История мировой культуры. Культура Древней Греции. |
Страница 2 из 9 Древняя Греция до сих пор вызывает живой интерес ис- следователей. Важный вклад в изучение ее культуры внес Фридрих Ницше. Он писал о том, что там сосу- ществовали два начала: аполлоновское (гармоничное) и дио- нисийское (стихийное, дикое). Первоначально теорию Ниц- ше не приняли, а сам он стал изгоем в ученых кругах. Знатоки античности привыкли видеть в Древней Греции только апол- лоновское начало. Однако теперь правота Ницше не вызы- вает сомнений. Начнем с самого раннего периода в истории Древней Гре- ции. Он носит название крито-микенского. На острове Крит и в Микенах образовались государства, во многом похожие на восточные деспотии. Они радикально отличались от той Древней Греции, какую мы привыкли себе представлять, с ее городами-государствами. Наши знания об этой эпохе чрез- вычайно ограничены. Долгое время эгейская письменность (по названию Эгейского моря) оставалась нерасшифрован- ной. До нас дошли многочисленные материальные памят- ники этой культуры, однако они мало что могли рассказать. Только в 1953 г. английский исследователь Вентрис смог рас- шифровать критское письмо «В» — один из типов существо- вавшей тогда письменности. Теперь мы знаем немного больше о культуре того перио- да. Уже тогда люди почитали Зевса. Важное место в их культе занимала двойная секира. Ученые не уверены, была ли она сама по себе предметом культа, или же олицетворяла какое- то божество. Дворец царей Крита называли «Лабиринт», что, по некоторым гипотезам, означает «дом двойной секиры». Кроме двойной секиры, возможно, в те времена почитали и двойной щит. Широко был распространен культ животных. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения зверей, птиц и змей. Также найдено много изображений людей, возмож- но, это боги, которые потом вошли в греческий пантеон. Существуют также указания на то, что существовали куль- ты солнца, камней, деревьев. Основными характеристиками крито-микенского периода являются наличие «дворцовой культуры», жесткая централизация хозяйственной, религи- озной и военно-политической сфер жизни, особое положе- ние жреческого сословия и мощной бюрократии, хтониче- ская религия (т. е. религия земли и плодородия). В тот период создавались мощные, укрепленные двор- цы-цитадели. Это были огромных размеров архитектурные комплексы. В них непременно входили кладов;ые, места для культовых и административных целей. Многочисленные по- мещения, в которых сосредоточивалась жизнь дворца, тре- бовали постоянных забот и контроля. В крито-микенский период большое значение приобретает разросшийся бюро- кратический персонал. Во главе цитадели стоял царь-жрец, главная задача кото- рого была сохранять и поддерживать священный порядок. Рядом строились общинные поселения, некоторые построй- ки стояли обособленно от основного комплекса. В обязанно- сти царя входили также функции верховного военачальника, который обеспечивал защиту поселений. Второй этап развития древнегреческой культуры начина- ется с падением централизованных систем Крита и Микен. Сильнейшее землетрясение послужило причиной гибели ци- вилизации на Крите. Микены пали под ударами вторгшихся варваров. Жителей Крита и Микен называют греками-ахей- цами. Они создали высокую цивилизацию, которая, как и многие другие, была разрушена после вторжения более при- митивных племен дорийцев и ионийцев. Ранняя религия этих народов во многом похожа на другие ранние религии. Прежде всего следует сказать о земледель- ческом культе. Богиней плодородия была Деметра. Суще- ствовали также культы, связанные с охотой (промысловые). Люди поклонялись Артемиде, Зевсу, читали заклинания Ме- деи. Для этого периода важным является понятие о боже- ственном происхождении профессий — техне. Древние греки мало верили в магию. Достаточно широко у них распространилась разве что вредоносная магия, но и она не была магией в чистом виде, когда колдун напрямую общается с миром сверхъестественного. Эта магия предпо- лагала божественную помощь (в первую очередь Гекаты), и потому была ближе к молитвам, чем к колдовским ритуалам. Верили греки и в богов-целителей. Главным из них явился Асклепий; лечением занимались также Геракл, Пан, Апол- лон, Дионис, Деметра, другие боги, нимфы. Гомеровская эпоха (временные границы которой можно определить как ХI—IХ вв. до н.э.), важна тем, что на первый план выступают не родовые, а личностные нормы культуры. Исследователи отмечают, что между крито-микенским и го- меровским периодами существует разрыв. «Дело в том, что культура гомеровского общества по уровню своего развития уступает предшествовавшей ей культуре микенского обще- ства»1. От микенского общества в наследство остались плуг, гончарный круг, парусный корабль, колесная повозка. Мно- гие герои Гомера, как отмечают исследователи, имеют крито- микенское прошлое. «Гомеровское общество, сохранившее пережитки родового строя, характеризуется патриархальной (домашней) формой рабства»2. Разрушение дворца-цитадели привело к изменению роли царя-жреца. Структура власти в гомеровском обществе та- кова: Совет старейшин (буле), народное собрание (агора) басилей (басилевс), царь, родовой старейшина, жрец. По мнению Ж.-П. Вернана, микенский царь имел титул «ва- на-ка», или анакса. Расшифровка письма «В» дала ключ к понятию басилевса. Анакс — титул царя, которому подчинен басилевс. Таким образом, после того как исчезли дворцы-ци- тадели, исчезло и само понятие «анакс», т. е. «царь». Басилевс же является не царем, а представителем высшей знати1 . Для гомеровской эпохи важной становится воинская доблесть. Человек в своей деятельности следует нормам «героического кодекса». Достижение славы имеет осно- вополагающее значение. Немалую роль в культуре играла со- ревновательность (агонистика). «Дух соревнования говорит о том, что гомеровское общество вышло из того состояния, когда воля индивида и его инициатива подавлялись коллек- тивом и косной традицией, но вместе с тем оно еще не знает крайностей индивидуализма (впрочем, Ахиллес уже прояв- ляет явные признаки индивидуализма)...Гомеровский Ахил- лес стремится “добыть между смертными славы“»2. В этом аспекте следует рассмотреть наиболее значимые понятия, которые характеризуют гомеровское время. Герои оцениваются с точки зрения проявленной доблести (арете). Оценка может быть как положительной, так и негативной, это определяется поведением героя в битве. В зависимости от проявленной доблести, можно говорить о чести (тиме). Человек высокой чести получает не только духовное, но и материальное поощрение, большую часть трофеев, социаль- ный статус, уважение. Человека и общество связывает такое понятие, как стыд (айдос). Доблесть, честь и стыд составля- ют нормы грека гомеровского времени. И еще одна очень важная черта, которую отметил А.Н. Ча- нышев: «... Гомеровские герои, ... зная, что их дело обрече- но на неудачу, более того, зная о своей близкой смерти, действуют так, как если бы они были бессмертны и уверены в своем торжестве»1. |
« Пред. | След. » |
---|