Уроки Пушкина

Оглавление
Уроки Пушкина
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Урок 21. "В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы"[16]

Тема "маленького человека" и его социальный протест в поэме "Медный всадник".

Начать урок можно с оценки высказывания Белинского, которое вынесено в эпиграф. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?

Актуализируя на уроке понятие "маленький человек", следует повторить его сущность, обобщая характерные черты образов героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова ("Старый гений"), Достоевского ("Бедные люди") и Чехова ("Тоска").

Как вариант, возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему "Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века"

В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме "Медный всадник", причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.
Вопросы и задания для характеристики образа Евгения

Часть первая

1.      Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?

2.      Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?

3.      Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гра.ни.на, что в поэме "две Невы"?

4.      Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).

5.      Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился... не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.

6.      К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами "с божией стихией царям не совладать" и "жизнь ничто, как он пустой, насмешка неба над землей"?

7.      Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?

8.      Индивидуальные задания. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 года.

Часть вторая

1.      Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?

2.      Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?

3.      Для города Петра наводнение -- это не исключение, а правило, а для Евгения -- крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.

4.      Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятника Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?

5.      Что стало причиной бунта Евгения -- психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.

6.      Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю "Ужо тебе!..." он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. И хотя Пушкин называет его безумцем, то не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти[17]. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

7.      Индивидуальные домашние задания. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение "Образ Петра I в поэзии Пушкина" ("Стансы", "Пир Петра Великого", "Полтава").

Итог урока. Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой, -- личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?

В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, "Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь". Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь -- это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, "страшится... не за себя". Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь "как сон пустой". Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.

Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому -- ни небесной, ни государственной власти, -- он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.

Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные истоки. Да, он "захохотал", когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание -- "Прояснились / В нем страшно мысли". Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать "бессмысленным и беспощадным". Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке).
Урок 22. "Эта поэма -- апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России..."[18]

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Медный всадник". "Два лика" Петра I. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме "Медный всадник" неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока:

-- Почему из царя-преобразователя, полного "великих дум", Петр превращается в "кумира на бронзовом коне", "горделивого истукана", которому нет дела до малых мира сего?

-- Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?

Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина "два лика" метафорично, то по отношению к Петру в "двух ликах" заключена суть художественного решения образа.

1. Как же проявились "два лика" Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.

 

Вступление.

Царь-преобразователь
   

Медный всадник

Дум великих полн;

грозить мы будем шведу;

будет город заложен;

суждено в Европу прорубить окно
   

вечный сон Петра

 

Часть первая.

Царь-преобразователь
   

Медный всадник

Потомки Петра (покойный царь) и его генералы не сразу начинают бороться с водой и бурей, утверждая, что "с божией стихией царям не совладеть"
   

Обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине <...>

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне (курсив мой. Н. Б.)

 

Часть вторая.

Царь-преобразователь
   

Медный всадник

Чьей волей роковой

Под морем город основался

 

Державец полумира

 

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

 

Строитель чудотворный
   

Подножие кумира

 

 

Горделивый истукан

 

И прямо в темной вышине

Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне

 

За ним несется Всадник Медный

2. Каким мы видим Петра во вступлении? Царь показан живым, объятым великими думами; но он мечтает о завершении дела ("запируем на просторе"), то есть об "остановке" на своем пути, а это первый шаг на пути к "медному всаднику".

3. В чем суть конфликта Петра и Евгения? Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликтуют личность и государство. Это поднимает конфликт на уровень социального обобщения. Он носит неразрешимый характер. Каждая из сторон по-своему права.

4. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.

5. Как в поэме выражается присутствие автора?

6. На чьей стороне автор? Пушкин и с Петром-преобразователем, и с Евгением, мечтающем о счастье в частной жизни. Но автор против "Медного всадника", то есть власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.

7. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя? Город, как и его герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Петр -- окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь, губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Петр, а Медный всадник. Великим делом Петра воспользовались потомки, которые эксплуатировали его реформы, и готовы использовать для наживы всё, даже разбушевавшуюся стихию, чтобы петь "несчастье невских берегов", как граф Хвостов.

8. Какой символический смысл приобретает в поэме "образ" водной глади, в которой отражается город? (Город на берегах стремится вверх, а отраженный в воде вниз).

9. Прав ли Белинский, видевший в поэме только "апофеозу Петра Великого"?

В финале урока можно еще раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина, с помощью которых была создана проблема на первом уроке, и оценить их позиции с высоты постижения пушкинской поэмы.

Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона. Гибнет Петр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.

После изучения поэмы Пушкина "Медный всадник" десятиклассникам могут быть предложены следующие темы сочинений:

1.      Правда Евгения и правда Петра в поэме "Медный всадник".

2.      Два лица Петербурга в поэме "Медный всадник".

3.      Трагедия маленького человека в поэме "Медный всадник".

4.      Конфликт человека и власти в поэме "Медный всадник".

5.      "Медный всадник" как социально-философское произведение.

6.      Своеобразие изображения "маленького человека" в поэме "Медный всадник".

7.      Реальность и фантастика в поэме "Медный всадник".


 
« Пред.   След. »

Direct/ADVERT


Direct/ADVERT



Rambler's Top100