КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ |
Страница 6 из 14 Другая черта древнерусской культуры и в Киевской Руси, и в Мос- ковской Руси — это религиозность, т.е. можно говорить о том, что древ- нерусская культура — это религиозная культура. В то время, когда в Западной Европе происходил кризис Реформации, сферы бытия рус- ского человека были пронизаны православным религиозным воздейст- вием и во многом определялись им. На Руси возникают целые города — памятники православного искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-заповедниках: Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др. Наши храмы монументальные и веселые, украшенные. Если хотите, тут даже какой-то элемент Восто- ка или, точнее, элемент веселой красоты: православное христианство — самое веселое христианство. Помните у Тютчева: <<Я лютеран люблю богослуженье?» Но поэт подчеркивает мрачность этого богослужения, к тому же следует иметь в виду, что и католические храмы суровы в своей грандиозности. Тогда как русский храм благодаря светлому, яр- кому, сияющему иконостасу, благодаря очеловеченному устройству пространства, его космизму и золоту огня, просто красив и светел. И наконец, характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие — сочетание христианской веры и прежних языческих обы- чаев. Действительно, так как язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в воду языческих идолов, простоявших в Киеве несколько лет, поплакали и забыли о них. И заметьте — не порубили, не сожгли, а проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду, доверяя ее реке. И все — древние боги ушли, а вот язычество в своих земледельчес- ких и бытовых нравственных формах живо до сих пор. Необходимо помнить, что древнерусская культура, главным очагом которой являлся Киев, по своему происхождению и характеру была европейской культурой, но она впитала также значительные воздейст- вия культур Востока. Древняя Русь в X—XII вв. поддерживала разнос- торонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами, и этим тоже объясняется стремительный взлет древнерус- ской культуры. Несомненно, наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром и общим источником культурных явле- ний. Как полагают современные ученые, византийское культурное вли- яние со временем поднялось на Руси до довольно высокого уровня общения развитых культур. За сравнительно короткое время киевски- ми книжниками были освоены громадные литературные богатства Ви- зантии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов визан- тийского искусства, прежде всего архитектуры и живописи. Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Киевская Русь, осваивая литературные бо- гатства и искусство Византии, тем самым приобщалась и к названной общей основе, она вместе с тем включалась и в процесс дальнейшего созидания и развития европейской культуры. Однако столь значитель- ное византийское влияние отнюдь не приводило к тому, что древнерус- ская культура превращалась в копирование византийской, а Киев — в некий филиал Константинополя. Усваивая более развитую византий- скую культуру и через нее опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси обнаружила и яркую самобытность. Об этом свидетельствует оригинальная литература Ки- евской Руси, в частности «Слово о полку Игореве» — произведение, не имеющее прецедентов в византийской литературе и отличающееся от западных эпических поэм. |
След. » |
---|