культуры, получив еще большее развитие внутри страны, захлестнула своей продукцией Западную Европу. США не были ареной боевых действий во время войны, страна не была разрушена, а американцам не пришлось пережить ни оккупации, ни голода, ни тех трудностей, которые выпали на долю народов Европы и Азии. США не столкнулись с трудностями послевоенного восстановления экономики и прежнего, мирного уклада жизни. Напротив, США развивали промышленность, страна богатела. Претендуя на доминирующее положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, свой образ жизни. Массовая культура, созданная по американским стандартам и пропагандирующая американский образ жизни, как нельзя лучше могла послужить этим целям. Европейские же страны, разрушенные войной, не имели возможности в послевоенные годы активно развивать собственную культуру. Европейской культуре в результате фашистской оккупации был нанесен огромный урон, сказывался недостаток технической и финансовой базы для развития собственной культуры. Следует также отметить, что часть творческой интеллигенции стран Западной Европы была истреблена нацистами или эмигрировала в США. Поэтому европейцам приходилось довольствоваться продукцией американской массовой культуры, которая после всех ужасов войны уводила массового потребителя от тяжелой действительности в призрачный мир благополучия, «красивой жизни», в мир «равных» для всех возможностей, «равных» для всех шансов на успех и счастье. 27 января 1948 г. в США был подписан закон об обмене в области информации и культуры, который получил название закона Смита — Мундта. Этот закон уполномочивал американское правительство принимать необходимые меры, призванные содействовать росту взаимопонимания между американским народом и народами других стран. Естественно, что в Европу потянулись американцы — военнослужащие, бизнесмены, советники и специалисты в различных областях, в том числе и представители пропагандистских и информационных служб, а также туристы. Они везли в Европу из-за океана и пропагандировали посредством «легкой» литературы, газет, видеодисков, развлекательных фильмов, рекламных проспектов продукцию массовой культуры. Позже к этой кампании присоединилось и Информационное агентство США (ЮСИА), учрежденное в 1953 г. Подлинным зачинателем эстетики массовой культуры был Голливуд, хозяева которого разработали и систематизировали экономические и организационные методы, идейные и рекламно-пропагандистские цели конвейерного способа производства кинокартин, изгоняя всеми способами творческое соревнование талантов и подменяя его коммерческой конкуренцией. Подчинение развлекательного жанра задаче максимального извлечения прибыли и стремлению угодить всем вкусам приводит к тому, что коммерческая продукция боится подлинного новаторства и, не питаясь живительными соками многогранной жизни, неизбежно вертится вокруг ограниченного апробированного круга тем и сюжетных построений: секс, приключения и бездумное веселье — вот те находки, заимствованные, как правило, из бульварной литературы, которые сейчас составляют главное содержание почти всех видов коммерческого искусства США. «Голливудизации» постепенно подверглись и книгопечатание, и пресса, и репродуцированная живопись, и музыка. И это вполне отвечает целям хозяев так называемой культуры для масс. «Облегчить человеку процесс мышления до такой степени, чтобы в конце концов совсем выключить мышление», — так сформулировал их цели в свое время бывший шеф боннского идеологического центра Ганс Ян. В настоящее время европейский культурный рынок буквально наводнен голливудскими фильмами, американскими книгами, музыкой, телевизионными программами. Американские идеи проповедуются через многочисленные каналы средств массовой коммуникации, которые находятся опять же в руках американских концернов. Особенно наглядно преобладание американских концернов в рекламном деле. Из десяти крупнейших рекламных агентств в мире семь прямо принадлежат американским владельцам, два косвенно находятся под американским влиянием и только одна находится не под американским (а японским) контролем. По данным ЮНЕСКО, на США приходится 75% мирового объема телепрограмм, 65% объема информации, более 50% кинофильмов, 60% грампластинок, видео- и магнитофонных кассет, 89% коммерческой информации, 65% торговой рекламы, т. е. информационный и культурный рынок стран мира находится под контролем и сильнейшим влиянием американских информационных средств. Такое положение позволяет США широко использовать проникновение американской культурной продукции в качестве орудия идеологического господства. Таким образом, американская культура, сформировавшаяся и развивавшаяся как национальная, со второй половины XX в. посредством массовой культуры имеет тенденцию превратиться в наднациональную, подчиняя духовную жизнь народов стран мира идейному влиянию США, навязывая им американский образ жизни и мышления. Будучи молодым капиталистическим государством, США уже в XIX в. совершили большой скачок в развитии культуры, вобрав и переплавив привнесенное другими цивилизациями (европейской, африканской, индейской). В XX в. США сумели добиться исключительных успехов практически во всех видах искусства, литературе, архитектуре, музыке, науке, образовании, искусстве кино. США в XX в. дали миру большое число лауреатов Нобелевской премии в области науки; США вместе с СССР стали первопроходцем в освоении космоса. К началу 80-х годов в США наука — важнейший приоритет государства. Могут гордиться Штаты своей литературой XX в., именами таких писателей, как Д. Лондон, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Ф. Фитцджеральд, Д. Стейнбек. Самоуверенность американской нации, всепобеждающая раскованность, желание превзойти достигнутое другими цивилизациями значительно приумножили разнообразие направлений не только в литературе, но особенно в изобразительном искусстве, о чем свидетельствуют ташизм, регионализм, поп-арт, гиперреализм, фотореализм и др. В XX в. интенсивно происходил процесс становления национальной композиторской школы в разных областях музыкального творчества, где самые яркие представители — Д. Гершвин, Л. Бернстайн. В конце столетия усилились течения модернизма и использования электронной музыки. Особенности культурной жизни США — приглашения иностранных гастролеров — дирижеров, скрипачей, певцов; по такой системе работает крупнейший театр США и мира «Метрополитен-опера». Отличительная черта организации театрального дела — существование центра театральной жизни США — Бродвея, театры которого являются ведущими, но не имеют постоянной труппы. Во многих городах имеются общинные театры. Приметой американской театральной культуры является широко распространенные и пышно оформленные музыкальные комедии — мюзиклы. Недосягаемой высоты достигло джазовое искусство — и композиторское и исполнительское. Много интересного создано американцами в архитектуре и строительстве, особенно из таких материалов, как стекло, сталь, алюминий. США — яидер в киноискусстве. Голливуд — самая крупная фабрика, производящая и кинофильмы и кинозвезд. Здесь ежегодно присуждается самая престижная премия — «Оскар». Доминирующее положение в мире позволяет американцам быть исключительно активными в пропаганде своих воззрений, верований, своего образа жизни, своих идеалов культуры. И этим целям как нельзя более служит созданная по американским стандартам массовая культура, подлинным зачинателем эстетики которой был Голливуд. |
« Пред. | След. » |
---|