Культура русской речи. Групповая внеклассная работа


Главным в этом фрагменте является то, что слушатели «Устного журнала» чувствуют великую силу слов, осмысливают слова, что, такой язык дан великому народу, победить который или поставить на колени невозможно.
В связи с тенденцией привлекать к участию во внеклассной работе как можно больше учащихся широкое распространение получили такие виды внеклассной работы, как «День русского языка» или «Неделя русского языка». День или Неделя русского языка проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: различные беседы и доклады, конкурсы и олимпиады, вечера и утренники. Организация таких массовых мероприятий – дело чрезвычайно трудоёмкое. Поэтому правильно делают те учителя, которые обращаются за помощью в местные Педагогические институты, а студентам рекомендуется принимать активное участие в подобных мероприятиях.
Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку, тем живее интерес учащихся к ней.

Кружок русского языка.

Наиболее распространённым видом внеклассной работы является кружок русского языка, или кружок любителей русского языка. Возможность выбора конкретных языковых вопросов для работы этого кружка так велика, что не следует указывать на тематику. В названии кружка могут быть как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительным следует считать тот факт, что для работы кружка подходят любые языковые темы, и учителю, следовательно, легче подбирать материал.
Отрицательным, бесспорно, является то, что со стороны никогда нельзя определить круг вопросов, над которыми работает кружок. Это не формальный подход, здесь есть и воспитательный момент. Если, спросить кружковцев о том, над какими вопросами они работают? Ответ обычно – «Да, над разными вопросами», или «Над русским языком». Это связано с тем, что на занятиях может рассматриваться так много различных языковых вопросов, что дети не усваивают основных.
Все занятия в кружке русского языка строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы.
Кружок русского языка является как бы «введением» в науку о языке, и знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики. Призван пробудить в детях глубокий интерес к грамматике, орфографии, лексике, стилистике.

Кружок занимательной грамматики.

На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
Опыт работы таких кружков показывает, что занятия можно строить и на основе материала, изучаемого в данное время в классе, и независимо от программного материала и времени его изучения.
В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже воспринимать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматике.
Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учёта времени его изучения. Этот путь более широкий: в занимательной форме можно и повторять пройденные темы, и закреплять текущий материал, и знакомить школьников с ещё не изученными грамматическими темами.
В кружке занимательной грамматики ученики работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, задач.
Такой кружок не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к языку, воспитывает языковое чутьё, развивает смекалку и сообразительность.
Однако, по мнению Б.Т. Панова, сама по себе занимательная грамматика долго интересовать учащихся не может. Уже через пару занятий у детей появляется потребность в более глубоком изучении языка.
Поэтому кружок занимательной грамматики в его обычном виде оказывается эффективным только для учащихся IV – V классов.

Кружок культуры речи.

Основная цель, с которой организуется кружок с таким названием, - это повышение уровня речевой культуры учащихся. В специфических условиях диалектной среды прибавляются ещё две цели: искоренить диалектные ошибки в речи учащихся и познакомить их с особенностями диалекта, для того чтобы дети могли сознательно избегать местных слов и выражений.
Культура речи – понятие широкое (умение передавать мысли правильно, точно и выразительно), поэтому и тематика кружка с таким названием очень обширна и разнообразна, так как на занятиях могут рассматриваться любые вопросы, связанные с орфографическими, лексическими и стилистическими нормами.
Учащиеся знакомятся с общими требованиями к письменной и устной речи, работают над вопросами произношения, ударения, интонации, над определённым кругом фонетических, лексических и грамматических понятий, отбором лексических средств в оформлении мысли, выбором грамматических форм и конструкций. Каждой из перечисленных тем должно быть посвящено несколько занятий.
С большим интересом работают члены кружка над благозвучием речи. Благозвучие – важное свойство устной речи. Скопление в одной фразе режущих слух согласных звуков, стечение гласных или одинаковых слогов на стыке двух слов и многие другие сочетания – портят речь, создают неблагозвучие.
Однако при проведении занятия на эту тему некоторые руководители кружков допускают методические промахи. Нецеленаправленно и без учета возрастных особенностей детей они используют отрывок из фельетона В. Ардова «Суконный язык»:
«Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающиеся имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися».
Если школьники, IV – V классов, ещё не изучали причастий, то отрывки для показа нежелательного скопления шипящих звуков им недоступны. После такого занятия с уст кружковцев не сходят эти звукосочетания. Это всё, что они выносят с занятия.
Если же ученикам причастия уже знакомы, то учитель может использовать их для показа не только неблагозвучия, но и возможности использования синонимических конструкций (причинный оборот – определительное предложение).
Следует также обратить внимание детей на сознательный подбор слов с повторяющимися звукосочетаниями в стилистических целях для чего можно привести пример из « Василия Тёркина » А. Твардовского:
«Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз.
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас».
«В этом отрывке субстантивированные причастия как книжная форма, своим скоплением усиливают патетическую торжественность речи», пишет Д.Э. Розенталь в книге «Практическая стилистика».
Правильнее будет использовать в кружке культуры речи примеры из сочинений учащихся, где присутствуют нарушения благозвучия:
«Я выучила стихотворение из известного сборника стихов».
«Мы очень часто в поход ходили в лагере в лесу, если была хорошая погода».
Полезно показать учащимся, что повторения в речи говорящего или пишущего портят речь, делают её неблагозвучной.
Кружковцы любого возраста с большим интересом работают над точностью словоупотребления. Всегда оживлённо на занятиях при обсуждении соответствия речи с точки зрения литературной нормы. Например, можно предложить ответить как правильно – калорийная или колоритная булочка; эскалатор или экскаватор черпает ковшом.
На занятиях кружка культуры речи учитель может обращаться к произведениям художественной литературы. На литературных текстах
Можно учить декламации стихотворений и прозаических отрывков.
Вместе с тем понятие культуры речи включает в себя умение пользоваться словарным богатством и изобразительными средствами языка, поэтому необходимо проводить как можно больше творческих работ.
Кружок стилистики.

