ГЛАВНАЯ arrow КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Культура русского языка. Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента


Заключение


В связи со стремление в 21 веке гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонней развитой личности за счет введения в систему образования регионального компонента и увеличения объема часов на изучение гуманитарных предметов. Так, в базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени.
Частично региональный компонент реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе мы выделили лишь  некоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Курска и Курской области, а также биографии известных курян.
Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.
Безусловно, выделенные виды работ по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими из многообразия местного языкового материала, поэтому данная тема может быть разработана в другом направлении.
Список используемой литературы

1.    Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3. – с. 57-61.
2.    Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.
3.    Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983.
4.    Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1992.
5.    Волкова Н.А. Курские народные говоры как объект лингвистического изучения. // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сб. докладов на первой научной конференции. – Курск. 1995. – с. 14-18.
6.    Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11.
7.    Денисевич Г.В. местные говоры и их влияние на речь учащихся. – Курск, 1959.
8.    Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. – Курск, 1956.
9.    Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.
10.    История и современность Курского края. Под общей редакцией профессора Б. Н. Королева. Курск, 2001.
11.    Краеведческий словарь-справочник. Под ред. Ю. А. Бугрова. Курск, 1997.
12.    Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. Текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. – 1997. - № 3. – с.51-56.
13.    Львова С.И., Ляпина С.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. //Русская словесность. – 1999. – № 2. – с.43-46.
14.    Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. //РЯШ. – 1994. - № 4. – с.11-14.
15.    Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.43-47.
16.    МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). – М., 2000.
17.    Михайлов Б.М. Топонимика Курской области. – В кн.: Курский край: история и современность. – Курск, 1995. – с.252-272.
18.    Ономастикон Курской области (ойконимы, гидронимы). – Курск, 1999.
19.    Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М., 1985.
20.    Пузанова Н.А. Преподавание русского языка в VII классе. – М., 1972.
21.    Программа развития, воспитания образования России на 1999-2001 годы. //Российское образование. – 2000. - № 1. – с.69-77.
22.    Панов М.В. СРЯ. Фонетика. /Учебник для пединститутов/. – М., 1979.
23.    Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.3-11.
24.    Пашкова Г.И. Воспитательные возможности внеклассной работы по русскому языку в сельской школе продленного дня. – В кн.: Пути реализации проф. Направленности в процессе подготовки будущих учителей русского языка и методы к воспитательной работе в школе. М., 1985.
25.    Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., 1988.
26.    Поспелов Е.М. Топонимика в школе географии. /Пособие для учителей/. М., 1981.
27.    Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? – М., 1964.
28.    Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
29.    Успенский Л.В. Имя дома твоего. – Ленинград. 1967.
30.    Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе. //РЯШ. – 1993. - № 4. – с.7-10.
31.    Ященко А.И. Топонимика Курской области. – Курск, 1958.
32.    Ященко А.И. Гидронимический словарь Посемья. – В кн.: Проблемы ономастики. – Вологда, 1974. – с.№-118.
33.    Ященко А.И. Лингвистический анализ микротопонимов определенного региона. /Курс лекций для студентов филологического факультета пединститутов/. – Вологда, 1977.





 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru