ГЛАВНАЯ arrow Культура arrow Формы культуры 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формы культуры

ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Оглавление
ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Страница 2

Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения
в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его
ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и
формируют ее поведение.
Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она
выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и
передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности
существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той
или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной
реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические,
эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются
нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты
взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.
Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить
связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь
прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор
самого необходимого и целесообразного для тиражирования.
Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом
развития социальной активности, гражданственности.
Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой
культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются
субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со
своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и
мышления.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы
(молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.),
территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых
городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты,
католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне,
монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры
целого, но все же существенно отличаются от нее.
Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению
новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая
массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового
производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в
первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается,
что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем
людям.
Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная
культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном
счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя
считать их антагонистичными.
В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна
новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной
революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.
Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ
в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное
развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип
производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и
затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.
Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой
отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и
настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая
субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.).
Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак
кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей
существующей системой ценностей культуры.


 
« Пред.

da



Rambler's Top100