Несколько вопросов г. Коровину.


  На днях я ознакомился с интервью некоего А. Коровина сетевому изданию «Частный корреспондент». Название интервью: «Верлибр — поэзия свободных людей».

   В регулярных стихах слишком много условностей, и ты все время вынужден им следовать. Верлибр освобождает тебя от жёстких рамок…

                                                                                 А Коровин.
 http://www.chaskor.ru/article/andrej_korovin_verlibr_-_poeziya_svobodnyh_lyudej_17785


   Мне не совсем ясно: о каком освобождении речь?  Почитал Википедию:

… Верлибр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции...  тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех "вторичных признаков" стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики… 
                                               
    Получается, именно рифма с размером и есть те «жесткие рамки» и «условности», от которых г. Коровин призывает освободиться? Меня настораживает эта странная свобода. Вернусь ка лучше в оставленный мною райский сад поэзии. А это что ковыляет передо мной? Это же и есть верлибр? Точно. Собака без передней лапы. Да что там лапа. В бедной поэтической твари не хватает ой как много каких составляющих. Присела, передохнула чуть, и поковыляла дальше к такому же ущербному забывшему о цветах верлибру-дереву, окруженному тусклыми ущербными верлибрами-кристаллами…

    Я сейчас говорю даже не столько о стихах, сколько об идеях. Тех, которые должны были прорасти в мироздание поэтического райского сада полноценными стихами (а именно такая реализация изначально заложена для подавляющего большинства крупных волнующих идей).  Тех, что были «освобождены от жестких рамок» путем отсечения полноценности и гармоничности. Вырезано, или не дано при рождении, – результат одинаково плачевен. Взгляд снова останавливается на несчастном, вернувшемся ко мне создании на трех лапах. Еще и живо. 

   Пытаясь прояснить ситуацию, я повторно посетил Википедию. В качестве примера верлибра здесь приводится стих Блока. Разложу ка я этот стих в прозу: 

   Она пришла с мороза. Раскрасневшаяся. Наполнила комнату ароматом воздуха и духов, звонким голосом и совсем неуважительной к занятиям болтовней. Она немедленно уронила на пол толстый том художественного журнала, и сейчас же стало казаться, что в моей большой комнате очень мало места.

   Теперь оригинал:

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.


   А если вот так?

Она пришла.
С мороза – раскрасневшаяся.
Наполнила комнату ароматом:
Воздуха и духов…


   Для чего я проделал такие вот манипуляции со стихом классика? Чтобы был более нагляден тот очевидный факт, что только организацией разбиения на ритмические блоки верлибр и отличается от прозы. Минимальное отличие. Причем, подобная организация не кристаллизуется в единственность, а предполагает почти равноценные варианты, что намного снижает ценность результата. И еще я хотел показать, как много убрано в верлибре от нормального стиха. Почти все.

   Я поспешил ту часть райского сада поэзии, что находится на земле интернета. Боже! Как же мало здесь настоящих, еще меньше - хороших стихов. И как много здесь верлибров. Трехногие жирафы. Быки. Иная увечная живность. Чья-то злая воля не только изуродовала гармоничность обитателей райского сада поэзии, но и  нарушила общую гармоничность этого сада. И это все ради свободы. Кому нужна такая свобода?

   Я бы так сказал: если человек чувствует себя свободным, он больше восприимчив к верлибру. Верлибр ― это поэзия свободных людей.
                                                                                 А Коровин.


   Задам ка я несколько вопросов г. Коровину.

- «Поэзия свободных людей»? О каких людях речь? Вы, г. Коровин, имеете ввиду читателей? Тогда вам следовало бы изъясниться так:

  …верлибр это поэзия для свободных людей... Свободных читателей…


 От чего же освобождаются «свободные» читатели? От умения воспринимать настоящие, или, как вы выражаетесь, «регулярные» стихи? Думаю, от такого умения свободны крайне малообразованные и дегенерировавшие люди. А для питекантропа и верлибр показался бы сложнейшей «регулярной» формой, которой наверняка бы отдано было предпочтение свободной форме мычания. Для человека же образованного именно классическая форма ограненного рифмами и размером стиха предельно свободна, как свободно совершенство. 

- Может, вы, г. Коровин, говоря о свободных людях, имеете ввиду пишущих стихи поэтов? Тогда, пожалуй, должно быть сказано так:

…верлибр это поэзия от свободных людей… Свободных поэтов…

  Разумеется, если отметешь большую часть приемов стихосложения, писать «свободнее». Чем меньше правил, тем  легче быть «мастером». Но вот только что смастеришь, опираясь на остатки выразительности? Я повторюсь: крупные идеи, те, что волнуют, предполагают соответствующую своему внутреннему вылепленность в форме стиха именно с помощью полного, классического, «регулярного» пакета выразительных средств. И – истинная свобода для мастера вовсе не в желании освободиться от каких-либо «сковывающих условностей». Эта свобода -  взвешивая идею, определить предназначенную ей будущую ее вылепленность. Что опять-таки трудно. Что наверняка подведет к тем самым жестким рамкам изначально предначертанных правил. Зато какой может быть результат! Если идея мощна, то рифмы и  размер вовсе не станут сковывать ни сам стих, ни пишущего поэта. Напротив: предельные выразительные средства предельной идеи вывернутся в предельную свободу. Если же идея слаба…  Тогда вот изначально свободный пустой кисель верлибра будет предельным выражением именно слабости и пустоты.

  Скорее всего, «освобождение» в выразительных средствах есть следствие ликвидации «жестких рамок» в душе самого поэта. В высказываниях г. Коровина много доказательств того, что он стер в своей душе «условности» отношений с людьми. В частности, г. Коровин учит «свободе дружбы»:

…Если же поэту почему-либо хочется, он может дружить с кем угодно ― с Троцким, Лениным, Че, Лимоновым. Мы знаем тому массу примеров.
…Поэт ― свободный человек, который … может быть горлопаном улицы, а может быть госчиновником, может заигрывать с властью, а может вообще не видеть её в упор. Главное ― сухой остаток, то, что он пишет. Остальное ― его личное дело.
                                                                                 А Коровин.


   Чтобы определить свое отношение к подобной «свободе»,  необходимо понять те «сковывающие» душу принципы, что уничтожены этой свободой. Эти  принципы называются духовной близостью. Я понимаю духовную близость как отражение круга внутренних твоих ценностей в круге твоих друзей. И, если гармонично первое, наверняка гармонично и цельно второе.  Когда же твои друзья все кто попало, это доказательство того, что и в круге твоих, разнородных, ценностей полный бардак. Как мне доказать данную мысль самому г. Коровину? Может, вопросом?

 - Вам не кажется, г. Коровин, что, если бы, к примеру, тот же Маяковский дружил с Лениным, он никак не мог бы дружить с начальником царской охранки?

   На мой взгляд, данное предположение абсурдно. Сформировавшийся в цельность круг взглядов Маяковского определял отражающий эту цельность круг его друзей. И это естественно. Если вы, к примеру, верующий человек, то вашими друзьями наверняка будут верующие люди. Но для г. Коровина подобная «сковывающая» организация души слишком сложна.  Гораздо «свободнее» дружить с тем, с кем надо. Не правда ли, г. Коровин?

   Более же всего изумляет «свобода» г. Коровина не быть гражданином России:

― Как же избитое «а гражданином быть обязан»?

― Надеюсь, что все учебники, в которых это было написано, давно сгорели в пламени перестройки. Советская идеологическая машина использовала этот слоган, чтобы превращать своих граждан в рабов системы. А в XIX веке из подобных «граждан» Некрасова вышло не одно поколение террористов.
                                                                                 А Коровин.
http://www.chaskor.ru/article/andrej_korovin_verlibr_-_poeziya_svobodnyh_lyudej_17785


   Я согласен: избитое «а гражданином быть обязан» на самом деле вызывало раздражение у многих во  времена перестройки. Стоящее в ряду с другими, на самом деле пустыми, обязанностями советских людей. Но ведь по своей сути -  идея: «обязан быть гражданином» есть призыв любить свою родину. Для русского человека – Россию. Тот же Пушкин в том же XIX веке призывал «души прекрасные порывы» посвятить отчизне. Зато вот г. Коровин учить Россию не любить. Понятно, что речь идет о чувствовании, в принципе, личном деле сделавшего выбор человека: хочу  - люблю, хочу - нет. И этот выбор связан с понятиями: хорошо – плохо. Пушкин считает, что любить родину – хорошо. Г. Коровин считает, что  - плохо. Он видит любовь к родине опять-таки «условностью», тем, сковывающим душу, принципом, от которого нужно избавиться. Теми «жесткими рамками», которые мешают дружить со всеми. И эта «свобода» не быть гражданином, находящаяся в ряду иных его свобод г. Коровина, увенчана верлибрами. Одна «свобода» рождает другую. И – напрашивается такой вот вопрос:

- Вы не боитесь, г. Коровин, что все ваши свободы в конце концов вывернутся в предельную скованность?

  Не буду утверждать, что верлибр не имеет права на существование. Есть же какие-то второстепенные идеи, воплощение которых может быть упрощено. Только вот всему свое место. И верлибрам тоже. В райском саду поэзии существует территория, отведенная  для обитания верлибров. Некий идеальный изолированный от основного материка «остров обитания  свободных форм». Посещение этого острова – иногда это даже весело. Но – в настоящий момент - когда населяющие остров верлибры чья то злая воля перебросила на материк, и, легкие и свободные, верлибры стали вытеснять населяющие материк сложные основные формы стиха, - тогда – это – ой как печально.

  Закончу на оптимистической ноте. Я верю, что в это непростое для России время россияне определят для себя действительно необходимые свободы и отсекут ложные. И – в райском саду поэзии все так же станет на свои места.  По нему будут бродить действительно гармоничные свободные полноценностью поэтические твари. Там будут расти гармоничные стихи-деревья, увенчанные цветами рифм, сиять стихи-кристаллы, рифмами-гранями заключенные в особую гармоничность, что зовется вечностью. И – возможно, именно райский сад поэзии в конце концов приблизит человека к настоящему, небесному, раю. Тому раю, который был когда-то так опрометчиво потерян.

                                          Геосимволист Леонид Шимко
                                        


 

Леонид Шимко

r1.jpg

Евгений Горный

r2.jpg

Расуль Ягудин

r3.jpg

Юрий Тубольцев

r5.jpg

Евгений Шимко

Связь

Адреса для связи с геосимволистами:

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Наш девиз

Наш девиз | Пусть символисты всегда будут в моде, когда они веками свирепствовали в авторитете! >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru