ЧЕТВЕРТЫМ? БУДУ! |
Страница 2 из 2 Еще в статьях упомянутых выше авторов я вижу спор: хороши стихи г. Зиновьева или плохи? Г. Соловьев уверен, что - хороши – очень. Потому, что их наполняет «чувство личной причастности к судьбам Родины, сострадание к человеку, восприятие его проблем и забот, как своих»… Г. Сенчин намного похолоднее: мол, не шедевры с точки зрения поэзии… Для г. Шемшученко творения г. Зиновьева крайне плохи: «словесный энцефалит». Я скажу, что стихи г. Зиновьева - хороши. Скажу только для того, чтобы в своих рассуждениях пойти дальше. Пусть будут хороши. Почему бы и нет? Своеобразная близкая русскому человеку образность. Отсутствие явных проколов по поводу рифм и размера. И - давайте оставим это в покое. Вам не кажется, что самые главные вопросы, которые мы задаем себе при чтении любого стиха: волнует или нет? Ведь, наверняка, хороший, но не волнующий стих проигрывает рядом с плохим, но волнующим? Согласитесь, что это лучший подход. Субъективное не претендующее на обобщение чувствование позволяет избежать оскорбительного тона в споре о стихах, резких характеристик этих стихов авторов. . Волнует – или – нет? Судя по всему, мнения упомянутых выше авторов насчет творчества г. Зиновьева опять-таки разделились. И вот теперь я могу позволить себе высказать свое не претендующее на обобщение мнение. Оно близко мнению г. Шемшученко: меня не волнуют стихи г. Зиновьева. Не волнует - что? Все. Для меня - внутри каждого стиха г. Зиновьева какая-то пустота. Каждое сочинение г. Зиновьева – для меня - это… как бы…стих за мгновенье до стиха, человек за мгновенье до человека. Тело есть, но не хватает чего-то неуловимого за телом. Дыхания. Искры. Душа ещё не охладела, Ещё бывает ей светло, Но сердце бедное... Оно Давно от горя поседело… Н. Зиновьев Еще я соглашусь со «словесным энцефалитом». Возражу г. Сенчину, увидевшего в этом выражении «похамливание». Не думаю, что г. Шемшученко, говоря об энцефалите, хотел обидеть г. Зиновьева. В чем же дело? Хочу напомнить, что любые стихи - это - в первую очередь - идеальная сила. Г. Шемшученко, читающий г. Зиновьева, остро почувствовал чуждость вливающейся в него этой самой силы. Почувствовал, как болезнь. Это не шутки. Страшно, заражающемуся чужим, болеть этим в себе. Я вот тоже очень боюсь подхватить что-либо подобное. А для г. Сенчина и г. Соловьева сила стихов г. Зиновьева, напротив, бальзам, или масло какое благовонное для смазывания суставов души. Чуть – о самих стихах. Привожу ниже одно из наиболее известных стихотворений г. Зиновьева. Я — русский B степи, покрытой пылью бренной, Сидел и плакал Человек. А мимо шел Творец Вселенной. остановившись, он изрек: "Я друг униженных и бедных, Я всех убогих берегу, Я знаю много слов заветных. Я есмь твой Бог. Я все могу. Меня печалит вид твой грустный, Кaкoй бедою ты тесним?" И чeлoвeк скaзaл: "Я — pyсский", И Бoг зaплaкaл вмeстe с ним. Н. Зиновьев. Вот мнение об этом стихотворении г. Шемшученко: ….не знает провинциальный поэт, что Бог нелицеприятен, то есть никто из живых его не видел. Ну, возможно, не слышал поэт о даровании Завета, о неопалимой купине и об ангелах – посланцах Бога. Но самое главное: было в этом стихотворении что-то протестантское, панибратское. г. Шемшученко Еще раз прочел приведенный выше стих. Вроде бы и правильно все, и проникнуто любовью… хотел сказать к Родине… Но ведь не к ней. К себе самому. Мое мнение? Присоединюсь-ка я опять к г. Шемшученко в своей субъективной оценке приведенного выше стихотворения. Ну, не принимает моя душа внешнюю выхолощенную лубочность зарифмованной г. Зиновьевым сценки встречи поэта с Богом. Ну, не верю этому стиху. Может, из-за «Творца Вселенной» - «пыли бренной», и т.д. Мне кажется, такое вот, связанное с тайнами веры, нужно выражать как-то …личностней и ближе к сердцу. Не верю, не волнует, - и все тут. О том же стихе: … Особый протест у меня вызвали строчки о плачущем русском человеке, покрытом «пылью бренной». Это же А.В. Суворов восклицал: «Мы русские! Какой восторг!» Великий русский поэт о них говорил: «Сыны любимые победы!» А тут какое-то сплошное похоронное всхлипывание. И если бы Николай Зиновьев был один. Имя им – легион! г. Шемшученко Плач Николая Зиновьева, как поэта бесспорно (на мой взгляд) талантливого, слышнее и горше других. Р. Сенчин Хочется лирическому герою г. Зиновьева плакать – пусть плачет. Зазря г. Шемшученко сердится. Вот только, мне кажется, плач русского человека вместе с Богом именно в приводимом выше стихе унижает этого самого русского человека. Вот, к примеру, спросит меня мой сын, прочитавший данный стих: а почему Бог плачет именно тогда, когда узнает, что человек – русский? Я что отвечу? Что русский человек обречен, обозначив себя, как русского, вызывать в людях (как и Боге) – плач? И ничего, кроме плача? Кстати, Бог из стиха г. Зиновьева уж наверняка должен был бы знать, что человек то перед ним – русский. И заплакать в са-амом начале… Только увидев… Неужели меня в стихах г. Зиновьева не волнует ну совершенно уж ничего? Да нет. Нашел три строчки: A в глyбинкe мoeй Heт ни гop, ни мopeй. Toлькo выгoн с пpивязaннoй тёлкoй. Да дpeвкo камыша, Ha кoтopoм дyшa, Maясь, мeчeтcя сизой мeтeлкoй. Н. Зиновьев В душе-метелке, мающейся на древке камыша мне видится светлая Есенинская линия, предельно рельефная в поэме «Пугачев». Той поэме, которую я очень люблю: Слушай, отче! Расскажи мне нежно, Как живет здесь мудрый наш мужик? Так же ль он в полях своих прилежно Цедит молоко соломенное ржи? Есенин «Пугачев». Выводы? Мне кажется, если сам г. Зиновьев хочет считать себя «новым гением» – пусть считает. Мы же – именно с данной дискуссией - должны оставить его в покое. Уверен, что подобная возня насчет его персоны мешает ему писать. Посему: предлагаю г. Шемшученко, г. Сенчину, г. Соловьеву, и, вместе с ними, каждому, кто хотел было уже присоединиться к этой бесплодной дискуссии, написать – параллельно с г. Зиновьевым - какое-нибудь хорошее стихотворение о России. Пользы больше будет. Геосимволист Леонид Шимко |
« Пред. | След. » |
---|