Программа по русскому языку предусматривает практическое знакомство учащихся IV – VI классов с элементами стилистики. Восьмиклассникам она предписывает специальный раздел «Культура речи и стилистика».
Сразу может возникнуть вопрос: не лучше ли объединить кружок культуры и кружок стилистики? Всё можно. Но делать это не стоит.
Стилистика – успешно развивающаяся наука.
«Теория языковых стилей, – пишет Д.Э. Розенталь, – не является предметом практической стилистики, но для последней существенно важно распознавание стилистического «паспорта» лексических и грамматических средств общенародного языка. Выбор стилистически окрашенных слов, фразеологических оборотов, отдельных форм и конструкций должен проводиться с учётом их более или менее прочной закреплённости за функциональными стилями». Нормативный характер практической стилистики сближает ее с тем широким разделом филологической науки, который носит название культура речи.
Следовательно, объединение двух кружков в один возможно, но нецелесообразно, так как при проведении занятий не будет той чёткости с специфики, которая может быть при раздельном рассмотрении в каждом из этих кружков даже одних и тех же вопросов.
Учитель может сделать предметом изучения в кружке:
- Стилистику художественной литературы, тогда будет изучаться главным образом язык художественных произведений.
- Практическую стилистику. В этом случае главным образом будет изучаться нормированное употребление языковых средств.
- Функциональную стилистику – основы функциональных стилей.
Ребята с удовольствием занимаются вопросами точности словоупотребления, экспрессивной стилистической окраски слов, синонимами.
Занятия стилистикой в кружке могут идти параллельно с изучением программного материала.
Опыт показывает, что всю работу в кружке можно подчинить изучению функциональных стилей. В каждом кружке всегда найдутся дети, обладающие языковым чутьём, способные увидеть и почувствовать соответствие и несоответствие языковых средств стилю конкретного высказывания. Развивать языковое чутьё учащихся, в частности умение выбирать языковые средства в зависимости от стиля, и есть основная цеь кружка стилистики.
Основной тип заданий для внеклассной работы по стилистике – это стилистический анализ текста, направленный на осознание языковых задач, стилистических особенностей текста и способов их выражения.
Однако, надо не забывать о возрастных особенностях детей не только при отборе объёма теоретических сведений и дидактического материала, но и при формулировании заданий для стилистического анализа текста.
По вопросам учителя кружковцы с успехом анализируют тексты разговорного стиля и стиля художественной литературы, устанавливают их характерные особенности.
Для кружковцев IV – V классов самый лёгкий языковой стиль – это стиль разговорный. С него и следует начинать знакомство учеников с функциональными стилями. Необходимо с первых же шагов предупредить ложную аналогию: разговорный стиль – это не «устная речь». Каждый языковой стиль имеет две формы речи: устную и письменную.
Примерами разговорного стиля служат многие диалоги. Полезно на первом же занятии кружка дать учащимся прочитать в лицах разговор героев литературных произведений. Можно анализировать диалоги из драматических произведений.
С увлечением работают школьники над лексикой разговорного стиля, легко узнают стилистически окрашенные слова, сниженные фразеологические обороты, усечённые формы слов.
Как и в кружке культуры речи, в кружке стилистики через все занятия должна проходить работа над точностью словоупотребления.
«Точность слова является не только требование стиля, требованием хорошего вкуса, но, прежде всего – требованием смысла» – писал К.О. Федин.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru