Культура России. Предмет культуралогии |
Страница 1 из 5 Предмет культуралогии 1. Предмет культурологии. Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Культурология возникла в 20 веке, да этого она развивалась в рамках философии. Культурология: Теория культуры (философия культуры) Мировая художественная культура (история культуры МХК) В отличие от философии Культурология оперирует не только абстрактными понятиями, но, прежде всего артефактами (все что искусственно сделано) – все вещи, процессы, предметы, созданные человеком. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров происходящих в них процессов. Актуальность культурологии в том, что: 1. возросла роль сферы обслуживания (сервис, менеджмент). 2. сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность . 3. общество становится более открытым, демократичным. Сейчас существует около 500 толкований культуры. Культура (с лат.) – обрабатывать, возделывать (почву). Впервые термин «культура» встречается в произведениях римского философа Цицерона ( 45 г. До н. э.). В 18 веке термин «культура» приобрел элитарный характер и означал цивилизованность. Современный смысл термина «культура» приобрел только в 20 веке и утратил прежний элитарный и вообще оценочный характер. «Культура» - это характеристика определенных исторических эпох, народов или наций. «Культура» - это степень умственного и нравственного развития, присущая кому-либо. «Культура» - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. «Культура» - это совокупность материальных и духовных ценностей. Материальная культура – это вещественные результаты труда человека (артефакты) – дома, предметы быта, одежда. Духовная культура – мифы, религия, искусство, литература, наука обряды, обычаи, традиции. Сегодня происходит все большая интеграция материальной и духовной культуры. Психоаналитическая концепция разработана в первой половине 20 века Зигмундом Фрейдом. Сущность ее в том, что культура – продукт сублимации (с лат. возвышаю) сексуальной энергии человека, переключение сексуальной энергии на более высокий социальный уровень. Религиозная концепция разработана Павлом Флоранским и Николаем Бердяевым. По ней культура сформировалась из первоначальных культов – захоронение предков стало осознанием смерти и желанием преодолеть ее. Игровая концепция основана Хёизингой – «Человек играющий». По ней: игра старше культуры и сопровождает ее всегда. Функции культуры: - познавательная - функция исторической преемственности - коммуникативная - интегративная - социализирующая - нормативная - ценностная - компенсаторная - релаксационная 2. Морфология (структура) культуры. Социальная культура: 1. Хозяйственная культура 2. Правовая культура 3. Политическая культура Культура познания мира: 1. Научная культура 2. Религиозная культура 3. Художественная культура Культура коммуникаций: 1. Культура СМИ 2. Информационная культура 3. Культура образования Культура реабилитации: 1. Сексуальная культура 2. Культура физического развития 3. Медицинская культура 4. Культура отдыха, релаксации. Типология культур: по отношению к религии 1. Религиозные 2. Светские - религиозная принадлежность - этническая культура - принадлежность к историческому типу общества - хозяйственный уклад - сфера деятельности - связь с территорией 1. Сельская 2. Городская - по уровню мастерства Уровни и виды культуры: 1. Народная культура 2. Массовая культура 3. Элитарная культура 4. Субкультура и контркультура 3.Функции и типы культуры. Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки итд. Народная культура: Фольклорная – описывает прошлое. Популярная – описывает сегодняшнее. Народное искусство – песни, сказки, итд. Существует народная медицина, народная педагогика. Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность. Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком . Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типы культур: 1. религиозная (отношение человека к Богу); 2. культурная в узком смысле, заключающая отношение человека к миру (эстетическая, теоретическая, научная, техническая, промышленная); 3. политическая; 4. общественно-экономическая. Функции культуры: - человеко - творческая или гуманистическая - трансляция социального опыта - познавательная (гносеологическая) - регулятивная (нормативная) - семиотическая или знаковая - ценностная или аксиологическая 4.Массовая культура. Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность. 5. Элитарная культура. Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком . Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусств». 6. Субкультура и ее особенности. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных, итд.) постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, профессиональной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре. 7. Контркультура и ее особенности. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры. Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм и рационализм. 8. Культура и цивилизации: соотношения понятий. Сходство и различие. Цивилизационный подход к историческому процессу. В общих чертах цивилизацию можно определить так. Цивилизация - это культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, при этом освоившая большое, достаточно автономное, достаточно замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе. Говоря о различиях в употреблении понятий культура и цивилизация, следует учитывать исторический аспект. Цивилизация в собственном смысле не синхронна культуре, а возникает тогда, когда предметно-феноменологический ресурс культуры вступает в фазу постоянно расширяемого самовоспроизводства. Понятие "цивилизация" появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием культура, когда французские философы определили цивилизованными общества, основанные на началах разума, справедливости и частной собственности. В истории человечества цивилизация составляет противоречивое единство с культурой, она выступает неким функциональным подразделом культуры. Историки, опирающиеся на антропологическое осмысление исторического прогресса говорят о том, что цивилизация - это "универсальный код культуры (в широком смысле слова), проявляющийся в универсализме стиля жизнедеятельности человека - носителя данной цивилизации". Несовпадение культуры и цивилизации наиболее резко проявляется на переломах цивилизационного развития. При переходе от одной цивилизации к другой устойчивость системы ценностей культуры может оказаться негативным явлением, мешающим адаптироваться социуму к новым условиям жизнедеятельности. Еще одна особенность взаимосвязи культуры и цивилизации проявляется в особой роли духовных ценностей, определяющих прогресс цивилизации и ее судьбу. В перспективе глобальной цивилизации важнейшую культура играет важнейшую роль. Типы цивилизаций: 1. цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные; 2. по принципу естественно-географической среды, взаимодействия с другими цивилизациями можно выделить открытые и закрытые или интровертные и экстравертные цивилизации; 3. сельскохозяйственные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации; 4. традиционные и техногенные. 9. О. Шпенглер и его взгляды на историю и цивилизацию. Немецкий философ О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод о том, что рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена. По Шпенглеру, понятия «культура» и «цивилизация» общезначимы, он считает, что культура – это организм, живущий примерно тысячу лет. В мировой истории философ выделяет восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, Греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры. 10. Теория Тойнби о развитии истории. Его взгляды на проблему цивилизаций. Арнольд Тойнби задается вопросом, что же является “мотором” цивилизации, что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции "вызова и ответа". На первом этапе Вызов выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост - “переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры” состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих. В применении к цивилизации и к анализу ее развития концепция вызова и ответа выглядит следующим образом: При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не всегда может дать адекватный ответ, перестроиться и изменить образ жизни. Если общество продолжает жить и действовать так, как будто «вызова» нет, то культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов - пророков, жрецов, философов, ученых, политиков - собственным примером увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование вторичной цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. "Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня". Вызов предназначается прежде всего людям, а не обществу в целом, т.к. в системе Тойнби обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Тойнби не верит в “бессознательный” фактор Истории, так называемые “великие подземные течения мысли”. "Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то", - пишет Тойнби. |
« Пред. | След. » |
---|