Культура средневековья. Средневековая европейская цивилизация и место в ней католической церкви. |
Страница 6 из 8
4 Скульптура и живопись. Скульптура и живопись в Средние века - в первую очередь атрибут церкви, Пожалуй, высшее живописное достижение Средних веков, которое потом уже не повторилось, - книжная иллюстрация и миниатюра. Ею украшались почти исключительно книги религиозного содержания - Евангелие, жития святых, часословы, - но сюжеты иллюстраций были очень разнообразными, не обязательно библейскими. Так, знаменитый Великолепный часослов герцога Живопись и скульптура, так же как и архитектура, прошли две эпохи: романскую и готическую. Но если во время готики архитектура подавляет собой все остальные искусства, то в романское время, пожалуй, доминирующим искусством является скульптура. Фантазия скульпторов не знает удержу в изобретении новых форм: узоров, растений, животных. Яркий пример - знаменитые химеры на соборе Нотр-Дам. При этом все фигуры покорно изогнуты под очертания колонн, капителей и сводов, подобно тому, как сам средневековый человек изгибался, подчиняясь разнообразным требованиям общества. И это придает фигурам особую выразительность. Кроме того, вытянутые и несколько условные романские фигуры имели ту дозу бестелесности, которая так необходима церковной скульптуре. 5 Культура народная и «ученая». В наше время есть две культуры: «высокая» и «поп-культура». А в Главное отличие в том, что народная культура - полуязыческая, так что, в отличие от русского «крестьянин = христианин», в средневековой латыни 6 Церковь как интегрирующий фактор средневековой цивилизации. В предыдущих главах много говорилось о месте церкви в различных частях средневековой жизни. Здесь мы посмотрим на эти аспекты с единой, собственно церковной точки зрения. 1 Положение церкви к началу Средневековья. В первые века нашей эры христиане противопоставляли себя римской цивилизации. За это их мучили и убивали. После Константина христианство стало официальной религией Рима. Между ним и империей начался взаимный обмен, в результате которого государство стало христианским, но и церковь превратилась в государственный институт. Христианство потеряло былую цельность: одна половина его осталась религией личного спасения, другая стала вполне земной организацией, одной из многих. Но поскольку вторая половина подпитывалась от первой, то к моменту крушения Империи церковь оказалась единственным жизнеспособным государственным институтом. Не удивительно, что ей пришлось нести наследие Рима сквозь средневековье вплоть до Возрождения. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Церкви пришлось укреплять и свои европейские коммуникации: других к тому времени в Европе не оставалось. Это было сделано эффективно: и в самых дальних странах епископы не теряли связи с Римом. Более того, было на подъеме миссионерство, и христианство «завоевывало» новые территории. Как раз в это время святым Патриком была просвещена Ирландия, которая сама быстро стала мощным очагом миссионерства. В это время церковь обрела новую «несущую структуру», как минимум столь же мощную как и городские епископаты. Это монастыри, которые быстро распространились по всей Европе. Первые монахи в III -IV веках спасали свою собственную душу в пустыне, и любое общение казалось им помехой. Но в рассматриваемую эпоху святой Бенедикт сделал гениальное «изобретение» - общежительный монастырь, коллектив ищущих спасение. Он же дал первый монастырский устав. Конечно, многие монахи искали не столько спасения души, сколько прибежища от войн и варварства того времени, а то и просто куска хлеба. Но это не мешало, а скорее помогало монастырю стать, в отличие от первых монахов, прочной социально-экономической структурой, на которую могла опереться церковь. А необходимость самообеспечения привела к тому, что, в отличие от классического античного сознания, труд для монахов стал положительной религиозной ценностью, и это имело огромное влияние на все Наконец, в эту эпоху, говоря о римской церкви имеют в виду не только |
« Пред. | След. » |
---|