Культура Древнего Рима |
Страница 7 из 10 Рабы не имели права приносить жертвы и участвовать в религиозных праздниках, за редким исключением (сатурна- лии). Римские рабы были фактически отрезаны от римской религии, поэтому неудивительно, что они с готовностью вос- приняли христианство. «В период Республики (510—ЗО-е гг. до н. э.) римская религия стала напоминать съезд богов со всего света. Глубже всего проникло влияние греков, хотя, по мнению римлян, богам нужны не чувства людей, а конкрет- ная «взятка» в виде пролитого вина, рассыпанных зерен, в виде крови и дыма сжигаемых внутренностей и костей жерт- венных животных...»1. Для римлян характерна большая ве- ротерпимость. Ученые указывают на отличие между мифами греков и римлян. В центре греческой мифологии находятся дея- ния богов и их отношение друг к другу и людям. Для рим- лян в центре всех их интересов — сам Рим и его народ. Важ- нейшими добродетелями становятся железная дисциплина, храбрость, мужество, верность. Любая карьера для римля- нина начинается с карьеры воина. Отец учит сына ремеслу воина, земледельца, знакомит с обязанностями гражданина. Считается, что хотя римляне не создали такой стройной ми- фологии, как греки, они стали творцами множества истори- ческих легенд, основными героями которых являлись цари, военные герои, полководцы. Задолго до II в. до н.э. в римской культуре возникает дву- язычие: представители знати читают и говорят по-гречески, в то же время разрабатываются основы и положения латин- ского языка. Следует отметить особенность, которая прису- ща римским именам. Первое — это имя личное, второе — ро- довое, третье — наследуемое, почетное1. Важное значение приобретает ораторское искусство. Го- сударственные дела в период Республики римляне решали в народном собрании, широко применяя практику дебатов. Сравнивая греков и римлян, мы убеждаемся, что для рим- лян на первый план всегда выходили политика и право. Ис- кусство и литература рассматривались как явления второ- степенные. |
« Пред. |
---|