История мировой культуры. Культура Древней Греции.


Древняя Греция до сих пор вызывает живой интерес  ис- следователей. Важный вклад  в изучение ее культуры внес Фридрих Ницше. Он писал  о том, что там сосу-
ществовали два начала: аполлоновское (гармоничное) и дио- нисийское (стихийное, дикое). Первоначально теорию Ниц- ше не приняли, а сам он стал изгоем в ученых кругах. Знатоки античности привыкли видеть в Древней Греции только апол- лоновское начало.  Однако теперь  правота  Ницше не вызы- вает сомнений.
Начнем с самого раннего периода в истории Древней Гре- ции. Он носит название крито-микенского. На острове Крит и в Микенах образовались государства, во многом  похожие на восточные деспотии. Они радикально отличались от той Древней Греции, какую мы привыкли себе представлять, с ее городами-государствами. Наши знания об этой  эпохе  чрез- вычайно ограничены. Долгое время эгейская письменность (по названию Эгейского моря)  оставалась нерасшифрован- ной.  До нас дошли  многочисленные материальные памят- ники  этой культуры, однако  они мало что могли рассказать. Только в 1953 г. английский исследователь Вентрис смог рас- шифровать критское письмо «В» — один из типов существо- вавшей  тогда письменности.
Теперь  мы знаем  немного больше  о культуре того перио- да. Уже тогда люди почитали Зевса.  Важное  место в их культе занимала двойная секира. Ученые не уверены, была ли она сама по себе предметом культа, или же олицетворяла какое- то божество. Дворец царей  Крита  называли «Лабиринт», что, по  некоторым гипотезам, означает «дом двойной секиры».

Кроме двойной  секиры,  возможно,  в те времена почитали и двойной щит.
Широко  был распространен   культ животных.  Об  этом свидетельствуют многочисленные изображения  зверей, птиц и змей. Также найдено много изображений людей, возмож- но,  это боги,  которые  потом  вошли  в греческий  пантеон. Существуют также указания  на то, что  существовали  куль- ты солнца, камней, деревьев. Основными характеристиками  крито-микенского  периода  являются  наличие  «дворцовой культуры», жесткая  централизация хозяйственной, религи- озной и военно-политической сфер жизни, особое положе- ние жреческого сословия  и мощной  бюрократии,  хтониче- ская религия (т. е. религия земли и плодородия).
В тот период  создавались  мощные,  укрепленные  двор- цы-цитадели.  Это были огромных размеров  архитектурные комплексы.  В них непременно  входили кладов;ые, места для культовых и административных целей. Многочисленные по- мещения,  в которых сосредоточивалась  жизнь дворца, тре- бовали постоянных  забот и контроля.  В крито-микенский период большое значение  приобретает разросшийся  бюро- кратический  персонал.
Во главе цитадели стоял царь-жрец,  главная задача кото- рого была сохранять  и поддерживать священный  порядок. Рядом строились общинные поселения, некоторые построй- ки стояли обособленно от основного комплекса. В обязанно- сти царя входили также функции верховного военачальника, который обеспечивал защиту поселений.
Второй этап развития древнегреческой  культуры начина- ется с падением централизованных систем Крита и Микен. Сильнейшее землетрясение послужило причиной гибели ци- вилизации на Крите. Микены пали под ударами вторгшихся варваров. Жителей Крита и Микен называют греками-ахей- цами.  Они создали высокую цивилизацию, которая,  как и многие другие, была разрушена после вторжения более при- митивных племен дорийцев и ионийцев.
Ранняя религия этих народов во многом похожа на другие ранние  религии.  Прежде всего следует сказать о земледель- ческом  культе.  Богиней  плодородия  была Деметра.  Суще- ствовали также культы, связанные с охотой (промысловые). Люди поклонялись Артемиде, Зевсу, читали заклинания Ме- деи. Для этого периода  важным  является  понятие  о боже- ственном происхождении  профессий  — техне.
Древние греки мало верили в магию. Достаточно широко у них распространилась  разве что вредоносная  магия,  но и она не была магией в чистом виде, когда колдун напрямую общается с миром сверхъестественного.  Эта магия предпо- лагала божественную помощь  (в первую очередь Гекаты),  и потому была ближе к молитвам, чем к колдовским ритуалам. Верили греки и в богов-целителей.  Главным из них явился Асклепий; лечением  занимались  также Геракл,  Пан,  Апол- лон, Дионис, Деметра, другие боги, нимфы.
Гомеровская  эпоха (временные  границы которой можно определить как ХI—IХ вв. до н.э.),  важна тем, что на первый план выступают не родовые, а личностные  нормы культуры. Исследователи отмечают, что между крито-микенским и го- меровским  периодами  существует разрыв.  «Дело в том, что культура гомеровского общества по уровню своего развития уступает предшествовавшей  ей культуре микенского  обще- ства»1. От микенского  общества в наследство остались плуг, гончарный круг, парусный корабль, колесная повозка. Мно- гие герои Гомера, как отмечают исследователи,  имеют крито- микенское  прошлое.  «Гомеровское общество,  сохранившее пережитки родового строя, характеризуется патриархальной (домашней)  формой рабства»2.
Разрушение дворца-цитадели привело к изменению роли царя-жреца.  Структура власти в гомеровском  обществе та- кова:  Совет старейшин  (буле), народное  собрание  (агора) басилей   (басилевс), царь, родовой старейшина, жрец.  По мнению Ж.-П.   Вернана, микенский царь  имел  титул  «ва- на-ка», или  анакса. Расшифровка письма  «В» дала  ключ  к понятию басилевса. Анакс — титул царя, которому подчинен басилевс. Таким образом, после того как исчезли дворцы-ци- тадели, исчезло и само понятие «анакс», т. е. «царь». Басилевс же является не царем, а представителем высшей знати1 .
Для  гомеровской эпохи   важной  становится  воинская доблесть.   Человек  в  своей  деятельности  следует  нормам
«героического кодекса».  Достижение славы имеет осно- вополагающее значение. Немалую роль в культуре играла со- ревновательность (агонистика). «Дух соревнования говорит о том, что гомеровское общество вышло  из того состояния, когда воля индивида и его инициатива подавлялись коллек- тивом и косной традицией, но вместе с тем оно еще не знает крайностей индивидуализма (впрочем, Ахиллес  уже прояв- ляет явные  признаки индивидуализма)...Гомеровский Ахил- лес стремится “добыть между смертными славы“»2.
В этом  аспекте  следует рассмотреть наиболее значимые понятия, которые характеризуют гомеровское время.  Герои оцениваются с точки  зрения проявленной доблести  (арете). Оценка может  быть как положительной, так и негативной, это определяется поведением героя  в битве.  В зависимости от проявленной доблести, можно  говорить  о чести  (тиме). Человек высокой чести  получает  не  только  духовное, но  и материальное поощрение, большую часть трофеев, социаль- ный статус, уважение. Человека и общество связывает такое понятие, как стыд (айдос). Доблесть, честь и стыд составля- ют нормы грека гомеровского времени.
И еще одна очень важная черта, которую отметил А.Н. Ча- нышев:  «... Гомеровские герои, ... зная, что их дело обрече- но на неудачу, более того, зная о своей близкой смерти, действуют так, как если бы они были бессмертны  и уверены в своем торжестве»1.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru