Культура России. Предмет культуралогии

Оглавление
Культура России. Предмет культуралогии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Image
Предмет культуралогии
Предмет культуралогии

1.    Предмет культурологии. Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура.
Культурология возникла в 20 веке, да этого она развивалась в рамках философии.
Культурология:
Теория культуры (философия культуры)
Мировая художественная культура (история культуры МХК)
В отличие от философии Культурология оперирует не только абстрактными понятиями, но, прежде всего артефактами (все что искусственно сделано) – все вещи, процессы, предметы, созданные человеком. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров происходящих в них процессов. Актуальность культурологии в том, что:
1. возросла роль сферы обслуживания (сервис, менеджмент).
2. сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность .
3. общество становится более открытым, демократичным.
Сейчас существует около 500 толкований культуры. Культура (с лат.) – обрабатывать, возделывать (почву). Впервые термин «культура» встречается в  произведениях римского философа Цицерона ( 45 г. До н. э.). В 18 веке термин  «культура» приобрел элитарный характер и означал цивилизованность. Современный смысл термина «культура» приобрел только в 20 веке и утратил прежний элитарный и вообще оценочный характер.  «Культура» - это характеристика определенных исторических эпох, народов или наций. «Культура» - это степень умственного и нравственного развития, присущая кому-либо.
«Культура» - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой.
«Культура» - это совокупность материальных и духовных ценностей.
Материальная культура – это вещественные результаты труда человека (артефакты) – дома, предметы быта, одежда.
Духовная культура – мифы, религия, искусство, литература, наука обряды, обычаи, традиции.
Сегодня происходит все большая интеграция материальной и духовной культуры. Психоаналитическая концепция разработана в первой половине 20 века Зигмундом Фрейдом. Сущность ее в том, что культура – продукт сублимации (с лат. возвышаю) сексуальной энергии человека, переключение сексуальной энергии на более высокий социальный уровень. Религиозная концепция разработана Павлом Флоранским и Николаем Бердяевым. По ней культура сформировалась из первоначальных культов – захоронение предков стало осознанием  смерти и желанием преодолеть ее. Игровая концепция основана Хёизингой – «Человек играющий». По ней: игра старше культуры и сопровождает ее всегда.
Функции культуры:
- познавательная
- функция исторической преемственности
- коммуникативная
- интегративная
- социализирующая
- нормативная
- ценностная
- компенсаторная
- релаксационная

2.    Морфология (структура) культуры.
Социальная культура:
1.    Хозяйственная культура
2.    Правовая культура
3.    Политическая культура
Культура познания мира:
1.    Научная культура
2.    Религиозная культура
3.    Художественная культура
Культура коммуникаций:
1.    Культура СМИ
2.    Информационная культура
3.    Культура образования
Культура реабилитации:
1.    Сексуальная культура
2.    Культура физического развития
3.    Медицинская  культура
4.    Культура отдыха, релаксации.
Типология культур:
по отношению к религии
1. Религиозные
2. Светские
- религиозная принадлежность
- этническая культура
- принадлежность к историческому типу общества
- хозяйственный уклад
- сфера деятельности
- связь с территорией
1. Сельская
2. Городская
- по уровню мастерства
Уровни и виды культуры:
1.    Народная культура
2.    Массовая культура
3.    Элитарная культура
4.    Субкультура и контркультура

3.Функции и типы культуры.
Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки итд. Народная культура: Фольклорная – описывает прошлое. Популярная – описывает сегодняшнее. Народное искусство – песни, сказки, итд. Существует народная медицина, народная педагогика.
Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность.
Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком . Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Типы культур:
1.    религиозная (отношение человека к Богу);
2.    культурная в узком смысле, заключающая отношение человека к миру (эстетическая, теоретическая, научная, техническая, промышленная);
3.    политическая;
4.    общественно-экономическая.

Функции культуры:
- человеко - творческая или гуманистическая
- трансляция социального опыта
- познавательная (гносеологическая)
- регулятивная (нормативная)
- семиотическая или знаковая
- ценностная или аксиологическая

4.Массовая культура.
Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность.

5.    Элитарная культура.
Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком . Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусств».

6.    Субкультура и ее особенности.
Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных, итд.) постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, профессиональной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.

7.    Контркультура и ее особенности.
Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры. Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи»,  получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм и рационализм.
8.    Культура и цивилизации: соотношения понятий. Сходство и различие. Цивилизационный подход к историческому процессу.
В общих чертах цивилизацию можно определить так. Цивилизация - это культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, при этом освоившая большое, достаточно автономное, достаточно замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе. Говоря о различиях в употреблении понятий культура и цивилизация, следует учитывать исторический аспект. Цивилизация в собственном смысле не синхронна культуре, а возникает тогда, когда предметно-феноменологический ресурс культуры вступает в фазу постоянно расширяемого самовоспроизводства. Понятие "цивилизация" появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием культура, когда французские философы определили цивилизованными общества, основанные на началах разума, справедливости и частной собственности. В истории человечества цивилизация составляет противоречивое единство с культурой, она выступает неким функциональным подразделом культуры. Историки, опирающиеся на антропологическое осмысление исторического прогресса говорят о том, что цивилизация - это "универсальный код культуры (в широком смысле слова), проявляющийся в универсализме стиля жизнедеятельности человека - носителя данной цивилизации". Несовпадение культуры и цивилизации наиболее резко проявляется на переломах цивилизационного развития. При переходе от одной цивилизации к другой устойчивость системы ценностей культуры может оказаться негативным явлением, мешающим адаптироваться социуму к новым условиям жизнедеятельности. Еще одна особенность взаимосвязи культуры и цивилизации проявляется в особой роли духовных ценностей, определяющих прогресс цивилизации и ее судьбу. В перспективе глобальной цивилизации важнейшую культура играет важнейшую роль.
Типы цивилизаций:
1.    цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;
2.    по принципу естественно-географической среды, взаимодействия с другими цивилизациями можно выделить открытые и закрытые или интровертные и экстравертные цивилизации;
3.    сельскохозяйственные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации;
4.    традиционные и техногенные.
9.    О. Шпенглер и его взгляды на историю и цивилизацию.
Немецкий философ О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод о том, что рационалистическая  цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена. По Шпенглеру, понятия «культура» и «цивилизация» общезначимы, он считает, что культура – это организм, живущий примерно тысячу лет. В мировой истории философ выделяет восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, Греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры.
10.    Теория Тойнби о развитии истории. Его взгляды на проблему цивилизаций.
 Арнольд Тойнби задается вопросом, что же является “мотором” цивилизации, что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции "вызова и ответа". На первом этапе Вызов выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост - “переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры” состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих. В применении к цивилизации и к анализу ее развития концепция вызова и ответа выглядит следующим образом: При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не всегда может дать адекватный ответ, перестроиться и изменить образ жизни. Если общество продолжает жить и действовать так, как будто «вызова» нет, то культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - собственным примером увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование вторичной цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. "Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня". Вызов предназначается прежде всего людям, а не обществу в целом, т.к. в системе Тойнби обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Тойнби не верит в “бессознательный” фактор Истории, так называемые “великие подземные течения мысли”. "Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то", - пишет Тойнби.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда

Связь с администратором сайта http://moy-bereg.ru - Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Rambler's Top100